УДК 72

Варианты использования природных метаморфических горных пород в архитектуре Санкт-Петербурга

Научный руководитель Белановская Елена Вячеславовна – кандидат технических наук, доцент и заведующая кафедры дизайна архитектурной среды Череповецкого государственного института.

Бакина Алина Павловна – студент факультета дизайна архитектурной среды Череповецкого государственного института.

Аннотация: В статье просматривается, что представляют собой метаморфические горные породы, изучаются их свойства, состав и происхождения. Также анализируется использование камней в тех или иных конструкциях, архитектурных и интерьерных элементах. Исследуется история применения метаморфических пород в архитектуре и ее интерьерах культурной столицы России – Санкт-Петербурга. Были выделены несколько периодов, значимых в популяризации использования данных камней в России, в частности в Санкт-Петербурге, в непосредственной зависимости от того, кто и в какие промежутки времени возглавлял царствование, правление Россией. Подведен итог значения использования метаморфических пород в архитектуре города.

Ключевые слова: метаморфические породы, архитектура, Санкт-Петербург, мрамор, сланец, камень.

В архитектуре широко распространено применение материалов на основе природных камней. Одним из самых древних и распространенных пород природного камня, являются метаморфические породы.

Расцветом каменных сооружений считаются XVIII-XIX века. И главным образом, это архитектура в Санкт-Петербурге. И в данной статье целью было проследить, какие метаморфические породы использовались в архитектуре города в зависимости от его истории.

Метаморфические породы – это горные породы, которые образовались в земной коре в процессе преобразования магмы и осадочных горных пород под влиянием температур, давления и таких веществ, как углекислый газ, вода, азот и др. Их подразделяют по различным критериям: минеральному составу, структуре, форме зерен, относительным размерам зерен, текстуре. Основные представители: мрамор, гнейс, сланец, кварцит. Также в архитектуре можно встретить в качестве материалов амфиболиты змеевики, филлиты.

Мрамор образуется из известняка, кальцита, магнезита и других кристаллов. Он обладает высокой плотностью, малой водопоглощаемостью, небольшой твердостью. Мрамор, привозимый в Санкт-Петербург из Карелии, Италии, Урала и др. применялся в основном в качестве облицовки внутренних и наружных стен, напольного покрытия.

Гнейс преобразован из гранита и осадочных пород и состоит из cлюды, плагиоклaза, полевого шпата и др минералов. Характеризуется высокой прочностью, невысокой твердостью. Гнейсом облицовывали набережные, дороги, возводят из него фундаменты. Месторождения: Финляндия, Урал.

Сланец состоит из глинистых пород, графита, кварца и слюды. Он отличается твердостью и стойкостью к воде и ветру. Использовался в качестве кровельного материала. Месторождения: Карелия и Ленинградская область.

Кварцит образован из песчаника, кварца, слюды, талька и др минералов. Он обладает высокой плотностью, прочность, малой водопоглощаемостью, твердостью. Применялся для облицовка зданий и опор мостов. Добывался кварцит в Карелии.

В истории архитектуры Санкт-Петербурга условно можно выделить несколько периодов использования природного камня:

  1. Время царствования Петра 1, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны (1689-1761 гг, стиль барокко). В этот период впервые применяется мрамор в отделке интерьеров, привозимый из стран Европы.

Яркий пример архитектуры - Петропавловский собор, арх. Доменико Трезини (рисунок 1, а). Мрамор использовался в отделке интерьера, а сланец – в покрытии крыши.

  1. Время царствования Екатерины II – Николая I. (1762- 1826 гг, стили - классицизм, ампир)

При Екатерине II были найдены новые месторождения природного камня, в том числе были найдены заложения мрамора в Рускеале. Во времена правления Николая I началось строительство первых железных дорог, а значит и расширился экспорт камня из-за границы и отдаленных мест.

Большое количество применения мрамора, используемого в качестве материала можно увидеть в Исаакиевском соборе, арх. Огюст Монферран (рисунок 1, б).

Screenshot 2

Рисунок 1, а. Петропавловский собор, б. Исаакиевский собор

Декор выполнялся из темно-серого мрамора, привезенный из Выборгского района. Напольное покрытие сделано из тивдийского розового мрамора в виде розетки. Для стен использовался итальянский мрамор светло-серого оттенка, розовый тивдийский, жёлтый сиенский, зелёный генуэзский. А красным французским мрамором отделаны фризы над большими дверьми. Цокольная же часть стен выполнена из аспидного сланца.

Мраморный дворец, арх. Антонио Ринальди (рисунок 2) – самый яркий пример архитектуры. Для его отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. В основном мрамор добывали около Ладожского и Онежского озер. Из мрамора сделано почти все: колонны, пилястры, полы, лестницы, скульптуры, ограждения и др.

Screenshot 3

Рисунок 2. Мраморный дворец

  1. Время царствования Александра II – Николая II. (1855-197 гг, стиль модерн)

На этот период приходится самое богатое использование природного камня, в том числе и мрамора, сланца, кварцита, в фасадах дворцов, соборов, храмов, банков и т.д. Чаще всего привозили ископаемые из Финляндии и Карелии.

В этот период был возведен всем известный Собор Спаса на Крови, арх. А.А. Парланд (рисунок 3, а). В выполнении наличников, облицовке стен использовали эстляндский мрамор (Эстляндия - нынешняя Эстония). Пол был выполнен из 10 видов итальянского мрамора. В интерьере использовали змеевик.

  1. Послереволюционное время, первая половина XX века (1920е-1970е гг, стиль авангардизм и социалистический реализм).

В этот период очень мало использовали природного камня в строительстве, в особенности метаморфических пород.

Была необходимость в жилье быстрого возведения в послевоенное время. Это период массового строительства жилых, общественных и административных и железобетонных зданий по типовым проектам, не имеющим никакого художественного смысла.

  1. Вторая половина XX века

Лишь с 1990-х годов начинается активное строительство зданий различного назначения. Применяются различные виды природного камня, в том числе мрамор и сланец, привозимые с разных уголков России и Европы. Идет активное развитие благоустройства города.

Говоря об этом периоде, сразу вспоминается каменное убранство метрополитена города. Каждая станция по-своему удивительна и уникальна. К примеру, станция "Ленинский проспект". Использовали красный салиэтский мрамор в облицовке стен. Этот же мрамор применяли при строительстве станции "Площадь восстания". Зеленый мрамор можно увидеть на станции «Звенигородская» (рисунок 3, б) привезенный из Индии, на станции «Обводный канал» – из Италии.

Screenshot 4

Рисунок 3а. Собор Спаса на Крови, 3б. Метрополитен, станция «Звенигородская»

В заключении можно сказать, что метаморфические горные породы, как и другие виды природных камней, стали популярными в архитектуре и строительстве Санкт-Петербурга с начала 18-го века. Природный камень во многом определил облик города. С полной уверенностью можно утверждать, что Санкт-Петербург – «каменный» город. Ведь даже выбор каменных месторождений, его добыча и доставка тщательно продумывались.

Но, к сожалению, популярность использования метаморфических природных камней в его первозданном виде утратилась из-за высокой стоимости и сложности производства, а большинство карьеров по добыче камня заброшены.

Список литературы

  1. Айрапетов Д.П. Архитектурное материаловедение. – М.: Стройиздат, 1983
  2. Булах А.Г. “Каменное убранство Петербурга”, Москва – Санкт-Петербург, Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2009 г.
  3. Булах А.Г., Воеводский И.Г. “Порфир и мрамор, и гранит…”, Санкт-Петербург, 2007.
  4. Булах А.Г. и др. Экспертиза камня в памятниках архитектуры. СПб., 2005.
  5. М.С.Зискинд. Декоративно-облицовочные камни. Л.: Недра, 1989.
  6. Метаморфические горные породы: сайт Викепедии. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метаморфические_горные_породы (дата обращения: 25.01.2023).