УДК 364

Особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

Акиев Саламбек Тамирланович – магистрант Российского государственного социального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. Для анализа государственной политики по защите инвалидов в субъектах Российской Федерации взята Республика Ингушетия.

Ключевые слова: реабилитация и абилитация инвалидов, Российская Федерация, Республика Ингушетия, социальная защита, государственная политика, люди с ОВЗ.

Под социальной защитой необходимо понимать систему государственных мер, которые применяются для оказания социальной поддержки населения. Меры социальной защиты также направлены на распределение материальных ресурсов для обеспечения потребностей граждан, которые не имеют возможности самостоятельно обеспечить минимально необходимое качество жизни. Речь идет о лицах, которые лишены возможности нормальной жизнедеятельности по независящим от них обстоятельствам [4].

Одной из категорий лиц, которые получают социальную защиту, являются лица с инвалидностью. Для их поддержки используются инструменты социальной политики. Распространено мнение о том, что социальная политика является исключительно государственным инструментом, однако, это далеко не так. Социальная политика может иметь негосударственное происхождение.

В настоящее время меры социальной поддержки инвалидов перечислены в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2]. Среди данных мер следует перечислить:

  • предоставление профессиональной медицинской помощи в соответствии с государственными гарантиями;
  • предоставление свободного доступа к информации;
  • обеспечение участия лиц, являющихся инвалидами по зрению, в реализации операций с применением факсимальной подписи;
  • обеспечение условий для безопасного и простого доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, транспортным средствам, средствам коммуникации;
  • обеспечение жилищными условиями;
  • компенсация расходов, затрачиваемых на содержание жилых помещений и оплату коммунальных услуг. В настоящее время размер компенсации составляет 50%;
  • обеспечение приоритетного права на получение участков земли, предназначенных для жилищного строительства, ведения хозяйства и т.д.;
  • создание благоприятных условий для получения образования;
  • трудоустройство;
  • реализация мер социально-бытового обслуживания лиц, имеющих инвалидность.

На законодательном уровне было утверждено, что социальная защита инвалидов является прямой обязанностью государства. В то же время деятельность государственных органов регионального значения напрямую зависит от решений уполномоченных федеральных органов. Иными словами, границы предоставления социальной помощи инвалидам определяются на федеральном уровне [3].

В рамках настоящего исследования рассмотрим особенности ведения политики в области социальной защиты инвалидов на примере региона. Нами был выбран такой регион, как Республика Ингушетия.

Правительством указанного региона было принято решение о формирование принципиально новой государственной политики в отношении лиц, имеющих статус инвалида. Новая политика предусматривает:

  • привлечение дополнительных экономических и социальных ресурсов с целью повышения уровня жизни инвалидов и семей, в которых проживают инвалиды;
  • реализация мер по повышению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры, средств коммуникации, информирования;
  • распространение идеологии толерантного отношения граждан к инвалидам.

В отношении инвалидов предусмотрены различные меры реабилитации и абилитации с целью повышения качества жизни. Данные меры могут быть реализованы при участии различных государственных структур и предприятий. Так, к социальной поддержке данной категории граждан привлекаются учреждения образования, культуры, образования, спорта, а также биржи труда.

Анализируя результаты внедрения новой государственной политики в области социальной защиты инвалидов в регионе, были сделаны следующие выводы:

  • была сформирована межведомственная рабочая группа, целью деятельности которой является развитие служб ранней помощи инвалидам. К деятельности рабочей группы привлечены специалисты служб занятости, социального развития, учреждений здравоохранения, образования, общественных организаций и Министерства труда;
  • осуществляется предоставление ранней системной помощи детям, которые были признаны инвалидами. В настоящее время на территории региона осуществляется деятельности Центра социологических исследований и стратегического планирования. Данный центр получил название «Импульс»;
  • удалось сформировать систему комплексной реабилитации и абилитации лиц, имеющих статус инвалидов, включая несовершеннолетних граждан. Данный результат был достигнут при помощи организации эффективного междведомственного взаимодействия;
  • удалось повысить охват инвалидов, в т.ч. несовершеннолетних граждан, квалифицированной медицинской помощью. Медицинская помощь предоставляется инвалидам бесплатно, в соответствии с программой обязательного медицинского страхования. В настоящее время на территории региона медицинская помощь предоставляется 15 учреждениями здравоохранения;
  • была создана эффективная нормативно-правовая база, которая позволяет организовать процесс предоставления реабилитационной поддержки и маршрутизации инвалидов в системе здравоохранения;
  • удалось повысить эффективность действующих механизмов, а также разработать новые механизмы оплаты медицинской помощи инвалидов;
  • были реализованы требования, которые должны быть выполнены в рамках общегосударственной программы «Доступная среда»;
  • были сформированы условия для обеспечения несовершеннолетних граждан, имеющих статус инвалидов, образованием. На территории региона действует система обеспечения детей-инвалидов мерами социально-педагогической реабилитации;
  • регион принимает участие в реализации Федеральной целевой программы развития образовательной среды. Речь идет о программе, которая направлена на распространение на всей территории страны моделей эффективной социализации несовершеннолетних лиц. Планируемой период реализации: с 2024 по 2026 г.

Принимая во внимание информацию, изложенную выше, был сделан вывод о том, что главной проблемой социальной защиты инвалидов в настоящее время является большое многообразие и разнонаправленность реализуемых мер. Обязанности по реализации мер социальной защиты возложены на различные ведомства. В отношении некоторых мероприятий не завершена разработка эффективной нормативно-правовой базы. В исследованиях подчеркивается, что многие законодательные положения и подзаконные акты содержат проблемы, не позволяющие в полной мере реализовать совокупность мер социальной защиты. В ближайшей перспективе необходимо разрешить проблемы противоречия понятийного аппарата и отсутствия эффективных механизмов реализации.

Представляется, что первоочередной задачей развития должна стать реализация мер устойчивого развития системы реабилитации и абилитации инвалидов. Для решения данной задачи необходимо создать систему результативного взаимодействия ответственных ведомств. От качества сетевого взаимодействия всех структур, ответственных за реализацию различных мер социальной защиты, зависит возможность решения общегосударственной задачи по повышению качества жизни инвалидов.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4563.
  3. Жигарева, Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты: учебно-практическое пособие / Н.П. Жигарева. – 2-е изд. – Москва: Дашков и К°, 2022. – 216 с.
  4. Пономаренко, Г.Н. Реабилитация инвалидов: национальное руководство/ Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 736 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: