УДК:35. 351;351.862;355.586

Совершенствование системы общественной безопасности путем слияния профильных организаций в области гражданской обороны, пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и системы образования

Башкиров Михаил Валерьевич – студент магистратуры Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Института экономики и управления.

Аннотация: В данной статье проанализирована деятельность государственного казенного учреждения Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям». Актуальность данной работы заключена в степени значимости грамотного обучения подрастающего поколения первоочередным действиям в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: общественная безопасность, гражданская оборона, чрезвычайная ситуация, сигнал оповещения, формирование личности, образование, практические занятия.

Основной целью исследования является защита населения от чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера и тут важно понимание что исследование более результативно исходя из личного опыта. мной был выбран личный, практикующий опыт деятельности как специалиста в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера совмещен с преподавательской деятельностью предмета «Безопасности жизнедеятельности» для студентов средне-специального образования.

Почему данный вариант деятельности имеет актуальность данного направления? На это есть несколько ответов:

  1. Высокий процент происшествий остается высоким, не только от беспечности населения, но и от их незнаний, как себя вести в той или иной экстремальной ситуации;
  2. Образовательная дисциплина «Безопасности жизнедеятельности», существенно теряет интерес у учащихся;
  3. Большинство преподавательского состава, не учитывают изменения нормативно-правовой базы по данной тематике, а это значит, что не могут дать актуализированную информацию;
  4. Данная дисциплина тесно сопряжена с практическими действиями людей, которые происходят на протяжении жизни;
  5. Несмотря на тот факт, что данная дисциплина имеет практические занятия, к сожалению, данные занятия зачастую проходят исключительно на теоретической основе, написанием например контрольной точки, решением теста и так далее.

Моя методика исследования опиралась именно на вышеуказанные аспекты, которые мне хотелось изменить. В ходе исследования был проведен опрос среди студентов о предметной деятельности предыдущих коллег преподающих ранее предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Среди учащихся студентов пяти групп и общим количеством 75-ти человек, свыше 60-ти человек, отметили высокой продуктивностью смена преподавателя на практикующего специалиста в данном опросе. Кроме того вырос интерес как к самой профессии специализирующей на общественной безопасности так и повысился интерес к практическим занятиям во время прохождения обучения в учебном семинаре.

Сама образовательная программа была разделена на три этапа, которые включали в себя следующие:

  1. Гражданская оборона, которая включала в себя основы безопасности и алгоритм действий в экстремальных ситуациях, в том числе при проявлении стихийных бедствий;
  2. Основы военной службы, где включены основные направления начальной военной подготовки;
  3. Медико-санитарная подготовка, состоящая в подготовке и отработки оказания первой помощи, как пострадавшим, так и себе лично.

Каждый их трех этапов учебной подготовки, был заблаговременно проанализирован и простроен таким образом, чтобы не нарушать общепринятый порядок данной дисциплины утвержденной программой образования учебного заведения, но и был оптимизирован на пользу учащимся.

Отличительной программой обучения была выражена переходом от теории к практическим действиям. При этом стоит учесть тот факт, основа данных практических действий заключалась не в отработке нормативов по конкретному показателю, а именно отработки правильности выполнения действий.

На каждый этап обучения проводились свои знаковые мероприятия, так, к примеру, на этапе основ безопасности в экстренных ситуациях, было посещение действующей пожарно-спасательной части, с подробной лекцией и практической отработки применения специального оборудования по защите органов дыхания. Данное мероприятие отличалось от стандартных практикующих лекций в том, что практикующий педагог совместно со специалистами в части, проводит теоретические и практические мероприятия, опираясь не только на методичку, но и на собственные примеры из жизни. Как, например, сделать самую элементарную повязку для защиты органов дыхания при помощи подручных средств, как правильно вести себя во время пожара, почему нельзя открывать некоторые окна. Кроме этого на лекциях рассмотрели варианты как себя вести на природе, какие могут быть пометки в лесу которые не дадут заблудиться. (Пример см. рис. 1)

Рисунок1

Рисунок 1. Практическое занятие в пожарно-спасательной части

Взяв во внимание наличие в городе Самара, имеющие центры дополнительного образования, у которых базируются военно-патриотические клубы. Была проведена договоренность о проведении военно-тактических играх, на базе одного центра внешкольной работы. В программу входило комплекс программ. Для оттачивания мастерства, построения и маршевого шага, показательное мероприятие проводилось не в спортзале, а на закрытой уличной асфальтированной площадке, разборка – сборка автоматов (муляжей) проходила под контролем инструктора, который объяснял все тонкости и часто возникающие трудности данного процесса. Я как Педагог, лично принимая участие в непосредственной тактической игры «Лазер-таг», рассказывал о возможности ведения тактики и успеха правильной стратегии. Наличие военной подготовки требует хорошей физической подготовки, для этого профессиональный тренер на практическом занятии объяснил и показал о правильности выполнения ряда упражнений, кроме этого отдельно обратив внимание о времени проведения данных упражнений. Стандартно принято считать, что физические нагрузки лучше всего выполнять ранним утром, однако тут стоит отметить, что не все физические нагрузки для неподготовленного организма полезны, для выполнения ряда упражнений требуется полноценное пробуждение организма. Если вспомнить методику здорового образа жизни, советского периода, люди делали утром лёгкую разминку, для пробуждения организма и улучшения кровообращения, поэтапно раскрывая и развивая её. (Пример см. рис. 2)

Рисунок2

Рисунок 2. Военно-тактические игры

Для проведения третьего этапа, мне понадобился не только личный опыт в проведении аварийных работ на ЧС, но консультации медицинского персонала, а также весомый материал методической литературы. Изучив и проанализировав правильности оказания первой помощи. Мной сделан вывод о пользе и грамотности советской медицины. Так как современные методические рекомендации, заставили меня усомнится, в ряде вопросов. Например правильности наложении жгута при артериальном кровотечении. «Жгут накладывают при повреждении крупных артерий конечностей выше раны, чтобы он полностью пережимал артерию. Под жгут подкладывают мягкую ткань (бинт, одежду), делают несколько витков до полной остановки кровотечения». Однако прочитав некоторые советы, был удивлен, что в ряде случаев следует накладывать жгут ниже раны. При этом нет конкретного пояснения, в каких конкретно случаях так следует делать. Именно поэтому, обратившись к практикующим медикам, убедился, что следует учить, как учили нас в детстве и юности по старой классической, советской методике. Мне как педагогу и специалисту в области защиты населения, важно было дать те знания, которые неоднократно помогали мне в повседневной жизни и профессиональной деятельности. (Пример см. рис. 3)

Рисунок3

Рисунок 3. Наложение повязок

Повторюсь, на вопрос для чего необходимо было мне лично так вникнуть в данный вопрос обучения, такого поверхностного, как многим кажется, предмета, мой ответ прост. В условиях современного мира, с повышенным уровнем движения и цифровизации и повышения комфортности, население заметно теряет навыки выживания. Теряется уровень ответственности и сохранения ценностей своего окружения и своего здоровья в целом. Моя основная работа заключена не в спасении людей, а в защите населения от опасностей, или как говорили еще в советские времена «Болезнь лучше предотвратить, чем её лечить», и я с этим согласен.

Обучив студентов, которые будут знать, как в какой ситуации действовать, и как себя отгородить от опасности, для меня очень важная роль в их судьбе. Со многими студентами, я поддерживаю связь и по сей день, а в данное учебное заведение нередко прихожу для проведения открытых образовательных уроков, для студентов первых курсов. Ведь опасность может быть в самых различных местах и на протяжении всей нашей жизни.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. О чрезвычайном положении : Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ [принят Государственной Думой 26 апреля 2001 года]. – Москва : 2023. – 116 с. – Текст: непосредственный;
  2. Российская Федерация. Законы. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ – Москва : 2021. – 34 с. – Текст: непосредственный;
  3. Российская Федерация. Законы. О безопасности : от 28.12.2010 № 390-ФЗ [принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года]. – Москва : 2021. – 27 с. – Текст: непосредственный;
  4. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации Федеральный закон от 21.11.2011 г № 323-ФЗ – Текст: электронный;
  5. Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны до 2030 года» – Текст: электронный;
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» – Москва : 2021. – 27 с. – Текст: непосредственный;
  7. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства Российской Федерации от : 21.05.2007 №304 (ред. от 20.12.2019) : – Москва : 2021. – 20 с. – Текст: непосредственный;
  8. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - Самара: 2023. – 297 с. – Текст : непосредственный;
  9. Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» на 2017-2030 – Москва: 2023. – Текст : электронный;
  10. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 08.12.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" – 80 с. – Текст : непосредственный;
  11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2022-2030 - Москва: Новая волна, 2023. – 209 с. – Текст : непосредственный;
  12. Государственная программаРоссийской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2022-2030 - Москва: 2023. – Текст : электронный;
  13. Качанов, С.В. Предупреждение ЧС / С.В. Качанов, Ю.Н. Капральный. - Текст: непосредственный // Гражданская защита. науч.-практич. и методич. журнал – 2022. - №4 (560). – С. 50-51.