УДК 364

Основные факторы, препятствующие эффективной реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Республике Ингушетия

Акиев Саламбек Тамирланович – магистрант Российского государственного социального университета.

Аннотация: В статье анализируются основные факторы, препятствующие эффективной реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в субъектах Российской Федерации. В качестве региона для проведения анализа взята Республика Ингушетия.

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Ингушетия, реабилитация и абилитация инвалидов, государственная политика, социальная защита инвалидов.

Меры социальной защиты инвалидов, включая несовершеннолетних граждан, реализуются при содействии Министерства труда, занятости и социального развития. В Республики Ингушетия указанное Министерство наделено полномочиями по оказанию социальной поддержки инвалидам. В качестве основной функции Министерства следует выделить аккумулирующую.

Согласно данным статистики, за последние восемь лет общее число инвалидов снизилось. В официальных документах указано, что инвалидов стало на 1,2 млн человек меньше. Однако, как говорят исследователи, данный показатель не может рассматриваться исключительно в качестве положительного. Сокращение числа инвалидом может быть связано с такими негативными факторами, как естественная убыль населения и недостаточная медицинская диагностика. Иными словами, говорить о прямой корреляции между показателями эффективности реализации государственных мер социальной политики и показателями общего числа инвалидов не приходится. Однако необходимо подчеркнуть, что в период с 2019 по 2022 гг. все же наблюдается снижение тема сокращения численности инвалидов. Для оценки статистической информации используется показатель числа инвалидов на 1000 человек населения в регионе. За указанный период данный показатель снизился всего на 2 человека [6].

Помимо общей статистики числа инвалидов, ответственные органы ведут учет структурных особенностей данной категории населения. Так, в период с 2018 по 2022 гг. говорить об изменении структуры инвалидов не приходится. Более 65% от общего числа инвалидов являются лицами старше трудоспособного возраста [4]. Общая статистика также остается неблагоприятной, так как среди всего населения на долю инвалидов приходится 8%.

Одновременно с этим, проблемным моментом является недостижение целей повышения эффективности государственной политики в области социального обеспечения инвалидов. До 2020 г. действовала Концепция долгосрочного социально-экономического развития. В соответствующем документе были обозначены целевые ориентиры социальной политики. Сейчас мы видим, что далеко не все задачи Концепции были разрешены [2].

Например, в документе указано, что к моменту завершения программы должна быть решена задача занятости инвалидов. Общее число трудоустроенных инвалидов, предполагалось, должно составлять 40%.

В 2020 г. были оценены фактические результаты. Согласно информации, опубликованной Росстатом, только 14% инвалидов имело постоянное трудоустройство. Этот факт является непосредственным доказательством недостаточной эффективности государственной политики в рассматриваемой области.

В научной литературе определено, что сегодня реализуются такие направления реабилитации и абилитации, как:

  • социально-бытовое направление;
  • социально-средовое направление;
  • социально-психологическое направление;
  • социально-педагогическое направление;
  • профориентация;
  • социально-производственное направление при условии, что инвалидом осуществляется трудовая деятельность;
  • информационная поддержка инвалидов;
  • распространение концепции здорового образа жизни и приверженности к занятиям спортом;
  • интеграция инвалидов в социокультурный слой жизни населения [3].

Подробный анализ отчетной документации и литературных источников позволил определить ряд проблемных моментов, выступающих препятствием для полноценной реализации мер социальной защиты инвалидов в рассматриваемом регионе.

Среди основных факторов, которые затрудняют реализацию мер социальной защиты, следует выделить:

  1. Экономические причины. Недостаточная материальная обеспеченность оказывает негативное влияние на возможности проживания инвалидов в условиях социума. Далеко не все инвалиды имеют возможность самостоятельно осуществлять трудовую деятельность. Этот фактор ограничивает социальные возможности.

Помимо прочего, недостаточное финансирование муниципалитетов также оказывает негативное влияние на возможности социальной поддержки инвалидов. Отсутствие достаточного финансирования не позволяет в полной мере реализовать весь перечень мер. Необходимо также понимать, что в работе с инвалидами участвуют сотрудники, получающие заработную плату. Низкий уровень оплаты труда снижает заинтересованность специалистов в достижении высоких результатов по социальной реабилитации инвалидов. Как следствие, низкая мотивация может провоцировать конфликтное поведение сотрудников при взаимодействии с инвалидами.

Для развития центров социальной помощи выделяется финансирование. Однако отследить направления расходования финансирования крайне трудно по причине низкой прозрачности деятельности указанных структур. В результате мы сталкиваемся с низким качеством услуг и негативным отношением инвалидов к системе государственной поддержки. Учитывая важность психологического состояния инвалидов, мы опять же обнаруживаем причину низкой интеграции данной категории граждан в социальную жизнь общества.

  1. Нормативно-правовые причины. Деятельность по социальной защите населения осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации. Однако данная документация содержит некоторое количество проблем, которые были обнаружены на практике. Среди наиболее типичных проблем можно выделить разобщенность понятийного аппарата, наличие противоречий в указаниях на использование инструментов реабилитации, использование различной терминологии. Эти проблемы способствуют разрозненности реабилитации и абилитации. По сути, государственные органы, деятельность которых ограничена содержанием нормативно-правовых документов, не могут в полной мере реализовать меры социальной поддержки при возникновении путаницы. В ближайшем будущем требуется пересмотр содержания регламентирующих документов, поскольку существует явная угроза дальнейшего снижения эффективности государственной политики в области социального обеспечения незащищенных категорий граждан.
  2. Организационные причины. Необходимо отметить, что данные причины напрямую связаны с предыдущей проблемой. Противоречия, которые встречаются в нормативно-правовых документах, не позволяют определить единую организационную политику. Зачастую не только сам гражданин, но и сотрудники ответственных органов не знают, какими инструментами следует воспользоваться для решения социальных проблем. Наиболее часто инвалиды обращаются за медицинской помощью, так как осведомлены о ее доступности. Однако многие другие инструменты социальной поддержки недоступны инвалидам по причине отсутствия соответствующей информации. Как мы видим, существует актуальная потребность в организации системы эффективного межведомственного взаимодействия между органами, ответственными за реализацию мер социальной политики.
  3. Психологические причины. Лица, имеющие категорию инвалидности, с течением времени теряют интерес к социализации и трудоустройству. Причин низкой мотивации множество, включая низкую информированность, негативное отношение общества, отсутствие поддержки со стороны ведомств. Одной из целей реабилитации инвалидов становится предоставление не только материальной, но и психологической социальной поддержки. Обращаясь за помощью в государственные структуры, инвалид должен чувствовать стремление государства к содействию.

Таким образом, в данном исследовании был проведен анализ факторов, которые препятствуют эффективной реализации мер социальной политики, направленных на реабилитацию и абилитацию инвалидов. Перечисленные причины, представляется, должны быть устранены в ближайшей перспективе, что позволит повысить показатели трудоустройства инвалидов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4563.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). [Электронный ресурс]. СПС Консультант плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 20.01.2024).
  3. Технология социальной работы: учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, Г.И. Климантова и др.; под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – Москва: Дашков и К°, 2019. – 478 с.
  4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт ведомства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: