УДК 614.8

Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения в современных условиях

Власова Оксана Сергеевна – кандидат технических наук, доцент кафедры «Пожарная безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях» Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета

Тюнина Анастасия Андреевна – студент по направлению работы конференции (секция): гуманитарные, медицинские и социально-экономические аспекты безопасности Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета

Аннотация: На сегодняшний день, когда современные технологии тесно вплелись в повседневную жизнь людей, человек оказывается по сути в плену ситуации, где ему приходится сталкиваться с разными опасностями, характерными для цифрового мира.

Ключевые слова: культура безопасности, современные технологии, стихийные бедствия, бытовые риски, террористические атаки, киберугрозы.

Молодежь, только начинающая свой путь в обществе, чувствует на себе влияние нестабильной экономики и ухудшения условий жизни. Реклама в СМИ создает образ успешного человека, который, казалось бы, не может обойтись без алкоголя, курения и наркотиков. При этом, по мере изменения мира вокруг, возникают новые риски, и становится важным обновление информации на всех уровнях, чтобы люди могли лучше справляться с повседневными опасностями и создавать безопасную среду для жизни.

Изучение безопасности в современном обществе – это важный аспект, который помогает людям быть более в курсе того, как избежать опасностей. Мы рассматриваем разные ситуации, от стихийных бедствий до террористических атак и киберугроз, чтобы понять, как обеспечить безопасность в повседневной жизни.

Важно знать, как себя вести в различных ситуациях — от домашних дел до участия в общественных мероприятиях — чтобы обеспечить общую безопасность. Это включает в себя не только знание, как избежать несчастных случаев, но и умение обращаться с опасными веществами и соблюдение профилактических мер. Постоянное обновление и распространение этого знания – важная часть образования, которая помогает создать более осознанное и безопасное общество. Изучение, как люди относятся к безопасности, помогает им быть более внимательными и ответственными в повседневной жизни. Этот подход может снизить риск возникновения неожиданных ситуаций и создать прочные основы для безопасности общества. Исследование культуры безопасности важно не только для повседневной жизни, но и для подготовки людей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Это включает различные навыки, такие как знание, как эвакуироваться, умение оказывать первую помощь и использование средств для защиты в критических ситуациях. Формирование культуры безопасности – это важная часть развития современного общества. Этот процесс не только способствует стабильности и благополучию, но также существенно улучшает качество жизни для всех нас. Поддержка безопасности в различных сферах жизни играет ключевую роль в обеспечении устойчивого и гармоничного развития общества в условиях быстрых изменений климата, стремительных технологических изменений и глобальных вызовов. Активное исследование культуры безопасности необходимо для подготовки населения к адаптации к новым условиям. Это становится основой для устойчивого развития общества, так как способствует формированию реальных механизмов приспособления к переменам.

Культура безопасности жизнедеятельности играет ключевую роль в общей культуре, отражая уровень знаний в области безопасности и осознанность необходимости соблюдения правил безопасного поведения [4]. Этот всесторонний подход не только способствует укреплению личных навыков, но также формирует общее понимание и ответственность, что служит фундаментом для устойчивого прогресса и развития общества в условиях постоянных изменений.

Культура безопасности жизнедеятельности представляет собой сложную систему, основанную на трех уровнях воздействия: индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном [3]. Ударение на всестороннем развитии знаний, формировании умений и отработке навыков способствует эффективному формированию индивидуального уровня культуры безопасности для каждой личности.

Для успешного формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖД) необходимо решить несколько важных задач:

  • внедрение качеств, которые будут способствовать внутренней установке на обеспечение безопасности в повседневной жизни: систему личных и общественных идеалов, ценностей и мотивацию для безопасных действий;
  • развитие навыков безопасного взаимодействия с окружающим миром и обществом;
  • формирование устойчивых индивидуальных и социальных поведенческих моделей в области безопасности [2].

Такой комплексный подход не только укрепляет индивидуальные навыки, но также способствует развитию общего понимания и ответственности. Это служит основой для устойчивого прогресса и развития общества в современных условиях.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖД) является неотъемлемой частью развития современного общества. Этот процесс не только укрепляет индивидуальные навыки, но и способствует развитию коллективного осознания и ответственности. Важно решать ряд ключевых задач для успешного достижения этой цели:

  1. Реализация качеств, способствующих внутренней установке на обеспечение безопасности жизнедеятельности, таких как система личных и общественных идеалов, ценностей и мотивации для безопасных действий.
  2. Формирование навыков безопасного взаимодействия с окружающим миром и социумом.
  3. Создание устойчивых индивидуальных и социальных поведенческих паттернов в области безопасности жизнедеятельности, включая традиции, стереотипы и нормы поведения.

Этот комплексный подход помогает не только развивать индивидуальные компетенции, но и создает основу для устойчивого прогресса общества в условиях постоянных изменений.

С начальных лет формирования, дети активно учатся навыкам безопасного взаимодействия с окружающим миром. Важную роль в этом процессе играют образовательные учреждения, особенно школы, которые повышают уровень знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности. Особое внимание следует уделять возрасту от 14 до 17 лет, когда молодежь сталкивается с разнообразными вызовами, такими как алкоголизм, наркомания и депрессивное состояние.

Исследования показывают, что подростки, обладающие фундаментальными знаниями в области КБЖД, становятся более осознанными и ориентированными на безопасность. Педагоги и сотрудники образовательных учреждений играют ключевую роль в профилактике травматизма среди учеников, особенно в период среднего профессионального образования.

Статистические данные за 2022 год подчеркивают важность решения проблем заболеваемости и смертности среди молодежи. Различные факторы, такие как отравления алкоголем, наркомания, инфекции, самоубийства и прочее, требуют внимательного вмешательства. Важными являются также проблемы демографии и ожирения.

С 2005 по 2021 год наблюдается положительная динамика в снижении смертности и заболеваемости среди молодежи. Пропаганда здорового образа жизни и информирование общества о современных рисках являются ключевыми моментами в поддержании культуры безопасности.

Государственное вмешательство также играет важную роль. Власти предпринимают меры по профилактике вредных привычек и противодействию суицидальным настроениям, особенно среди молодежи. Системный подход и сотрудничество общества и государства являются необходимыми для устранения проблем и создания здоровой и безопасной среды для молодого поколения.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности становится важной задачей для обеспечения здорового взросления молодежи и снижения показателей смертности и заболеваемости в стране. Мы придерживаемся принципа "прежде предупредить, чем ликвидировать последствия", и наша цель - активно воздействовать на процессы формирования отношения молодежи к индивидуальной безопасности, не ограничиваясь только борьбой с последствиями. Продолжим усиленные усилия в воспитании у молодежи глубокого понимания вопросов безопасности, акцентируя внимание на текущих опасностях современного мира через разнообразные информационные ресурсы. Такой подход не только способствует снижению инцидентов девиантного поведения среди молодежи, но и создает благоприятные условия для их здорового взросления. Передача знаний о безопасности через разнообразные каналы коммуникации позволяет сформировать устойчивый фундамент для будущего поколения, готового к ответственному взрослению и активному участию в жизни общества.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

Культура безопасности жизнедеятельности является важным элементом общего развития цивилизованного общества. Ее формирование способствует стабильности, благополучию и повышению качества жизни в обществе.

Культура безопасности оперирует на трех уровнях - индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном. Индивидуальные навыки, корпоративные и общественные ценности формируются совместными усилиями, способствуя безопасному поведению в повседневной жизни.

Процесс формирования культуры безопасности начинается в раннем детстве и требует активного воздействия образовательных учреждений, особенно школ. Знания, переданные в этот период, могут служить внутренним компасом для молодежи в период повышенных рисков в возрасте 14-17 лет.

Возраст от 14 до 17 лет выделяется как период повышенных рисков для молодежи, где они сталкиваются с различными вызовами, такими как алкоголизм, наркомания и депрессивное состояние. Этот период может быть критическим, и, как показывают исследования, подростки, обладающие фундаментальными знаниями в области культуры безопасности жизнедеятельности, имеют своего рода внутренний компас, который помогает им справляться с вызовами более эффективно.

Анализ статистических данных с 2005 по 2021 год показывает позитивные изменения в снижении смертности и заболеваемости среди молодежи. Однако вызовы, такие как демографические проблемы и проблемы ожирения, продолжают оставаться актуальными. Системное взаимодействие государства и общества, направленное на предотвращение рисков и формирование безопасной среды, остается ключевым элементом успешного развития общества в современных условиях. Тем самым, культура безопасности жизнедеятельности не только укрепляет индивидуальные навыки и компетенции, но также является стратегическим инструментом для обеспечения устойчивого прогресса и благосостояния общества в целом.

Исследования статистических данных отражают ключевые причины заболеваемости и смертности среди молодежи, такие как отравления, наркомания, алкоголизм, заболевания, передающиеся половым путем, и суицид. Информирование общества о современных рисках и активная пропаганда здорового образа жизни являются важными мерами профилактики.

Государство играет ключевую роль в формировании культуры безопасности, вводя меры по противодействию вредным привычкам, суицидальным настроениям и активно участвуя в образовательных программах.

Формирование культуры безопасности требует системного подхода, охватывающего как индивидуальные, так и коллективные аспекты, чтобы обеспечить устойчивый прогресс и развитие общества в условиях постоянных перемен.

Список литературы

  1. Тренды молодежной политики в зеркале социальных наук и технологий: монография / А. В. Пономарев. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2018. – 260 с.
  2. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации в условиях современных вызовов и неопределенностей: монография / А. И. Андриянова, И. Г. Арцыбашев, М. А. Бедулева. –Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2022. – 212 с.
  3. Осипчукова, Е. В. Особенности организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении однополого типа // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2 (28). – С. 251–270.
  4. Попова, Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе со студенческой молодежью: анализ и пути совершенствования // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2021. – Т. 6, № 3. – С. 118–124.
  5. Профессиональное образование и социальное партнерство в работе с молодежью: монография / А. В. Пономарев, Н. В. Попова, М. А. Бедулева. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 253 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: