УДК 711.555 , УДК 711.557, УДК 712.00, УДК 725.56, УДК 64.044 УДК 615.851.3

Истоки терапевтического ландшафта в китайской медицине

Курик Агата Вадимовна – магистрант факультета «Архитектура» Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация. В статье анализируется китайская философия отношений человека и природы, методы природного лечения в Китае. Анализируются приемы используемые в лечебных садах Китая и даются рекомендации для использования в современных терапевтических садах. Раскрывается актуальность использования этих приемов в современном ландшафтном проектировании терапевтических садов.

Ключевые слова: терапевтический ландшафт, китайская медицина, человек и природа, лечение природой.

Терапевтические ландшафты представляют собой новое направление в области ландшафтного дизайна, фокусирующееся на использовании природного окружения для медицинских целей, восстановления здоровья и психологического благополучия человека. Этот подход имеет древние корни, отражающие убеждение в благотворном воздействии природной среды на человека.

В различных культурах исторически наблюдались практики прибегания к природе для лечения и восстановления. В традиционной китайской медицине придается значительное внимание природным элементам в качестве ключевых компонентов поддержания баланса организма [1].

С развитием современной научной медицины и становлением доказательной базы в пользу эффективности лечебного воздействия природы, терапевтические ландшафты получили новое признание. В настоящее время специалисты по ландшафтному дизайну активно внедряют принципы терапии природой в свои проекты, создавая уникальные и благоприятные окружения для здоровья и благополучия. Терапевтические ландшафты включают в себя использование разнообразной растительности, водных элементов и пейзажей, образующих специально организованные пространства с целью поддержания здоровья, снижения стресса и улучшения качества жизни. Это могут быть открытые парки, зеленые территории и специально спроектированные медицинские объекты.

Термин "терапевтический ландшафт" был впервые использован в научной литературе в начале 20-го века, в частности, в работах психиатров и психотерапевтов [2]. В конце 19-го века и начале 20-го века, когда интерес к воздействию природы на здоровье человека стал активно развиваться, возникла идея использования окружающей среды как средства для улучшения психического и физического благополучия. 

Существует многочисленные исследования, подтверждающие положительное влияние природы на здоровье человека. Взаимодействие с природой может способствовать улучшению психического здоровья, снижению стресса, улучшению настроения и повышению общего самочувствия [3, 4, 5, 6, 7].

Нередко природа используется в медицинских целях. Например, терапия с использованием садов и специально созданных терапевтических ландшафтов становится все более популярной в реабилитационных и лечебных учреждениях. Таким образом, связь между природой и здоровьем подтверждается как научными исследованиями, так и практическими знаниями, и важно учитывать этот аспект при проектировании городской среды, медицинских учреждений и различных других общественных пространств. 

Однако использование природы для лечения и реабилитации началось задолго до проведения данных исследований. Лечение природой находит свое особое место в китайской культуре, а также в традиционной китайской медицине. Концепция человека и природы тесно связана с эстетической точки зрения, что отражается во многих аспектах китайской культуры. Китайская медицина, которая развивалась на протяжении тысячелетий, основывается на принципах баланса и гармонии во вселенной. В ее основе лежит учение о взаимосвязи человека с природой, где организм рассматривается как микрокосмос, отражающий большую вселенную.

Начало китайской медицины приходится на период около V века до н.э. Важное событие в истории этой медицинской традиции связано с появлением знаменитого классического труда "Хуандинэйцзни" или "Лечебник императора Хуанди", написанного в период времени, когда в Китае происходили соперничества между различными царствами (475–221 гг. до н.э.). Это самое раннее сочинение по медицине в Китае и состоит из 18 томов. "Хуандинэйцзни" служит настоящей энциклопедией медицинских знаний своего времени и сохраняет свою ценность и в наши дни. В этой книге были зафиксированы открытия древних врачей в области диагностики и лечения различных заболеваний, а также в области анатомии и физиологии человека [8].

Один из ключевых аспектов китайской медицины - это использование природных методов лечения, включая травы, минералы и животных продукты. В китайской культуре существует большое количество растений, которые используются для лечения различных заболеваний. Эти травы обладают определенными свойствами, такими как тонизирующие, расслабляющие или восстанавливающие [9].

Также стоит упомянуть о философии "Yin" и "Yang", которая составляет основу китайской медицины. "Yin" и "Yang" представляют различные аспекты вселенной, которые взаимодополняют друг друга и поддерживают баланс. В китайской медицине, заболевания рассматриваются как дисбаланс между "Yin" и "Yang", и природные методы лечения помогают восстановить гармонию в организме [10].

Опыт китайской медицины и лечения природой можно перенять и применить и в других культурах [8]. Также стоит отметить, что эффективность природной медицины часто связана с гораздо более глубокими причинами, чем просто химические соединения в растениях. В китайской культуре природа рассматривается как живой организм, включающий в себя энергии и силы, которые влияют на наше здоровье. Таким образом, китайская медицина стремится восстановить гармонию человека с природой, активируя самоисцеляющие силы организма.

Тема лечебных садов и ландшафтов имеет долгую историю, и в различных культурах, особенно в древних языческих, они выполняли не только терапевтическую функцию, но и имели сакральное значение [11]. Особый интерес представляют китайские сады, которые уже более трех тысячелетий являются материальным проявлением духовного содержания даосизма. Важной особенностью этой религиозно-философской системы является первостепенность пустоты и небытия в отношении материальных объектов мира, к которым они, преобразовываясь, возвращаются: "В мире существует множество различных вещей, но они все возвращаются к своему началу. Это возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности". Это обстоятельство определяет глубокую связь между сакральными и терапевтическими функциями китайского сада: духовная практика благотворно влияет на состояние здоровья, которое в свою очередь обеспечивает успешность медитационных упражнений. Именно поэтому китайский сад использовался с древних времен как для духовных, так и для лечебных целей, причем его эстетические качества играли важную роль в достижении этих целей [12]. 

Культура китайских садов тесно связана с другими традиционными выражениями китайского искусства, такими как живопись, поэзия и музыка. Они все основаны на философии даосизма. Китайский сад можно представить как символ трехмерного изображения горно-водного ландшафта, который в свою очередь является географическим отражением дуализма "Yin" и "Yang", характерного для китайской пейзажной живописи. В контексте ландшафтной терапии китайская живопись и садовое искусство могут быть рассмотрены как чертеж и трехмерная конструкция. Однако, методы пространственного оформления в каждом случае имеют свои особенности. Учитывая религиозную основу традиционного китайского искусства, садовое искусство можно рассматривать в двух аспектах: геометрии восприятия пространства зрителя и философской системе даосизма в целом.

Садовое искусство Китая играло сходную с пейзажной живописью роль духовного питания и средства духовного воспитания в китайском обществе [12]. Оно обладало дополнительными возможностями воздействия на зрителя благодаря его непосредственному погружению в трехмерное пространство сада. Однако, поскольку невозможно полностью сконструировать в реальных масштабах различные по напряженности сочетания "Yin" и "Yang", такие как высокие горы и просторные водные пространства, китайское садовое искусство приняло подобный подход, похожий на изображения пейзажей на длинных свитках. Зритель мог постепенно разгадывать и воспринимать сад как он раскрывается, подобно тому, как разгружается свиток. Это давало возможность насладиться и погрузиться в каждый отдельный момент сада, придавая ему своеобразную ритмичность и притягательность. Особенность китайского сада, сохранившаяся до наших дней, - это его частичное разделение пространства. Внутренними стенами он разделен по горизонтали, а мостиками и лестницами - по вертикали, что создает эффект недостроенного туннеля. Такое разделение помогает корректировать пространственное восприятие, ослабляя агорафобию или создавая иллюзию открытости, препятствуя клаустрофобии. 

В китайском садовом искусстве также используются оптические эффекты для создания различной напряженности в противостоянии "Yin" и "Yang". Миниатюрные кластеры сада могут визуально увеличивать или уменьшать соотношение высоты и площади зеркальных водоемов [13]. Традиционные китайские сады расширяют возможности воздействия на восприятие зрителя благодаря сложной топологии кластеров и перспективам разного типа, а также специальным конструкциям, которые направляют взгляд наблюдателя в соответствии с методами пейзажной живописи [13].

Опыт проектирования китайских лечебных садов может быть успешно использован на закрытых и ограниченных по размерам территориях для создания благоприятной и исцеляющей среды. Важно учитывать следующие аспекты при расположении садов на таких территориях. Необходимо создать многоуровневость и вертикальное разделение пространства. При ограниченной площади можно использовать вертикальное пространство, создавая различные уровни садов и террас, которые передают ощущение глубины и пространственного разнообразия. Это позволяет создать впечатление иллюзорной просторности и обогащает визуальный опыт посетителей. Оптические эффекты и игра с масштабами - отличительный прием лечебных садов Китая. Миниатюрные масштабы кластеров сада и использование оптических эффектов могут помочь создать ощущение большего пространства и разнообразия, несмотря на ограниченные размеры. Зеркала и прозрачные перегородки также могут использоваться для визуального расширения пространства и создания эффекта глубины. Основополагающим приемом является использование природных элементов. Важно использовать природные материалы, такие как камень, дерево и вода, для создания ощущения гармонии и связи с окружающей средой. Маленькие фонтаны, ручьи и водопады могут быть великолепным дополнением для ограниченных территорий. Созерцательные элементы и уединенные участки для замедления темпа жизни. Создание уединенных уголков и мест для созерцания поможет посетителям наслаждаться покоем и умиротворением даже на небольшой территории. Разделение сада на разные зоны или комнаты также может помочь в создании ощущения уединения и позволить людям наслаждаться природой в спокойной и живописной обстановке. В лечебных садах должны располагаться также специальные области для физической активности и занятий. Несмотря на ограниченное пространство, следует предусмотреть участки для физических упражнений, таких как тихие уголки для йоги или медитации на открытом воздухе. Это способствует созданию всесторонней исцеляющей среды для посетителей сада.

Актуальность использования приемов лечебных садов Китая в современном проектировании терапевтических ландшафтов состоит в том, что они предлагают уникальные подходы к созданию благоприятной и целебной среды для людей. Китайские сады, порожденные древней культурой и философией, обладают специфической энергетикой и гармонией, которые могут оказывать положительное влияние на физическое и эмоциональное состояние человека. Современная жизнь характеризуется высоким уровнем стресса, психологических и неврологических заболеваний. Использование приемов лечебных садов Китая позволяет создавать специальные терапевтические окружения, которые способствуют расслаблению, восстановлению энергии, улучшению психического благополучия и общего самочувствия людей.

В китайских садах активно применяются такие элементы, как водные структуры, камни, растения, цветы, деревья, мостики и арки. Эти элементы имеют символическое значение и могут быть использованы для создания определенных эмоциональных или физических состояний. Вода, например, является одним из ключевых элементов в китайских садах и символизирует поток жизни, гармонию и преобразование. Ее присутствие в терапевтическом ландшафте может помочь снять напряжение, создать атмосферу спокойствия и привнести ощущение освежения и оздоровления. Также важно отметить, что используя приемы китайских садов, можно создавать различные маршруты и зоны, которые способствуют активности и пассивности, отдыху и развлечениям. Это позволяет адаптировать терапевтический ландшафт под индивидуальные потребности различных пациентов и обеспечивать им оптимальное воздействие для восстановления психофизического равновесия.

Список литературы

  1. Николаев Е.Е. Мировоззренческие основы традиционной китайской медицины //Международный студенческий научный вестник. – 2018. – №. 1. – С. 27-27.
  2. Gesler W., Bell M., Curtis S., Hubbard P., Francis S., & Pennington M. Therapy by design: evaluating the UK hospital building program. Health & Place. 2004;10(2):117-128. URL: [https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1353829203000754]. (Дата обращения: 03.04.2023).
  3. Сонг, К., Икей, Х., Миядзаки, Ю. Физиологические эффекты природной терапии: обзор исследований в Японии // Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. – 2016. – Т. 13. – №. 8. – С. 781. 
  4. https://www.heart.org/en/healthy-living/healthy-lifestyle/stress-management/spend-time-in-nature-to-reduce-stress-and-anxiety 
  5. Haluza, D., Schönbauer, R., & Cervinka, R. (2014). Green perspectives for public health: a narrative review on the physiological effects of experiencing outdoor nature. International Journal of Environmental Research and Public Health, 11(5), 5445-5461. 
  6.  Jimenez, M. P., DeVille, N. V., Elliott, E. G., Schiff, J. E., Wilt, G. E., Hart, J. E., & James, P. (2021). Associations between Nature Exposure and Health: A Review of the Evidence. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(9), 4790.
  7. Chowdhury, M.R., & Madeson, M. (2019). The Positive Effects Of Nature On Your Mental Wellbeing URL: https://positivepsychology.com/positive-effects-of-nature/]. (Дата обращения: 05.09.2023). 
  8. Казакова И. В. Некоторые аспекты китайской традиционной медицины. – 2018.
  9. Федоренко Э. И. Традиционные лекарственные препараты китайской медицины //Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации. – 2018. – С. 49-50.
  10. Лун Ю. Китайская медицина для здоровья и долголетия. – Litres, 2022.
  11. Голосова Е.В. Ландшафтное искусство Китая. М: Наталис, 2008. 327 с.
  12. Жиров В. К., Гонтарь О. Б., Маурчева П. А. Лечебные ландшафты в контексте психологии пространственного восприятия: китайские традиции и современные подходы //Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет» 170100 Россия, г. Тверь, ул. Желябова, 33 (4822) 525318. E-mail: garden@ tversu. ru. – 2018. – С. 46.
  13. Поляков Е. Н., Михайлова Л. В. История становления, основные разновидности традиционного китайского сада //Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2016. – №. 6 (59). – С. 9-25.

Интересная статья? Поделись ей с другими: