УДК 159.9

Теоретические аспекты проблемы формирования механизмов психологической защиты

Марихин Сергей Васильевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Черкашина Олеся Сергеевна – студентка Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования психологических защит, начиная с раннего возраста. Описывается понятие психологических защит с точки зрения разных авторов, а также анализируются различные классификации защитных механизмов с целью выделения особенностей формирования основных психологических защит.

Ключевые слова: психологическая защита, исследование, психоанализ, формирование, механизмы, эмоциональное состояние.

Человеческая психика активизирует механизмы психологических защит, чтобы лучше справляться со стрессовыми ситуациями, личностными конфликтами, тревожностью и отрицательным эмоциональным фоном. Они помогают на какое-то время снимать внутреннее напряжение, однако, если используются постоянно, в течение длительного периода, то формируют определенные поведенческие проблемы и неустойчивость эмоционального состояния.

Выстраивание системы психологических защит детерминируется обществом, так как личность не может развиваться вне социума. Принимая это во внимание, для установления границ нормального развития нужны социальные критерии, поскольку они являются истоком формирования защитных реакций психики.

Установлено, что цель таких защитных механизмов - снижение напряжения внутриличностного конфликта, возникающего при наличии противоречивых векторов стремлений бессознательного и запросов социального окружения, которые складываются в процессе межличностных взаимодействий.

Исходной концепцией обоснования феномена психологической защиты выступает психоанализ, изучающий формирование и развитие тех моделей поведения человека, которые могут нейтрализовать осуждающе-запретительную функцию инстанции Сверх-Я и смягчить влияние стресс-факторов.

Зигмунд Фрейд в свое время писал: «Основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях» [6]. Исходя из данного утверждения, освобождение от страхов и ощущения тревожности - важнейший критерий действенности механизмов психологической защиты.

Анна Фрейд, дочь знаменитого психиатра и психоаналитика, исследовала оберегающую роль психологических защит, подчеркивая, что они способны предотвратить поведенческую дезорганизацию и удержать личностное психическое состояние в границах нормальности.

Анна Фрейд выделяет несколько последовательных периодов формирования «защиты Эго»:

  1. Первый год жизни: предварительный этап выстраивания защитных механизмов.
  2. Возраст 1-2 года: формирование механизмов проекции и интроекции.
  3. Возраст 2-3 года: механизмы интеллектуализации и вытеснения.
  4. Возраст 3-5 лет: механизмы сублимации и реактивного образования [7].

Врач-психиатр Плоткин Ф. Б. упоминает, что термин «защита» З. Фрейд впервые использовал в работе 1894 года «Защитные нейропсихозы» [10]. В дальнейшем этот термин применялся с целью раскрытия борьбы «Я» против болезненных или тяжелых когнитивных и аффективных переживаний. Однако вплоть до 1926 года рассматриваемое понятие не получило своего полного определения.

Американский психоаналитик Вельдер Р. отмечал, что в статье «Торможение, симптом, страх» Зигмунд Фрейд дает более подробное описание реакции защиты и указывает на два ее вида: блокирование нежелательных импульсов и искажение нежелательных импульсов [7].

В работе «Анализ конечный и бесконечный» (1937), которая по существу подводит итоги теоретической и практической деятельности ученого, Фрейд пишет: «Психический аппарат не выносит неудовольствия, он вынужден избегать неудовольствия любой ценой, а если восприятие реальности вызывает неудовольствие, то оно, то есть истина, приносится в жертву. При внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием такой ситуации, чтобы позднее, окрепнув, снять угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя нельзя убежать, при внутренней опасности не поможет никакое бегство, и поэтому защитные механизмы Эго вынуждены искать внутреннее восприятие, предоставляя нам лишь неполные и извращенные сведения нашего Ид. Тогда Эго оказывается парализованным или ослепленным собственными заблуждениями в своих отношениях к Ид, и на успех в психическом процессе мы можем рассчитывать с тем же шансом, что и путник, заблудившийся в незнакомой местности» [7].

Внутренние психологические защиты работают бессознательно и становятся частью индивидуальной борьбы с трудностями. Если отталкиваться от ситуативного возникновения защитных реакций в зависимости от возрастного периода взросления, то их классификацию можно представить следующим образом:

  • От рождения и до одного года. Альтернативное поведение – проявления доверия/недоверия к окружающему миру. Появляются сновидения, складываются предпосылки формирования защитного механизма компенсации. К началу второго года жизни проявляются механизмы проекции и отрицания.
  • Второй и третий года жизни. Альтернативное поведение – проявления нерешительности/самостоятельности. Проблемы восприятия иерархического взаимодействия, появление потребности в личностной автономии, свободе, первоначальной сепарации от родительской фигуры. Формируются механизмы подавления и замещения.
  • Четвертый и пятый года жизни. Альтернативное поведение: умелость/неумелость, ощущение вины/предприимчивость. Формируются защитные механизмы регрессии и интеллектуализации.
  • Шестой-одиннадцатый года жизни. Появление потребностей в собственной территории и саморазвитии. Необходимость ощущать собственную информированность, компетентность, значимость.
  • Двенадцатый и тринадцатый года жизни. Альтернативное поведение: осознание гендерной идентичности/ее дисфункция и спутанность половых ролей. Появление потребностей в самопринятии и принятии окружающей социальной средой. Формирование защитных механизмов реактивного образования и компенсации.

Таким образом, мы видим, что генезис различных механизмов психологической защиты берет свое начало еще в младенчестве. Онтогенетически активное становление таких механизмов наблюдается в периоды формирования первичного (или подлинного) эгоцентризма в раннем детском возрасте и вторичного, когда ребенок овладевает речью и начинает отделять себя от объектов окружающего мира. На этапе формирования вторичного шизоидного или истероидного эгоцентричного мировосприятия ребенок больше не может воспринимать себя как дистрессора, поэтому все, доказывающее ребенку, что он сам для себя является дистрессором, вызывает развитие защитного механизма отрицания. Отрицание формируется вкупе с идеализацией.

Изначально для ребенка его родитель является эустрессором, однако с течением времени он начинает применять отрицательное подкрепление, то есть запрещать или наказывать. Это формирует в психике ребенка конфликт, связанный с непониманием правильного способа восприятия заботящегося объекта (матери): психика ребенка в раннем возрасте не способна к восприятию материнской фигуры в качестве дистрессора, поскольку это напрямую угрожает выживанию, в силу чего ребенок продолжает воспринимать мать в качестве эустрессора.

Подобный конфликт разрешается путем стирания информации о матери как о дистрессоре, она начинает идеализироваться. Примитивная идеализация характерна для маленьких детей, у взрослого данный защитный механизм проявляется как, например, оправдание матери даже при самых жестоких ее действиях по отношению к нему в детском возрасте. Люди, склонные к идеализации, не видят в близких людях дистрессоров, и при этом имеют тенденцию к созданию кумиров.

Психологические защиты зачастую выстраиваются на основе друг друга. Так, на базе уже сформировавшихся защитных механизмов идеализации и отрицания складываются механизмы отщепления или диссоциации.

Диссоциация онтогенетически формируется в раннем возрасте, когда отрицательное подкрепление действий ребенка (наказание или подавление сопротивления) прекращает некоторую его деятельность, но у него остается чувство унижения, то есть дистресс от невыполнения желаемого.

Эгоцентризм и вытекающее из него отрицание не позволяют ребенку принимать возможность того, что он сам может выступать дистрессором, а механизм идеализации не позволяет представить, что дистрессором может стать его мать. Возникает конфликт – дистресс есть, а дистрессора – нет. Поэтому формируется диссоциация, выражающаяся в буквальном подавлении, игнорировании дистресса. Если переводить диссоциацию на язык физиологии, можно сказать, что «рефлекс угас».

В течение третьего года жизни между «Я» и «Оно» постепенно вырастает заметная дистанция, ребенок усваивает понимание разрешенного и запрещенного, плохого и хорошего. Однако мыслительная деятельность еще не развита настолько, чтобы связывать между собой сложные информационные элементы, поэтому защитные механизмы психики базируются на простом когнитивном явлении вытеснения.

По мере усложнения речевых навыков и формирования логики мышления возникает интеллектуализация, связывающая мыслительную деятельность и врожденные инстинктивные проявления. Это позволяет ребенку воспринимать информацию в выгодном для себя ключе. По мере того, как ребенок учится самостоятельно строить межличностные связи, испытывая недовольство некоторыми их сторонами (неудачи в спорах и соревнованиях с соперниками), возникают защитные механизмы избегания и компенсации.

Дальнейшее усваивание детьми морально-нравственных ценностных категорий ведет за собой проявление признаков дифференциации «Я» и «Сверх-Я». Ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, требуют оценивать собственные желания и сиюсекундные импульсы с точки зрения интериоризации моральных внешних норм, а также с позиции соподчинения их друг другу. В результате таких процессов на четвертом-пятом году жизни образуются защитные механизмы сублимации и реактивного образования.

Ученые-психологи Гребенников Л. Р. и Романова Е. С. полагают, что защитные психологические механизмы - это следствие сдерживания и ограничения детской спонтанности и экспрессивности. За счет действия психологических защит обеспечивается стабильность «позитивной Я-концепции» и притупляется эмоциональный внутриличностный конфликт, который как раз и угрожает такой стабильности. Защитные механизмы способствуют компромиссному сбалансированному взаимодействию с социальным окружением, сохраняя гомеостаз поведенческих, биологических и внутренних психических процессов. В случаях, когда подобный нормальный равновесный процесс ранней социализации нарушается, могут формироваться неадекватные защитные механизмы, разрушительно воздействующие на личность.

Определение того, какие именно защитные механизмы преобладают у конкретного человека, – сложная задача. Зрелые механизмы, которые выстраивались и работали в течение длительного времени, могут не осознаваться полностью и требуют непредвзятого, честного взгляда. При этом осознавание примитивных, самых простых механизмов психологической защиты – тоже непростая задача.

З. Фрейд писал: «Голос рассудка тих, но он будет повторять, пока его не услышат». Согласно теории Фрейда, осознавание и признание собственных психологических защит – большой шаг к психологическому личностному росту и здоровому функционированию внутренних психических процессов. Если у нас преобладают примитивные защитные механизмы, значит, психологическая структура личности нарушена и дезорганизована.

Таким образом, психологические защиты крайне важны для сохранения внутреннего психического равновесия. Они помогают нам справляться с эмоциональными трудностями и стрессовыми ситуациями. Однако, если защиты перестают быть адаптивными и периодическими, становятся постоянными, они создают препятствия для личностного развития и для проявления здоровых поведенческих стратегий. Гибкость и широкая вариативность использования защитных психологических механизмов – один из признаков здоровой личности.

Список литературы

  1. Бассин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ф. В. Бассин. - Самара, 2000. - 312 с.
  2. Грановская P. M. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2000. 507 с.
  3. Грановская Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. - СПб.: изд. «Речь», 2007. – 125 с. 
  4. Карпенко О. Б. Психологические защиты с точки зрения соционики // Соционика, ментология и психология личности. 2016. № 1. С. 5 – 13.
  5. Менинжер В. Ф. Психические механизмы: хрестоматия / В. Ф. Менинжер. - Самара, 2000. - Ч. 1., гл. 2. - С. 509-536.
  6. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.; СПб.: АСТ: АСТ-Москва: Прайм-Еврознак, 2008. - 811 с.
  7. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1996. 144 с.
  8. Фрейд А. Эго и механизмы защиты / А. Фрейд. - М., 2003. - 159 с.
  9. Вельдер Р. Торможение, симптом, страх: сорок лет спустя // Антология современного психоанализа. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. - С. 382–408.
  10. Плоткин Ф. Б. Психологические защиты и анозогнозия в клинике аддиктивного заболевания: динамика, границы и терапевтическая тактика [Электронный ресурс] // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2016. № 2 (24). - С. 285–295.
  11. Марихин С. В., Кондратюк М. И. Половозрастная идентификация и особенности самооценки старших дошкольников с различным социометрическим статусом // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. - С. 208 – 222.

Интересная статья? Поделись ей с другими: