УДК 692.433

Изучение мирового опыта в сфере эксплуатируемых крыш

Вдовиченко Валерия Дмитриевна – студент магистратуры архитектурного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Коржемпо Ян Александрович – доцент кафедры дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: Статья представляет собой обзор зарубежного и отечественного опыта в области проектирования эксплуатируемых озелененных крыш. В рамках исследования рассматриваются передовые методы и технологии, применяемые при создании зеленых покрытий на крышах зданий. Авторы анализируют успешные кейсы, выделяя ключевые принципы и инновации, способствующие эффективному использованию таких пространств. Исследование также подчеркивает перспективы применения данной практики в контексте устойчивого развития и улучшения городской среды.

Ключевые слова: зелёная кровля, эксплуатируемые крыши, интенсивный тип, экстенсивный тип, благоустройство.

Обустройство зеленых кровель имеет большие преимущества для экологии и социального развития городской среды, однако внедрение подобной практики в массовом строительстве и реконструкции жилья зачастую затруднительно по экономическим причинам [1].

Рассмотрим зарубежные примеры:

Правительства отдельных городов в США (Чикаго, Нью-Йорк) используют методы экономического и правового стимулирования реализации подобных проектов. В них появляются всевозможные консалтинговые организации, помогающие застройщикам и сообществам собственников, а также организации, классифицирующие степень экологичности здания по таким системам, как LEED (рейтинговая система для энергоэффективных и экологически чистых зданий). Несколько компаний по всей стране специализируются на продаже полного пакета товаров и услуг для обустройства зеленых кровель.

В Европе лидирующее положение по количеству зеленых кровель занимает Германия. Там закон обязывает застройщиков обустраивать зеленые кровли на новых зданиях, а также созданы налоговые льготы для владельцев и арендаторов зданий с подобными кровлями. В Роттердаме, Нидерланды, функционирует городская программа ROOFSCAPE, в которой разработаны принципы применения различных методов эксплуатации кровель в зависимости от среды (с акцентом на экологии и энергоэффективности). В рамках данной программы реализовано несколько десятков проектов [2]. Интенсивно развивающиеся страны Востока (Китай, Корея, город- государство Сингапур) также перенимают западный опыт, уже имея при этом исторический опыт стихийного освоения кровельного пространства жителями городов в хозяйственных целях.

Медицинский центр Мерси в Балтиморе, США, 2010 Архитекторы EllerbeBecket

Лечебные учреждения Балтимора известны своим вниманием к терапевтическому эффекту, оказываемому растительностью на человека. Озелененные пространства для реабилитации пациентов были интегрированы в несколько учреждений (в том числе на кровлях зданий): Медицинский центр Мерси, Балтимор Вашингтонский медицинский центр, Институт Кеннеди Кригера, Госпиталь Джона Хопкинса и UMD институт ортопедии и реабилитации. Самым известным примером является центр Мерси, после комплексной реконструкции которого здание достигло высоты в 18 этажей, составляющих уступы, превращенные в сады. Были оборудованы крытые балконы для пациентов, не имеющих физической возможности покидать палату: на них установили специальные цепи, усиливающие звук падающей воды, чтобы пациенты могли собираться на балконе, слушая шум дождя.

Интересным примером также является Diakonie-klinikum в Штутгарте, где к старому корпусу был пристроен новый: с двухуровневой кровлей, за счет которой окна палат четырех верхних этажей выходят на «зеленый двор» с пространствами для рекреации. При этом верхние уровни как старого, так и нового корпуса были превращены в пассивные зеленые плоскости для созерцания. С 1990-х годов и по сей день, в госпитале реализуется программа увеличения количества растительности как внутри здания, на его поверхности и территории.

Детский сад Fuji в Токио, архитекторы TezukaArchitects [3]

Этот всемирно известный объект, помимо эксплуатируемой кровли, обладает несколькими непривычными для российского обывателя особенностями: между классами нет перегородок, в некоторых местах нет ограждений. Отсутствие перегородок многим покажется негативным фактором: дети будут постоянно отвлекаться на происходящее в соседнем классе. Но архитектор утверждает, что настоящий дискомфорт они испытают в тишине, а фоновый шум для всех нас вполне естественное состояние, которому не нужно препятствовать: в открытом пространстве дети лучше учатся сосредотачиваться. «В наши дни опасность в небольших дозах детям необходима, – говорит Такахару. – Так они учатся помогать друг другу. Это и есть общество». Круговая схема кровли не задумывалась именно как беговая дорожка, но обычно детей не остановить. В среднем ребенок в этом детском саду задень преодолевает четыре километра. Директор так и говорит: «Нам не нужны уроки физкультуры, мы просто отправляем детей на крышу». Тут они лазают на деревьях, прыгают по сеткам, заглядывают в световые фонари или просто бегают по кругу, пока не кончатся силы.

Школа Sydhavn в Копенгагене, JJW Architects

Современной тенденцией в области организации учебного процесса является попытка создания «естественной» среды для проведения уроков: вместо закрытых классов с неподвижно сидящими учениками – пространства, где ученики могут двигаться, в том числе на открытом воздухе, что способствует, а не препятствует, усвоению информации. Чтобы побудить детей к активному передвижению и изучению школы, архитекторы старались максимально разнообразить типологию помещений и рекреаций в здании. Вместо коридоров и классов была создана сложная конструкция из разных по размерам залов и атриумов, которую накрывает эксплуатируемая кровля- лестница. Посреди главной лестницы устроен ручей, а характер подъема марша меняется в зависимости от функции окружающего пространства. При этом со склона дети наблюдают за сверстниками, и процессы социализации проходят более интенсивно.

Diddenvillage, Роттердам, Архитекторы: MVRDV, 2006

Функционально этот объект представляет собой типичную мансарду с открытой террасой посреди рядовой застройки старого города: это частное пространство, продолжение квартиры, принадлежащей жильцам верхнего этажа. Однако его особенностью является значительное влияние на окружающую городскую среду при виде снизу: яркая одноцветная надстройка лапидарных форм венчает всю плоскость кровли, как корона, создавая и акцент, и ориентир, и признак места посреди достаточно однообразной кирпичной застройки. Еще одной отличительной чертой этого объекта является его функциональное и образное подобие «деревне на крыше» состоящей из двора и отдельно стоящих «домиков», создающих характерный силуэт «застройки второго порядка» в уже имеющейся среде.

Отечественный опыт:

Обустройство эксплуатируемой кровли зданий дошкольных образовательных учреждений на данный момент является скорее исключением, чем общепринятой практикой. Единичные проекты реализуются в условиях нехватки территории для соблюдения нормативных правил размещения ДОУ (Детский сад студии Асадова), кроме того, наметилась тенденция проявления интереса к созданию ДОУ по индивидуальному проекту со стороны девелоперов: частные учебные заведения концерна Крост и муниципальный детский сад ГК ПИК в ЖК Варшавские огни. Подобный интерес объясняется осознанием застройщиками того факта, что наличие детского образовательного учреждения, построенного по индивидуальному проекту, существенно повышает привлекательность территории для потенциальных покупателей. Однако, автору не удалось найти примеров реконструкции кровель существующих детских садов, построенных по типовым проектам.

Детский сад по адресу г. Москва, М. Полуярославский пер., 4.
Авторы проекта: Архитектурное бюро Асадова. 2017

Проект нового здания детского сада с эксплуатируемой кровлей. Территории, оставшейся от пятна застройки, было недостаточно для того, чтобы обеспечить каждую группу прогулочной площадкой, поэтому часть из них расположены на эксплуатируемых кровлях. В целях удобства эксплуатации было решено отказаться от озеленения, отдав предпочтение резиновым покрытиям. Всё это определило узнаваемый облик здания – оба крыла идут уступами, похожими на палубы корабля. Сквозной дизайн веранд на земле и на кровле, с игровой средой в виде игрушечных домиков, связал основное здание и его участок в единый комплекс-городок. Таким образом, ограничения – как территориальные, так и со стороны законодательства – предоставили дополнительный импульс для творческих находок.

В жилой застройке примерами обустройства пространств на кровлях зданий служат проекты новых элитных жилых комплексов, такие как «Триумф Палас» в Москве, где большой прогулочной двор располагается между секциями здания на уровне 4 этажа. При толщине почвенного слоя в 20 см здесь произрастают кустарники и карликовые деревья. При проектировании территории жилого комплекса «Воробьевы Горы» в Москве в кровле стилобата были предусмотрены специальные приямки глубиной до четырех метров под посадку деревьев — таким образом, здесь появилась возможность высаживать деревья с глубокой стержневой корневой системой: сосна обыкновенная, лиственница, клен [4].

Наиболее развитая сфера, в которой реализованы проекты обустройства общественных пространств на кровлях в нашей стране – это рестораны и площадки, входящие в состав многофункциональных арт-пространств. В Санкт-Петербурге это кафе Солярис с характерным куполом-надстройкой и смотровой площадкой с видом на старый город, ресторан Невесомость, кинотеатры под открытым небом: крыша «Космос» и «roof cinema» на Грибоедова, пространство «Dot» на Васильевском острове, крыша арт-пространства Этажи и еще около десятка подобных мест. Выделяется среди них эксплуатируемая кровля новой сцены Александринского театра, отличающаяся от типичных «креативных пространств» большей официальностью обстановки и характером здания. Все перечисленные пространства обладают достаточно ограниченным функциональным наполнением, однако отличаются крайне большой популярностью и загруженностью в теплый сезон, что говорит о значительном пользовательском потенциале. За пределами исторического центра, но в непосредственной близости от него эксплуатируемые кровли обустроены на единичных зданиях элитных жилых комплексов в качестве приватных пространств, при этом они не видны с уровня земли.

В условиях российского города на данном этапе развития экологические ценности еще не стали настолько приоритетными на государственном уровне, как в Западных странах, но запрос на повышение качества городской среды уже сформирован. В связи с этим представляется наиболее целесообразной работа с пространствами кровель с точки зрения эстетического и функционального обогащения среды.

Список литературы

  1. Преимущества зеленой кровли в городском пространстве / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-zelenoy-krovli-v-gorodskom-prostranstve.
  2. Американские города лидируют среди 25 проектов по изменению климата, соревнующихся C40 Победители премии Cities Bloomberg Philanthropies Awards 2017 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.c40.org/ru/news/c40-awards-2017/.
  3. Детский сад Fuji, Япония / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archi.ru/projects/world/14220/detskii-sad-fuji-yaponiya.
  4. «Воробьёвы горы» — жилой комплекс премиум класса на Мосфильмовской / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vorobiovy-gory.ru/.