УДК 614.841

Независимая оценка пожарного риска

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Синагатуллин Фанус Канзелханович – старший преподаватель Уфимского университета науки и технологий.

Исламов Тимур Рамилевич – студент Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: Независимая оценка пожарного риска фактически представляет собой пожарный аудит, который должен проводиться на основании конкретного заключенного договора. Это соглашение между самим собственником или же другим владельцем, а также экспертной организацией, которая осуществляет деятельность именно с точки зрения оценки пожарного риска. Необходимо учитывать, что регламентируется подобное оценивание на основании решений МЧС Российской Федерации.

Ключевые слова: пожарная безопасность, пожар, оценка, риск.

Подобную проверку могут проходить только лишь те экспертные организации, которые аккредитованы со стороны МЧС. При этом руководствоваться необходимо законодательством, а также регламентацией в данной области, в том числе независимая оценка пожарного риска опирается на Постановление Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». При этом она включает в себя несколько основных этапов, каждый из которых имеет в данной области большое значение.

Отдельно стоит обратить внимание на порядок оформления заключения. Для того, чтобы этот документ имел силу, необходимо указать в нем несколько основных аспектов, в том числе это: наименование и адрес экспертной организации; дата и номер договора, в соответствии с которым проведен пожарный аудит; реквизиты собственника; описание объекта защиты, в отношении которого проводился пожарный аудит; фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска; результаты проведения пожарного аудита, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих правил. Завершается оформление этого документа с помощью вывода о том, соблюдаются ли условия, при необходимости устанавливаются специальные рекомендации для того, чтобы обеспечивать снижение риска до необходимого установленного уровня .

Необходимо выделить основные причины, по которым проводится независимая оценка пожарного риска со стороны экспертной организации. Это касается ситуации, если выполнялись разнообразные работы именно в области пожарной безопасности, если установлено право собственности. При рассмотрении регламентирования данного аспекта в законодательстве можно говорить о том, что подобный аудит необходим для того, чтобы рассматривать соблюдение всех требований без исключения, с помощью которых обеспечивается безопасность и защита каждого объекта в этой области. В процессе проверки обязательно нужно обращать внимание на актуальные условия, что касаются соответствия определенного объекта установленным требованиям в области пожарной безопасности. Они обязательно должны быть выполнены в полном объеме с опорой на существующее законодательство. При этом ориентироваться также стоит на технические регламенты и нормативные документы в данной области .

Сама независимая оценка пожарного риска представляет собой возможность проводить определенные расчеты с использованием актуальных утвержденных методик, которые дают возможность проанализировать актуальное состояние. При этом понадобиться проанализировать объект, рассмотреть частоту опасных ситуаций, выстраивание полей опасных факторов, а также оценить последствия от подобных ситуаций. Обязательно исследуется наличие систем обеспечения пожарной безопасности разнообразных объектов, в современных условиях их может быть большое количество, в том числе и автоматизированных. В процессе окончательного оформления отчета необходимо указывать используемую методику, объект, а также основные результаты и конкретизированный вывод .

На основании результатов независимой оценки пожарного риска объект должен рассматриваться в качестве того, где выполняются все основные требования в области пожарной безопасности, это нормативы, государственные стандарты, технические регламенты и иные документы. В подобной ситуации нет необходимости дополнительно прикреплять расчет по оценке пожарного риска при проведении аудита. При этом расчеты могут входит в независимую оценку пожарного риска в целом. Есть точка зрения о том, что подобная оценка не проводится вовсе, если стандарты соблюдаются, но это несправедливое заключение .

Таблица 1. Независимая оценка пожарного риска

Независимая оценка пожарного риска

Анализ документов

Происходит характеристика пожарной опасности объекта

Пожарный аудит объекта на соответствие требованиям пожарной безопасности

Рассматривается объективная информация об актуальном состоянии

Компьютерное моделирование и расчет рисков

Это необходимые испытания и расчеты, позволяющие моделировать ситуации и получать точные данные

Выдача заключений

Документирование полученной информации

Необходимо каждый объект детально анализировать и регулярно проверять с точки зрения обеспечения безопасности. Ведь в случае пожара возникают серьезные проблемы, которые могут касаться как обеспечения безопасности для людей, так и сохранения имущества, ведь любой пожар вызывает серьезные проблемы. Стоит учитывать основы, которые зафиксированы Приказом МЧС России от 28.06.2012 года №375. Установлено, что для объектов, у которых положительное заключение в области независимой оценки пожарного риска, актуально наличие перерыва, плановые проверки не проводятся в течение трех лет. Однако, при этом рассчитываются основные планы на проверку на следующий год не позднее, чем 1 сентября, эти документы передаются прокуратуре и при этом будет уже запланирована проверка. В подобной системе проверка будет проведена, даже если будет положительное заключение, но информация о нем предоставлена несвоевременно.

Отдельно рассматривается ситуация, когда на объекте существует защита расчетов пожарного риска. При этом инспекторы обязательно проверяют то заключение, которое выдано экспертной организацией, тщательно сверяют все расчеты, обязательно анализируют существующие исходные данные. При этом дополнительно стоит рассматривать актуальные вопросы, которые касаются правильного применения рекомендаций и изменения ситуации в дальнейшем. Это может понадобиться, если основные требования не соблюдены и необходимо в дальнейшем обеспечивать точное соблюдение требований для того, чтобы гарантировать законность в данной области. В той ситуации, если в процессе проверки не соответствуют зафиксированные данные фактическим, то сам инспектор по пожарному надзору выносит решение, оно обязательно должно быть мотивированным .

Итогом такого решения является непринятие результатов расчета по оценке пожарного риска, при этом детально проходит проверка в области пожарной безопасности и устанавливаются актуальные данные. Сейчас стоит отметить, что в рамках законодательства нет ответственности для тех, кто проводит независимую оценку пожарного риска в разнообразных ситуациях. В итоге все негативные последствия ложатся на собственника конкретного объекта, подобные нормы нуждаются в дальнейшем полноценном развитии и совершенствовании.

Список литературы

  1. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К. Чем и как тушить пожар // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020 Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020). – 2020. – С. 146-153.
  2. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К., Багышев Д. Э. Пожарная безопасность на силовых трансформаторах // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория практика Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 66-76.
  3. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 124-127.
  4. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 124-127. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблема обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 246-249.
  5. Альтернативный подход к автоматизации независимой оценки пожарного риска //Сибирский пожарно-спасательный вестник. – 2019. – №. 12. – С. 46-51. [Электронный ресурс] https://clck.ru/38FTRB (Дата обращения 18.01.2024)

Интересная статья? Поделись ей с другими: