УДК 316

Мотивация и механизм развития социального обеспечения в Китае

Вэй Синюй – бакалавр Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности мотивации и механизма развития социального обеспечения в Китае. Выявлено, что коммунистическая партия Китая является главной движущей силой развития социального обеспечения в Китае: во-первых, марксизм вдохновляет воображение и действия китайского народа в построении общества всеобщего благосостояния; во-вторых, линия масс и партийная культура, ориентированная на человека, формируют общественный характер людей, пробуждает осведомленность людей о социальных правах и благосостоянии; в-третьих, исследование и вмешательство в социальные вопросы способствует институционализации социального обеспечения. Это имеет положительное значение для построения системы социального обеспечения Китая.

Ключевые слова: социальное благосостояние, социальное обеспечение, Китай.

Развитие социального обеспечения исторически ситуативно, коренится в уровне социального и экономического развития государства и определяется политическими и идеологическими концепциями. Однако социальное обеспечение не является концепцией в контексте коренных китайцев, и вопрос о том, существовало ли в Китае традиционно социальное обеспечение, остается спорным.

Некоторые учёные полагают, что социальное благосостояние в Китае имеет долгую историю, уходящую корнями в древние времена. Исходя из этого, Пу Синьвэй делит развитие общественного благосостояния в Китае с древнейших времен до современности на шесть периодов [7]:

1) Древний период: почти полное отсутствие общественного благосостояния;

2) Позднепервобытное общество: всеобщее и совместное семейное благосостояние;

3) Раннее общество.: льготы, разделенные на классы;

4) Средневековый период: социальное обеспечение, основанное на власти;

5) Период современной цивилизации: всеобъемлющее открытие институциональных и систематических моделей благосостояния;

6) Новейший период социального развития: эффективность, справедливость и устойчивые модели благосостояния.

Однако данное разделение не может объяснить тот факт, что развитие социального обеспечения Китая по своей сути является недостаточным. Фактически, первые четыре этапа в основном относятся к идеям благосостояния и классовым привилегиям и не представляют собой конкретную систему социального обеспечения. Это связано с тем, что в Китае традиционно нет институциональных механизмов социального обеспечения, таких как социальное страхование, государственная помощь, социальное здравоохранение, социальные услуги и жилищная политика. Источники благосостояния людей в основном неинституциональны и представляют собой модель различий в благосостоянии – защита семьи, поддержка семьи, взаимопомощь соседей, забота односельчан и помощь со стороны государства. Среди них семья является основным и постоянным органом социального обеспечения, а государственное социальное обеспечение является временным и слабым, а помощь населению с низким уровнем жизни предоставляется только в случае крупных стихийных бедствий или социальных изменений. Такая модель делает людей «безразличными» к национальным и социальным делам, и в то же время у них нет слишком высоких ожиданий от государства в отношении обеспечения национального благосостояния.

В период Китайской Республики под влиянием западного общества социальное обеспечение имело предварительное развитие, однако оно было недолговечным и незрелым [1]. Предстояло еще пройти долгий путь с точки зрения социального обеспечения, и правительство решило эту проблемы путем выживания фермеров. По этому поводу Мао Цзэдун однажды сказал: «Тот, кто победит фермеров, победит и Китай; тот, кто решит земельную проблему, победит фермеров» [4]. Поэтому мотивация развития социального обеспечения Китая начинается с решения вопроса благосостояния фермеров и земельного вопроса.

Развитие промышленного капитализма не способствовало развитию общественного благосостояния. Причина в том, что у рабочего класса не было политической партии, представляющей его собственные интересы. Это также показывает, что в начале XX-го века было почти невозможно надеяться решить проблему выживания и благосостояния рабочих посредством социальных реформ [2].

С точки зрения идеологии развитие социального обеспечения в современном Китае в определенной степени находилось между социальным реформизмом и марксизмом..

Что касается теории культуры, то в общих академических кругах в основном обсуждается связь между конфуцианской культурой и развитием общественного благосостояния, но трудно с уверенностью сказать, способствует ли первая второму или же препятствует ему [6]. С одной стороны, конфуцианская культура сама по себе имеет как общественный, так и частный аспекты. Исходя из этого, акцент на одной стороне будет преобладать ее вклад в общественное благосостояние. С другой стороны, концепция благосостояния в конфуцианской культуре и современная система социального обеспечения представляют собой проблемы на двух уровнях.

Таким образом, развитие социального обеспечения в современном Китае тесно связано с подъемом промышленного капитализма, распространением западных идей социального обеспечения, социального реформизма и марксизма, пропагандой и действиями социальных элит, а также продвижением и препятствованием конфуцианской культуре.

Фактически построение современного социального обеспечения в Китае неотделимо от революции и социального строительства под руководством Коммунистической партии Китая, на этом мы и остановимся для изучения мотивов и механизмов его развития.

Прежде всего, марксизм вдохновил Коммунистическую партию Китая и народ на построение общества всеобщего благосостояния. В начале 20-го века китайская социальная элита искала способы спасти страну и народ путем постоянных проб и ошибок и, наконец, нашла путеводный свет в Октябрьской революции в России и Коммунистическом манифесте. В академических кругах обычно полагают, что Маркс критически относился к государству всеобщего благосостояния [3]. Раздел может лишь смягчить, но не искоренить классовые противоречия. На основании этого ошибочно делать вывод, что Маркс был против государства всеобщего благосостояния. Он выступал за распределение социальных ресурсов в соответствии с человеческими потребностями и за освобождение человека. К. Маркс также упоминал о необходимости лишения недвижимого имущества, конфисковать имущество, устранить противоречие между городом и деревней, осуществить всеобщее бесплатное образование для всех детей и другие меры социального обеспечения [5]. Эти предложения соответствуют ориентации на поиск решений социальных проблем в Китае с современности и особенно способствуют развитию видения и действий китайских коммунистов в области социального обеспечения.

В своей «Речи на общем собрании Общества Синьминь в Чанше» в 1921 году Мао Цзэдун перечислил пять основных методов решения социальных проблем Китая: социальная политика, социал-демократия, радикальные методы коммунизма (доктрина Ленина), умеренные методы коммунизма (доктрина Рассела), анархизм [4]. Эти взгляды кажутся направленными против системы социального обеспечения, но они призваны показать, что капиталистическая система социального обеспечения не может спасти Китай. Вместо этого она должна изменить систему распределения социальных ресурсов путем радикальных мер, через революцию, чтобы построить человеческое общество всеобщего благосостояния.

Подводя итог, можно сказать, что в ситуации, когда Китай сталкивается с внутренними и внешними проблемами и срочно нуждается в выходе из них, программа «общества всеобщего благосостояния», описанная в «Коммунистическом манифесте», стала движущей силой китайских коммунистов во главе с Мао Цзэдуном, что вдохновило китайский народ прилагать огромные усилия для достижения лучшей жизни.

Линия Коммунистической партии Китая и партийная культура, ориентированная на человека, формируют общественный характер людей и пробуждают у людей осознание социальных прав и благосостояния. Ее организационная философия, ценности, практика и действия постоянно преобразуют, пробуждают и расширяют возможности людей, так что люди сознательно участвуют в сознательных действиях на благо всего человечества.

С момента основания Китайской Народной Республики экономическая и социальная структура страны претерпевала динамичное развитие и поэтапные изменения, а набор соответствующих технологий управления постепенно изучался и формировался на уровне социального управления.

Вывод

В течение длительного времени вокруг развития социального обеспечения на Востоке и Западе существовали противоположные дискурсы: «продвинутый-отсталый», «институционализированный-фрагментированный» и «научно-эмпирический». Одной из важных причин, почему западные страны могут доминировать в дискурсе о развитии социального благосостояния, является непрерывное производство знаний в своих академических областях. В Китае систематического академического анализа не хватает, и за этим неявно стоит предположение, что развитие социального благосостояния является общим консенсусом, и нет необходимости исследовать коренные причины его развития. На самом деле это не так: благосостояние универсально (идеационный уровень), но социальное благосостояние уникально и ситуативно (институциональный уровень). Поэтому социальное благосостояние следует рассматривать в контексте конкретного исторического контекста, институциональной культуры и социального контекста.

Построение китайской системы социального обеспечения тесно интегрировано с политической повесткой дня Коммунистической партии Китая. На протяжении всего периода развития системы социального обеспечения Китая она идет в том же направлении, что и история Коммунистической партии Китая. Социальное обеспечение разрабатывается и реализуется на основе линии, принципов и политики партии.

В течение длительного времени в центре внимания социального обеспечения Китая по-прежнему будет удовлетворение материальных потребностей отдельных лиц. Таким образом, глубинные психологические и духовные потребности людей начнут проявляться. Это неизбежная тенденция общественного благосостояния – переход от решения однородных проблем к решению гетерогенных проблем. Это требует скоординированного развития макросоциальной политики и микросоциальных услуг.

Список литературы

  1. Алан Кенди: «Перспектива благосостояния: мысли, идеологии и политические дебаты», перевод Чжоу Вэй и др., Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2011.
  2. Ван Сибин: «Введение в социальную работу», Пекин: Higher Education Press, 2014.
  3. Линь Минган и Лю Лучан: «Исследование системы социального обеспечения в Восточной Азии: почему это возможно и что можно сделать», «Исследование социального обеспечения», выпуск 2, 2012 г.
  4. Мао Цзэдун: «Собрание сочинений Мао Цзэдуна», том 2, Пекин: Народное издательство, 1993.
  5. Маркс и Энгельс: «Коммунистический манифест», Пекин: Народное издательство, 2018.
  6. Пак Бинсюань: «Социальное благосостояние и культура — использование культуры для анализа развития социального благосостояния», перевод Гао Чуньланя и других, Пекин: Коммерческая пресса, 2012.
  7. Пу Синьвэй: «Изменение ситуации в сфере социального обеспечения и будущее направление Китая», «Серия социальных наук», выпуск 3, 2020 г.
  8. Такэгава Сого: «Социология государства всеобщего благосостояния — глобализация, индивидуализация и социальная политика», перевод Ли Ляньхуа, Ли Юнцзин и Чжу Минь, Пекин: Бизнес Пресс, 2011.