УДК 316

Историческая эволюция и эффект стигматизации «теории гаитянского происхождения» СПИДа в США

Вэй Синюй – бакалавр Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема возникновения и развития «теории гаитянского происхождения» СПИДа в США. В период, когда СПИД был впервые обнаружен, Соединенные Штаты Америки классифицировали гаитян как одну из групп высокого риска к СПИДу, и теория СПИДа о «гаитянском происхождении» получила широкое распространение в американском обществе. Во время эпидемии «теория гаитянского происхождения» СПИДа в Соединенных Штатах не только стигматизировала гаитян, но и оказала определенное влияние на экономику Гаити, еще больше усугубляя бедность и политическую нестабильность на Гаити. В статье предпринята попытка изучить долгосрочные факторы в Соединенных Штатах и на Гаити в историческом построении «теории гаитянского происхождения» СПИДа в американском обществе, а также практическое влияние, вызванное стигмой эпидемия.

Ключевые слова: США, Гаити, СПИД, медицинский дискурс, социальные проблемы.

Феномен корреляции между болезнями и этническими меньшинствами в американской истории.

США являются страной иммигрантов. В ходе своего исторического развития в США постепенно сформировалось расовое мировоззрение, ядром которого стали англосаксонские белые пуритане. Коренные «белые» часто считали, что иностранные меньшинства не могут быть настоящими американцами. Основываясь на расистских концепциях, многие американцы того периода полагали, что новые иммигранты имеют врожденные дефекты физических, умственных и генетических способностей, которые могут искажать превосходящие гены американцев. Поэтому проблема болезней также становится важной особенностью. В американской истории есть много явлений, которые связывают инфекционные заболевания с иммигрантами.

Например, в 1850-х годах в районе Нью-Йорка в США разразилась эпидемия желтой лихорадки. Нью-йоркский военно-морской госпиталь на Стейтен-Айленде в то время был основным карантинным учреждением для посторонних в штате Нью-Йорк, где были изолированы сотни пациентов. Многие местные жители считали, что вспышка желтой лихорадки связана с большим количеством людей из Вест-Индии и других районов в зоне карантина, чья «черная рвота» стала причиной распространения заболевания.

Другая группа, которая уже давно подвергается дискриминации и стигматизации со стороны американского общества из-за инфекционных заболеваний, — это китайское сообщество. После Опиумной войны правительство Китая постепенно открыло свои границы, и все больше и больше китайцев прибывало на американский континент. В 1868 году был подписан китайско-американский договор (Берлингеймский договор) с Соединенными Штатами, что еще больше способствовало иммиграции китайцев в Соединенные Штаты. В конце 1899 года представители здравоохранения Гонолулу, Гавайи и США, объявили, что молодой китаец умер от чумы. После этого местное правительство распорядилось закрыть основные районы китайских поселений. Чтобы искоренить чуму, представители здравоохранения также приказали сжечь здания в этом районе. Пожар не удалось эффективно контролировать, и он распространился по всему китайскому кварталу, он длился более десяти дней, разрушив тысячи домов и вытеснив тысячи китайцев.

Существующее понимание Соединенными Штатами Гаити и развитие отношений между странами.

В истории США был период, когда во вспышках болезней обвиняли гаитян. Во время революции на Гаити в США прибыло большое количество гаитянских беженцев, в том числе много чернокожих. Это совпало с эпидемией желтой лихорадки, разразившейся в Филадельфии, США, в 1793 году. Некоторые американцы полагают, что филадельфийскую желтую лихорадку завезли в США гаитянские беженцы из Вест-Индии.

С культурной точки зрения американское общество имеет когнитивное предубеждение против религиозной культуры и обычаев Гаити. Вуду зародилось в Африке, и его появление на Гаити само по себе является историческим продуктом западной колониальной деятельности. Еще в 1889 году бывший британский министр на Гаити Спенсер Сент-Джон (Spenser St. John) распространил среди западной общественности две когнитивные концепции о Гаити и Вуду: во-первых, гаитянское Вуду — это темный и кровавый ритуал, включающий в себя человеческие жертвоприношения; во-вторых, на Гаити очень распространен каннибализм. Это оказало негативное влияние на восприятие Гаити на Западе.

Даже в развитии современной цивилизации в мире Гаити так и не избавилась от западных культурных предубеждений. С 1957 по 1986 год Гаити вступило в период диктатуры отца и сына Дювалье. Дювалье-старший (Франсуа Дювалье, Francois Duvalier) вырос во время американской оккупации Гаити и после прихода к власти продолжал проводить политику политического принуждения и обмана. Чтобы усилить свой контроль над гаитянским обществом, Дювалье-старший создал собственную секретную военную организацию. В 1959 году Дювалье-старший инсценировал избиение и арест 60 верующих католического собора. В 1960 году он вынудил архиепископа Гаити французского происхождения бежать в Майами, США. Меры Дювалье в некоторой степени укрепили когнитивное предубеждение Запада против местной религиозной культуры Гаити. Это культурное предубеждение против Гаити также проложило путь к появлению «теории гаитянского происхождения» в американском обществе.

С развитием туристической индустрии Гаити ее доходы намного превзошли другие отрасли внешней торговли и индустрию портовой сборки, став одним из основных источников дохода Гаити. Туризм приносит не только иностранную валюту, но и порождает процветающую местную индустрию проституции, включая как гетеросексуальную, так и однополую проституцию. В результате Гаити стало популярным туристическим направлением для американцев нетрадиционной сексуальной ориентации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что взаимодействие Гаити и США не прекратилось, а проявляло все более тесную тенденцию перед возникновением СПИДа, что закономерно предполагает активизацию межрегиональной мобильности кадров из двух стран. В этом процессе Гаити всегда занимала пассивную и подчиненную позицию. Американцам экзотическая культура Гаити предоставляет пространство для воображения и создает питательную среду для когнитивных предубеждений, которые впоследствии привели к появлению «гаитянской теории происхождения» СПИДа в американском обществе.

Появление и распространение «теории гаитянского происхождения» в американском обществе.

Появление «теории гаитянского происхождения» СПИДа в американском обществе отчасти связано с выводами ранних медицинских исследований СПИДа. В 1982 году в исследовательском отчете, опубликованном в Еженедельном отчете CDC о заболеваемости и смертности, говорилось, что CDC получил информацию о возникновении оппортунистических инфекций и саркомы Капоши среди гаитян, живущих в Соединенных Штатах.

На основании информации о случаях заболевания, полученной в ходе ранних исследований СПИДа, официальные медицинские учреждения США определили гаитянцев как одну из групп риска заражения ВИЧ. Это группа «4H» людей, которые были хорошо известны в первые дни, а именно мужчины-гомосексуалы, потребители внутривенных наркотиков (героиновые наркоманы), больные гемофилией и гаитяне. В 1982 году на заседании Департамента здравоохранения Нью-Йорка эти четыре категории групп высокого риска по СПИДу были официально объявлены средствам массовой информации. В 1984 г. Управление по контролю за продуктами и лекарствами США потребовало от всех зарегистрированных учреждений по переливанию крови запретить иммигрантам из Гаити, въехавшим в Соединенные Штаты после 1977 года, сдавать кровь.

В 1983 году редакционная статья New York Times писала: «Мы знаем, что наши гаитянские пациенты часто связаны с колдовством и спиритизмом, но мы не знаем, что в их ритуалах может быть связано с распространением СПИДа». Сообщения из многих районов Нью-Йорка подтверждают дискриминацию гаитян. Дети гаитянского происхождения начали подвергаться издевательствам в школе, потому что научная литература и средства массовой информации связывают гаитянцев со СПИДом». Газета Miami News также сообщила, что некоторые американские семьи, нанимающие гаитянских горничных, часто требуют от них посещения больницы для проверки их здоровья из-за страха заразиться СПИДом. Организация социальных служб Южной Флориды сообщила, что большинству ее гаитянских клиентов было отказано в приеме на работу после того, как гаитяне были внесены в список людей с высоким риском заражения СПИДом.

Таким образом, появление СПИДа вызвало в Соединенных Штатах скрытое расистское мышление по отношению к гаитянам. Ранние исследователи-медики имели ограниченное представление о СПИДе, и большинство из них мало знали об образе жизни гаитянцев, культурных обычаях и т. д., поэтому проведение исследований и создание предварительных выводов на основе лишь небольшого числа известных пациентов, естественно, имели ограничения.

Заключение. В ходе развития американской истории феномен связи местных эпидемических вспышек с иностранным населением прошёл почти через всю историю эпидемий в Соединённых Штатах, и «теория гаитянского происхождения» СПИДа — лишь один из примеров. На более глубоком уровне «теория гаитянского происхождения» СПИДа, по сути, является возрождением давнего системного расистского мышления белых людей в американском обществе по вопросам современного понимания болезней. В определенной степени культурные предубеждения американцев против Гаити также послужили культурной поддержкой для появления «теории гаитянского происхождения» СПИДа.

По мере усиления процесса глобализации эпидемии становятся транснациональным и межрегиональным явлением, и ни одна страна не может полностью остаться в стороне от этой вспышки. Необходимо задуматься о влиянии стигматизации болезней на страны в контексте эпидемий, особенно о реальных последствиях стигматизации болезней в развитых странах и регионах для менее развитых стран и регионов.

Список литературы

  1. Брюс Ламберт. Теперь ни один гаитянин не может сдавать кровь. New York Times, 14 марта 1990 г.
  2. Донателла Лорч. Политика FDA по ограничению кровопролития вызвала протест. New York Times, 21 апреля 1990 г.
  3. Жак Лейбовит. Странный вирус неизвестного происхождения. Нью-Йорк: Ballantine Books, 1985, 79 с.
  4. Карен Пейн. Страх перед СПИДом свирепствует в Дейде. The Miami News, 30 мая 1983 года.
  5. Пол Фармер. СПИД и обвинения: Гаити и география вины. Калифорнийский университет, 1992, с. 214.
  6. Реджинальд Стюарт. Гаитяне, ищущие свободу и работу, находят душевные страдания в Америке. New York Times, 28 июня 1983 г.