УДК 727

Совершенствование проектных решений детских садов в муниципальном образовании г. Свободный Амурской области

Дарья Евгеньевна Графчикова – студент Дальневосточного государственного аграрного университета.

Алексей Валерьевич Ижендеев – кандидат технических наук, доцент Дальневосточного государственного аграрного университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию оптимизации проектных решений детских садов в муниципальном образовании г. Свободный. В статье представлена актуальность данной проблемы и обоснована необходимость ее решения, проведен анализ износа зданий дошкольных образовательных организаций в г. Свободный Амурской области. Также в статье даны рекомендации по оптимизации проектных решений детских садов в муниципальном образовании г. Свободный.

Ключевые слова: оптимизация, проектные решения, детские сады, строительство, дошкольные образовательные организации, инфраструктура.

Современные общественные и экономические условия в России предъявляют высокие требования к качеству и доступности дошкольного образования и воспитания. Муниципальное образование город Свободный Амурской области не является исключением из этого общего тренда. Создание комфортных, безопасных и стимулирующих развитие детей условий в дошкольных учреждениях является одним из приоритетных направлений местной администрации. Однако реализация данных задач во многом зависит от эффективности проектных решений при проектировании и строительстве новых детских садов. Проектные решения, принимаемые на этапе планирования и строительства, имеют долгосрочные последствия как для функциональности учреждения, так и для обеспечения благоприятной образовательной и воспитательной среды. В данном контексте, оптимизация проектных решений представляется ключевым фактором повышения качества дошкольного образования.

С.П. Кудрявцева и Н.С. Долотказина отмечают, что проектировщиков и все научное сообщество волнует, чему и как будут учиться наши дети в ближайшем будущем. В связи с этим, учитывая динамические преобразования в современном обществе и окружающем мире, пересматриваются концептуальные подходы к строительству зданий детских образовательных учреждений, где внедряются самые эффективные экологические и инновационные решения [3, с. 1].

Так, актуальность проблемы оптимизации проектных решений детских садов в муниципальном образовании г. Свободный Амурской области трудно переоценить. Современные требования к образовательным учреждениям, включая детские сады, высоки.

Основой проектирования детских садов в Российской Федерации являются нормативные документы, регламентирующие ключевые параметры и требования к создаваемым объектам. Наиболее значимыми из них являются:

  1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дошкольного образования и организации их деятельности». Данный документ устанавливает базовые санитарные и гигиенические требования к помещениям, оборудованию и организации процессов в детских садах [1].
  2. СП 59.13330.2012 «Свод правил. Здания и помещения учреждений дошкольного образования». Этот документ содержит специализированные требования к архитектурно-планировочным и строительным решениям, в том числе требования к безопасности и доступности [2].

Рассмотрение данных нормативных документов позволяет выявить основные требования к проектированию детских садов, которые должны быть учтены при разработке проектных решений. Эти требования включают в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности, комфорта, доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также создание условий для эффективного педагогического процесса.

Особенностью муниципального образования г. Свободный является климатическая и экономическая специфика Дальнего Востока, что может требовать дополнительной адаптации стандартных проектных решений к местным условиям.

Согласно Программе комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «город Свободный» Амурской области, сеть муниципальных дошкольных образовательных организаций в г. Свободном включает в себя 12 детских садов суммарной проектной мощностью 2875 мест, в том числе 2 дошкольные группы при общеобразовательных организациях. Загруженность дошкольных образовательных организаций – 100 %. В условиях дефицита мест в дошкольных образовательных организациях в городе Свободный используются альтернативные формы организации дошкольного образования, а именно организация дошкольных отделений на базе общеобразовательных организаций. Техническое состояние зданий дошкольных образовательных организаций свидетельствует о необходимости проведения мероприятий, как по их капитальному ремонту, так и по полному их восстановлению. Штатная численность сотрудников дошкольных образовательных организаций составляет 0,7 тыс. человек [4].

Характеристика детских садов г. Свободный представлена в таблице 1 [4].

Таблица 1. Характеристика детских садов г. Свободный

№ п/п

Наименование

организации

Адрес

Плановая и

фактическая

мощность,

мест

Год ввода в

эксплуатацию

Степень физического износа

1

МДОАУ д/с №2 г. Свободного

ул. Мухина, д 69

210

1999

44,15

2

МДОАУ д/с №5 г. Свободного

ул. Карла Маркса, д 13

240

корп. 1 – 1966

корп. 2 - 2019

10;

65,83

3

МДОАУ д/с №7 г. Свободного

ул. 40 лет Октября, д 98

124

1939

100

4

МДОАУ д/с №8 г. Свободного

ул. Михайло- Чесноковская, д 85

231

1962

13,66

5

МДОАУ д/с №9 г. Свободного

ул. 50 лет Октября, д 4

285

1966

62,51

6

МДОАУ д/с №10 г. Свободного

ул. 50 лет Октября, д 59 ул. Почтамтская, д 99

342

корп. 1 – 1979

корп. 2 - 1978

50,25;

51,43

7

МДОАУ д/с №12 г. Свободного

ул. Звездная, д 6 ул. Новый Быт, д 57

311

1984

75,48;

66,44

8

МДОАУ д/с №16 г. Свободного

пер. Тупиковый, д 1

264

корп. 1 – 1987

корп. 2 - 1977

40,53;

52,35

9

МДОАУ д/с №20 г. Свободного

ул. Октябрьская,

д 75 пер. Театральный, д 6

296

корп. 1 – 1972

корп. 2 - 1978

32,29;

43,33

10

МДОАУ д/с №38 г. Свободного

ул. 40 лет Октября, д 70

286

1971

94,68

11

МОАУ СОШ №11 г. Свободного (дошкольное отделение)

ул. Серышева, д 68

158

1973

19,63

12

МОАУ СОШ №5

им. К.Н. Чубаровой г. Свободного

ул. Чубаровых, д

59/1

128

корп. 1 – 1976

корп. 2 - 1939

100;

100

В соответствии с МНГП муниципального образования «Город Свободный» уровень обеспеченности населения дошкольными образовательными организациями составлял 96 % при полной загруженности действующих объектов [4].

На основании представленных данных, видно, что оптимизация проектных решений детских садов в муниципальном образовании г. Свободный, является актуальной проблемой.

Считаем, что оптимизация проектных решений детских садов в муниципальном образовании г. Свободный может проходить в следующих направлениях:

1 Проектирование с учетом современных стандартов.

Проектирование детских садов должно быть ориентировано на соблюдение современных стандартов в области безопасности и комфорта. Важно учитывать требования санитарных норм, противопожарной безопасности, а также зонирования и оборудования помещений с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

  1. Энергоэффективность и экологическая устойчивость.

Одним из важных аспектов оптимизации проектных решений является повышение энергоэффективности и экологической устойчивости детских садов. Использование современных технологий в сфере теплоизоляции, отопления, вентиляции и освещения позволяет снизить энергопотребление и экологическую нагрузку.

Энергоэффективность и экологическая устойчивость в контексте строительства детских садов в г. Свободный, Амурской области, имеют ключевое значение, учитывая климатические условия региона и необходимость создания безопасной и здоровой среды для детей. Более подробно рассмотрим эти аспекты:

– утепление и изоляция. В условиях холодного климата Амурской области важно обеспечить хорошее утепление здания, а также использовать высококачественные материалы для теплоизоляции. Эффективная изоляция позволяет снизить энергопотребление на отопление;

– солнечная энергия. Установка солнечных батарей на крыше детского сада может обеспечить часть электроэнергии из возобновляемых источников. Это помогает снизить зависимость от традиционных источников энергии и снизить затраты на коммунальные услуги;

– энергоэффективное освещение и отопление. Использование энергоэффективных источников света и систем отопления с регулировкой температуры позволяет сэкономить энергию и снизить эксплуатационные расходы;

– учет природных ресурсов. Проектирование системы вентиляции и кондиционирования воздуха с использованием тепла отходящего воздуха или геотермальной энергии может быть целесообразным для оптимизации энергопотребления.

  1. Мультифункциональность пространства.

Оптимизация проектных решений также связана с созданием мультифункциональных пространств, которые могут быть использованы для различных видов деятельности детей. Это позволяет более эффективно использовать площадь и ресурсы детского сада.

В контексте оптимизации проектных решений для детских садов в г. Свободный, Амурской области, мультифункциональность пространства играет важную роль в обеспечении эффективного использования площади и ресурсов, а также в создании комфортных и разнообразных условий для развития детей. Аспекты мультифункциональности пространства могут включать:

  1. Адаптация к климатическим условиям. В Амурской области характерны суровые зимы и холодный климат. Поэтому часть мультифункциональных пространств может быть адаптирована под зимние игры и занятия, чтобы дети могли проводить активное время внутри помещения в течение длительных холодных периодов.
  2. Развитие креативности и искусства. Мультифункциональные зоны могут включать в себя специальные уголки для художественного творчества, где дети смогут рисовать, лепить из глины и создавать поделки. Это способствует развитию их художественных способностей и креативного мышления.
  3. Обучение и развитие. Пространства также могут быть организованы для проведения занятий и уроков. Мультифункциональные классы могут приспосабливаться для обучения различным предметам и развития навыков, таких как чтение, математика, иностранные языки и др.
  4. Игровые зоны. Организация игровых зон с разнообразными игрушками и игровыми материалами позволяет детям развиваться в игре, в том числе в социальных навыках и воображении.
  5. Физическая активность. Мультифункциональные площади могут быть предназначены для физических упражнений и спортивных занятий. Внутренние спортивные площадки или уголки для занятий йогой и гимнастикой обеспечивают детям возможность заниматься физической активностью, особенно в условиях суровой зимы.

Таким образом, оптимизация проектных решений детских садов в муниципальном образовании г. Свободный Амурской области имеет ключевое значение для обеспечения безопасности, комфорта и качества образования детей. Современные стандарты, энергоэффективные технологии и мультифункциональные пространства позволяют достичь наилучших результатов в этой области.

Список литературы

  1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дошкольного образования и организации их деятельности» // Российская газета, № 54, 16.03.2011.
  2. СП 59.13330.2012 «Свод правил. Здания и помещения учреждений дошкольного образования» // Официальное издание Минстрой России, 2015 г.
  3. Кудрявцева С.П. Современные направления создания детских образовательных учреждений / С.П. Кудрявцева, Н.С. Долотказина. – Architecture and Modern Information Technologies. – № 3. – 2016. – С. 1–15.
  4. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «город Свободный» Амурской области. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1697174742&tld=ru&lang=ru&name= (дата обращения: 13.10.2023).