УДК 159.9

Взаимосвязь тревожности и вербальной агрессии у детей, находящихся в неблагополучных семьях

Халтурина Надежда Александровна – студент по специальности «Психология служебной деятельности» Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: данная статья посвящена исследованию взаимосвязи тревожности и вербальной агрессии у детей, находящихся в неблагополучных семьях. В рамках данной работы было проведено как теоретическое, так и эмпирическое исследование. В результате исследования выявлена прямая взаимосвязь между тревожностью и вербальной агрессией.

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, агрессия, вербальная агрессия, дети, неблагополучная семья, исследование взаимосвязи, диагностика.

На данный момент одной из проблем общества является тревожность у детей. Множество семей состоят в неблагополучном положении, что сказывается на состоянии детей, а также может являться причиной их тревожности. Тревожность может оказывать влияние на поведение детей, а также у ребенка могут появляться различного рода трудности, при обучении в школе, при общении с друзьями и т.д. Одним из проявлений тревожности является агрессия. Агрессия может быть разной, мы рассмотрим вербальную, т.к. дети, которые растут в неблагополучных семьях, часто находятся в девиантных компаниях, из которых они набираются нецензурной лексикой, а после сами её используют. Т.к. тревожность проявляется в виде повышения враждебных и агрессивных реакций [1], то мы рассмотрим взаимосвязь тревожности и агрессии у детей, находящихся в неблагополучных семьях.

Отечественные психологи рассматривают тревожность как устойчивые черты, которые предполагают собой повышенную склонность индивида испытывать состояние тревоги [5]. Р. С. Немов понимал тревожность как свойство человека, проявляемое постоянно или ситуативно, приходящее в состояние повышенного беспокойства, испытывании страха и тревоги в специфических социальных ситуациях [6]. К. Хорни понимает под тревожностью свойство, индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам [3]. Таким образом, можно сказать, что на данный момент нет четкого определения «тревожность», но также можно сделать вывод, что под данным термином понимают свойство человека, при котором он имеет повышенную склонность переживать, испытывать страх, беспокоиться в специфических ситуациях или без повода.

Тревожность может быть личностной или ситуационной. Личностная тревожность представляет собой проявления тревожности у человека, которые не зависят от ситуации. А ситуационная тревожность представляет собой проявление тревожности у человека, которое имеет зависимость от происходящего вокруг, а также в моменты опасности или стресса.

Т.к. агрессия является обратной стороной тревожности, т.е. при повышенной тревожности, у человека неосознанно будет проявляться агрессия, то мы также рассмотрим понятие агрессии.

Агрессия – отклоняющееся поведение человека, причиняющее моральный, физический или материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт [2]. Лоренц считал, что агрессия возникает из врожденного инстинкта борьбы за выживание, а также агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе и накапливаясь [4]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что агрессия причиняет вред или ущерб окружающим людям и генерируется спонтанно в организме.

Различают следующие виды агрессии:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы по отношению к другому лицу или объекту.
  2. Вербальная агрессия – проявление негативных эмоций как через форму, так и через содержание вербальных реакций.
  3. Прямая агрессия – агрессия, направленная на кого-либо.
  4. Косвенная агрессия – действия, направленные на человека окольным путём или характеризующиеся ненаправленностью и хаотичностью.
  5. Инструментальная агрессия – средство достижения какой-либо цели.
  6. Враждебная агрессия – действия, направленные на причинение вреда объекту агрессии.
  7. Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя в виде самообвинения, самоуничижения, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

В нашей работе мы будем рассматривать вербальную агрессию, т.к. мы проводили исследование на детях, которые состоят в неблагополучных семьях, а в таких семьях очень часто присутствует нецензурная лексика в их ежедневной жизни и дети, находящиеся в таких семьях могут перенять такую речь в свой словарный запас.

В нашем исследовании участвовали 16 воспитанников МКУ СРЦН «Уютный дом» г. Новокузнецк возрастом от 8 до 12 лет, из которых 33,3 % составили представители женского пола и 66,7 % представители мужского пола.

Для диагностики у детей тревожности и агрессии мы использовали следующие методики:

  1. Шкала личной тревожности учащихся, автор: А.М. Прихожан.
  2. Шкала явной тревожности у детей, авторы: А. Кастанед, Б. Маккэндлесс, Д. Палермо.
  3. Тест эмоций, авторы: А. Басс и Э. Дарки.

По результатам методики Шкала личной тревожности учащихся, автор: А.М. Прихожан мы можем увидеть, что у 50% детей чрезмерное спокойствие, таким детям состояние тревожности не свойственно. У 50% проявляется нормальная тревожность, такой уровень тревожности характерен детям с продуктивной деятельностью.

По результатам методики Шкала явной тревожности у детей, авторы: А. Кастанед, Б. Маккэндлесс, Д. Палермо мы можем увидеть, что 16.7% чрезмерное спокойствие, таким детям состояние тревожности не свойственно, 33,3% имеют нормальную тревожность, таким уровнем тревожности обладают дети с продуктивной деятельностью, а 50% обладают очень высокой тревожностью, таким детям характерно беспокойство, неуверенность в себе и враждебность со взрослыми. Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что 83,3% детей имеют тревожность.

В методике Тест эмоций, авторы: А. Басс и Э. Дарки мы решили, что будем использовать результаты по шкале вербальная агрессия.По результатам данной методики мы можем сделать вывод о том, что у 16,7% детей имеется низкий уровень вербальной агрессии, таким детям не свойственно выражать агрессию с помощью речи, у 33,3% обладает средний уровень вербальной агрессии, такие дети иногда используют брань, а у 50% имеется высокий уровень вербальной агрессии, такие дети часто используют брань.

Для обработки данных, полученных в ходе исследования по методикам Шкала личной тревожности учащихся А. М. Прихожана, Шкала явной тревожности у детей А. Кастанеда, Б. Маккэндлесс, Д. Палермо, Тест эмоций А. Басса и Э. Дарки представлены на рисунке 1.

h1

Рисунок 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи тревожности и вербальной агрессии

Корреляционный анализ результатов по методикам Шкала личной тревожности учащихся А. М. Прихожана и Тест эмоций Арнольда Басса и Энна Дарки показал, что значимая взаимосвязь между тревожностью и вербальной агрессией отсутствует, а именно чем выше показатель тревожности, тем выше уровень агрессии. Т.к. Rэмп=0,55, при Rкр=0,73 (уровень значимости p≤0,05).

Корреляционный анализ результатов по методикам Шкала явной тревожности у детей А. Кастанеда, Б. Маккэндлесс, Д. Палермо и Тест эмоций Арнольда Басса и Энна Дарки показал, что значимая взаимосвязь между тревожностью и вербальной агрессией отсутствует, а именно чем выше показатель тревожности, тем выше уровень агрессии. Т.к. Rэмп=0,72, при Rкр=0,73 (уровень значимости p≤0,05).

Смотря на результаты исследования и математического анализа, мы можем сделать вывод о том, что взаимосвязь между тревожностью и вербальной агрессией у детей, находящихся в неблагополучных семьях выявлена прямая связь.

Подводя итоги, мы можем сказать, что дети, находящиеся в неблагополучных семьях, в основном имеют тревожность, а также у них выражена вербальная агрессия, лишь малая часть детей, которые находятся в таких семьях обладают чрезмерным спокойствием и практически не используют вербальную агрессию.

Список литературы

  1. Будук-оол Л. К. Психофизиологический и индивидуально-личностный адаптивный потенциал студентов : монография. – Кызыл : ТувГУ, 2021. – 138 с.
  2. Васильева Р. М. Социально-психологические аспекты агрессивного поведения подростков : монография. — Чебоксары : ЧГИКИ, 2015. – 93 с.
  3. Ершукова Т. В. Волнение, стресс и тревожность в концертной деятельности вокалиста: как сформировать устойчивое сценическое поведение: методическая разработка : методические рекомендации. – Новосибирск : НГК им. Глинки, 2020. – 61 с.
  4. Локтаева С. А. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте : монография. – Москва : МИРБИС, 2013. – 204 с.
  5. Нехорошкова А. Н. Нейрофизиология детской тревожности : монография. – Архангельск : САФУ, 2015. – 108 с.
  6. Психологическая коррекция тревожности несовершеннолетних правонарушителей / А. Ф. Фёдоров // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2022. – № 51. – С. 100-107.

Интересная статья? Поделись ей с другими: