УДК 316

Проблема  неравенства доходов в  Китае: социально-экономический аспект

Хабай Ахэтибекэ – студент Центрального университета национальностей Китая (г. Пекин, Китай)

Аннотация: Неравенство доходов в Китае стало серьезной проблемой из-за его быстрого экономического роста за последние несколько десятилетий. Индект Джини в Киате достаточно высок, но ниже, чем в других развивающихся странах. Этому неравенству способствуют несколько факторов, которые буду рассмотрены в этой статье. В первую очередь это связано с неразвитой социальной структурой, разрывами по территориальному, гендерному и профессиональному признакам. Китайское правительство признало неравенство доходов проблемой и предприняло шаги для ее решения. Инициативы включают политику, способствующую развитию сельских районов, инвестиции в образование и профессиональную подготовку, регулирование минимальной заработной платы и усилия по активизации программ социального обеспечения.

Ключевые слова: экономика, социология, доход, Китай, неравенство.

Неравенство доходов в Китае стало серьезной проблемой из-за его быстрого экономического роста за последние несколько десятилетий. Этому неравенству способствуют несколько факторов, которые буду рассмотрены в этой статье.

Как часто отмечают как китайские официальные лица, так и международные агентства, такие как Всемирный банк, экономический рост Китая с 1980-х годов буквально вытащил сотни миллионов людей из нищеты. Это большое достижение. Но плоды роста распределяются очень неравномерно. Практически по любым показателям дохода или богатства Китай в настоящее время является одним из наиболее неравноправных обществ на земле. Возможно, что еще важнее, это страна, где неравенство росло наиболее быстрыми темпами за последние несколько десятилетий. Одним из стандартных показателей неравенства доходов является коэффициент Джини (или индекс), разработанный итальянским экономистом Коррадо Джини в 1912 году, в котором 0 означает совершенное равенство, а 1 - состояние, в котором весь доход контролируется одним человеком. На практике большинство стран имеют индекс Джини где-то между 0,2 и 0,6. Богатые страны с хорошо развитыми системами социального обеспечения (например, в Скандинавии) находятся в нижней части диапазона; экономики, основанные на сырьевых товарах, где богатство очень сконцентрировано (например, в Африке и Латинской Америке), как правило, находятся вблизи верхней границы диапазона. Средний показатель Джини для Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), клуба демократий со средним и высоким уровнем дохода, составляет 0,31,1

 Оценки Джини в Китае различаются, но практически все сходятся в двух основных выводах: неравенство доходов в Китае очень велико, и оно существенно росло, по крайней мере, до 2008 года. Неравенство доходов в Китае существенно больше, чем во всех развитых странах, хотя и ниже, чем в некоторых крупных развивающихся странах. Что еще более важно, оно намного больше, чем в успешных восточноазиатских экономиках: Японии и Южной Корее. Кроме того, неравенство доходов в Китае, начавшееся с низкого уровня в 1980 году, быстро росло, по крайней мере, в течение первых 30 лет эры реформ [1].

Тем не менее, стоит изучить нюансы. Неравенство в Китае резко возросло с 1990 по 2010 год, достигнув высокого пикового уровня более 0,43. Очевидно, что неравенство в доходах в Китае намного выше, чем в развитых странах, таких как Соединенные Штаты, Германия и Южная Корея. Однако растущее неравенство в доходах было глобальной тенденцией в тот период (за исключением Бразилии, где стратосферное неравенство стало несколько меньшим при президенте-популисте Луле да Силве в начале 2000-х годов). Несмотря на высокий уровень неравенства, в Китае все еще меньше неравенства, чем в двух других крупнейших развивающихся странах, Бразилии и Индии. Наконец неравенство начало несколько снижаться после 2010 года, что подтверждается другими исследованиями [2].

Рассматривая неравенство всего в двух странах, Соединенных Штатах и Китае, как до, так и после воздействия налогов и трансфертов, можно сделать вывод, что, исходя из первичного распределения доходов, то есть до вычета налогов и трансфертов, неравенство в Соединенных Штатах существенно больше, чем в Китае, с коэффициентом Джини более 50. Тем не менее, с учетом налогов и трансфертов неравенство в Соединенных Штатах гораздо меньше, чем в Китае. Большинство американских политиков стараются избегать ярлыка «социалист», но на самом деле в Соединенных Штатах очень прогрессивная налоговая система и широкий спектр программ социального обеспечения, которые смягчают крайне неравномерное распределение доходов. И наоборот, Китай – несмотря на то, что им управляет коммунистическая партия – имеет очень слабую систему социальной защиты и налоговую систему, которая мало что делает для перераспределения доходов от богатых к бедным [3].

Другой момент заключается в том, что все сокращение неравенства в Китае с 2010 года произошло за счет увеличения социальных трансфертов, а не за счет уменьшения неравенства в распределении первичных доходов. Этот вывод не удивителен: сокращение неравенства в доходах и повышение качества социальных программ, таких как страхование по безработице, минимальный базовый доход, пенсии и медицинское страхование, стали темой национальной политики начиная с 2005 года. Результаты этих усилий проявлялись медленно, но уже заметны. Напротив, содержащиеся в последовательных пятилетних планах, начиная с 2010 года, призывы сократить диспропорции в распределении первичных доходов, по-видимому, возымели ограниченный эффект.

Существует значительный разрыв в доходах между городскими и сельскими районами. Городские регионы, особенно прибрежные города, добились большего экономического развития и более высокой заработной платы по сравнению с сельскими районами.

Люди с высшим образованием или специализированными навыками, как правило, зарабатывают больше, что приводит к различиям в доходах между людьми с разным уровнем образования или профессиональной подготовки.

В прибрежных провинциях наблюдается большее экономическое развитие и рост по сравнению с внутренними регионами, что усугубляет неравенство в доходах между различными частями страны.

 В некоторых отраслях или секторах заработная плата выше, чем в других. Например, высокотехнологичные отрасли в городских центрах могут предлагать более высокооплачиваемую работу по сравнению с традиционными сельскохозяйственными или производственными работами.

В Китае сохраняются гендерные различия в заработной плате, причем женщины часто зарабатывают меньше мужчин за аналогичную работу.

Китайское правительство признало неравенство доходов проблемой и предприняло шаги для ее решения. Инициативы включают политику, способствующую развитию сельских районов, инвестиции в образование и профессиональную подготовку, регулирование минимальной заработной платы и усилия по активизации программ социального обеспечения.

Однако, несмотря на эти усилия, неравенство доходов остается проблемой, и его сокращение по-прежнему является центральным направлением экономической и социальной политики Китая.

Список литературы

  1. Yu Xie, Xiang Zhou, Income Inequality in Today’s China. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2014.
  2. Milanovic L., Milanovic B. Global Income Distribution: From the Fall of the Berlin Wall to the Great Recession, World Bank Policy Research Working Paper 6719, December 2013.
  3. Whyte M.K. Soaring Income Gaps: China in Comparative Perspective // Daedalus, 2014, no. 2: 39-52.

Интересная статья? Поделись ей с другими: