УДК 159.9

Социально-психологические факторы формирования делинквентного поведения у несовершеннолетних

Канунников Роман Игоревич – кандидат психологических наук, доцент Уральского юридического института МВД России.

Аннотация. Статья направлена на раскрытие вопроса, связанного с влиянием социально-психологических факторов на формирование у несовершеннолетних девиантного поведения, которое в преимуществе своём имеет негативную окраску.

Значимость исследования заключается как в определении наиболее часто встречающихся факторов социально-психологического составляющего воспитания несовершеннолетних, оказывающих сильное влияние на образование у них так называемого «заростка» девиации, который приводит к формированию делинквентного поведения.

Ключевые слова: делинквентное поведение, социально-психологические факторы, девиации, несовершеннолетние.

К наиболее значимым и волнующим проблемам, стоящим перед современным обществом, несомненно, следует отнести преступность, в частности, противоправные деяния несовершеннолетних.

Отмеченная нами проблема занимает ведущие позиции рейтинга самых актуальных вопросов на сегодняшний день. Эту тенденцию можно связать с данными демографической ситуации в России на 2022 год, где наблюдается явная нехватка населения, в связи с этим, государство нуждается в воспитании добросовестного, воспитанного и работоспособного подрастающего поколения. Однако, немаловажно, что встречаются случаи, когда дети уже имеют в своем поведении черты девиации, что вызывается различными как психологическими, так и социальными факторами.

Данной проблемой посвящены исследования таких ученых как:Ч. Ломброзо, В.В. Ковалев, М.И. Рожков, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, причем перечень фамилий на этом не заканчивается.

Начиная с 19 века, Ч. Ломброзо первый обратил внимание на взаимосвязь криминального поведения человека с его биологическими особенностями, а именно, с его физическими чертами, которые являются врожденными и не требуют вмешательства общества. Однако с развитием психологии стало ясно, что данная теория не соответствует действительной реальности и её основоположник к концу своей жизни самостоятельно опровергнул данную концепцию. Несмотря на недействительность выдвинутых Ч. Ломброзо тезисов, он вошёл в историю, как основоположник биологической теории, рассматривающей известное нам девиантное поведение, которое в дальнейшем привлекло внимание психиатров, психологов, врачей- криминалистов, а также социологов и подтолкнуло их на изучение данного явления с абсолютно разных сторон.

Понятие «делинквентное поведение» не имеет какого-то единого определения, поскольку его изучение продолжается и по сей день, приобретая все более новые признаки, выделяемые из множества точек зрения людей, чья деятельность направлена на исследование отклоняющегося поведения и его возможных причин возникновения [10].

Д.Ф. Петрусевич характеризует девиантное поведение – как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества», при этом выделяя его вариации, такие как: уклонение от учебы и труда, действия насильственного, корыстного, сексуального характеров, направленных против общества, также злоупотребление алкогольной продукцией, наркотиками и токсичными средствами, бродяжничество и азартные игры. Автор данного определения, по нашему мнению, делает основополагающим тот факт, что делинквентное поведение выражается через негативные действия человека в обществе, которые, чаще всего, поддаются осуждению со стороны других [9].

Следующим свою точку зрения, схожую с предыдущей, представили Ю.Е. Кривова, И.В. Пшеничнова, раскрывая делинквентное поведение в качестве «отклонения от социальной среды, социально- нравственных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит». Вероятно, стоит обратить особое внимание на упоминание в данном определении таких понятий как «саморазвитие» и «самореализация», которые относятся к факторам, побуждающим человека к каким-либо действиям на уровне внутреннего сознания, не зависящего от иных обстоятельств [8].

Имеет место быть и определение М.А. Ковальчук, который в сути понятия «девиантного поведения» видел определенный поступок или же действие человека, которое не соответствует официально установленным или фактически сложившимся в этом обществе нормам. Автор положил в основу критерий, который характеризует данное понятие со стороны причастности его к правовым или же наоборот противоправным деяниям в жизнедеятельности всего государства [1].

Е.В. Змановская представляет делинквентное поведение в форме какого-либо действия определённой личности, которое имеет отклоняющийся характер по отношении к законам, установленным в этом обществе в данное время, а также угрожает благополучию других людей и, как следствие, наказывается уголовным законодательством в своих крайних проявлениях [2].

Исходя из вышеперечисленного, девиантное поведение представляет собой действия или бездействия человека, которые противоречат общепринятым нормам поведения и могут угрожать благополучию других людей, принося им какой-либо вред своей деятельностью, при этом затрагивая как, например, социальную среду и культурные ценности, так и саморазвитие, непосредственно, самой личности.

Если рассматривать девиантное поведение определенной социальной группы, то, стоит заострить особое внимание на группе лиц, называемых несовершеннолетними, поскольку, именно в подростковом возрасте ребенок переживает наиболее важные процессы, напрямую связанные с формированием своего «Я», его социализацией, как первичной, так и вторичной, а это, что немаловажно, оставляет глубокий след на дальнейшем развитии человека как личности.

Отклоняющееся поведение может быть вызвано как внешними, так и внутренними факторами, которые подразделяют на микросоциальные и макросоциальные, конституционные предпосылки, а также особенности мотивационной сферы. Однако, рассматривая вопрос, касающийся формирования у несовершеннолетних делинквентного поведения, мы не могли не отметить социально-психологические условия, которые, как известно, оказывают непосредственное влияние на конструирование так называемого «Я», у ещё не до конца «слепленной» личности [3].

Важно отметить, что под воздействием деструктивных моральных нравственных установок того окружения, в котором несовершеннолетний проходит процесс первичной и вторичной социализации, спустя некоторое время произойдет формирование или же корректировка каких-либо установок, принципов, сформировавшихся на первом этапе его социализации. В будущем это может привести к проявлению у некоторых склонности к девиантному типу поведения.

Негативная тенденция, касающаяся как образования у несовершеннолетних «задатков» делинквентного поведения, так и его дальнейшего развития, чаще всего, берет свое начало именно с периода воспитания ребенка, который нельзя характеризовать успешным и правильным, а скорее наоборот стоит описать как безответственный.

Когда одни дети окружены чрезмерным количеством контроля и внимания, что ещё называют тепличной опекой, а другие же наоборот не получают должного воспитания- холодная отверженность на этапах социализации, в большинстве случаев, итог все равно один- дальнейшее отклонение от общепринятых норм поведения.В первом тезисе четко видна картина благополучной семьи, в которой родители стараются дать своему ребенку все самое лучшее, вероятно, исключая его самостоятельность чрезмерными присмотром и заботой, что в дальнейшем оставит довольно значимый след на его личностных качествах в виде инфантильности, неустойчивости, эгоизма и себялюбия, а что касается его готовности ко взрослой жизни, как чаще случается, она или находится на начальных этапах становления, или же и вовсе отсутствует. Дети, не окруженные должным вниманием и заботой в период становления собственного «Я» и, как это случается, брошенные на произвол судьбы, живут по собственным установленным правилам, при этом имея неограниченное количество свободы, поскольку никто не занимается их воспитанием и не подает им должные примеры, которые, в свою очередь, послужили бы образцами одобряемого обществом поведения. Такие дети, как чаще это бывает, не верят взрослым, не ставят их в приоритет и, как следствие неучастия их в жизни ребенка, испытывают масштабное чувство обиды [5].

При исследовании причин возникновения девиантного поведения у несовершеннолетних важно отметить такие социально-психологические факторы, как неблагополучие семьи, школьная дезадаптация, членство в компании, придерживающейся антиобщественной жизнедеятельности, демонстрация жестокости в средствах массовой информации (рекламе) и видеоиграх. Все ранее перечисленное выступает на первый план при обсуждении нарушения так называемой «социальной экологии».

О.С. Ионина, рассматривая вопрос, связанный с влиянием социально-психологических факторов на жизнедеятельность детей, отметила, что детский возраст, непосредственно, считается наиболее уязвимым к возможности приобретения различных степеней делинквенции. Родители в таком случае являются эталоном поведения для подрастающего поколения, поэтому в семьях, где между матерью и отцом нет ни понимания, ни, элементарно, уважения, возникает процесс формирования делинквентного поведения у несовершеннолетних  У ребенка в процессе первичной социализации происходит усвоение скрытых или явных делинквентных ценностей, которые, как принято, становится частью базиса собственных ориентиров и мотиваций, движущих их деятельностью [6].

Неполноценность состава семьи или же кардинальные изменение ее состава (появление отчима или мачехи), во многих случаях, служат причиной возникновения неблагоприятного психологического климата. При этом члены семьи испытывают отчуждение, эмоциональный дискомфорт, отсутствие доверия, чувства защищенности, которые в свою очередь препятствуют выполнению семьей функции- психотерапевтической, нарушение которой может привести к депрессиям, ссорам, психической напряженности и дефициту в положительных эмоциях.

В своих работах к вопросу девиации обращался и В.Н. Кудрявцев, который указывает на состояние отчуждения преступника от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Выяснилось, что 10 % преступников, характеризующихся агрессивностью считали, что в детстве они столкнулись с фрустрацией потребности в любви и нежной заботе со стороны матери. Это могло послужить возникновению у ребенка ранних травматических переживаний. Поэтому «родительский образец» и уровень благоприятности климата в семье закладывают фундамент поведения ребенка, который послужит основой становления личности [4].

В благополучных семьях дети, наоборот стремятся к самостоятельности, что часто выражается в употреблении алкоголя и курении на улице в компании так называемых друзей. Бывает же, что ребенок в качестве некоторого протеста против чрезмерного надзора начинает проявлять свою агрессивность, что со временем становится обычным явлением, используемое для достижения своих целей, в поведении несовершеннолетнего. Некоторые же подростки вступают в криминальные группы, которые привлекают их своей «крутостью» и независимостью от всех, в том числе и родителей. Попадая туда, ребенок уже просто не в силах вернуться к первоначальному образу жизни: там их учат курить, употреблять всевозможный алкоголь и наркотики, а также приобщают к насилию и бесчеловечию. Дети начинают отстраняться от родителей, все больше времени проводят на улице, в каких-то непонятных заброшенных зданиях, подвалах, где проходят собрания этих групп. Довольно часто такими группами руководят взрослые, которые, известны случаи, даже продавали детей другим главарям криминального бизнеса [7].

Также, стремясь к скорейшей независимости от взрослых, несовершеннолетние довольно рано начинают свою трудовую деятельность, что может сыграть не в пользу ребенка. Это можно объяснить тем, что на сегодняшний день в нашей стране наблюдается процесс социализации приобщения к труду в условиях трансформации социальных и экономических отношений. Обуславливается данное явление распространением в России разносторонних нелегальных форм трудовой деятельности, в котором можно заработать «быстрые» деньги.

Досуговая сфера на сегодняшний день также, если не прямо, то косвенно оставляет свой след на формирование у детей девиантного поведения. Это объясняется тем, что в области реализации своих возможностей, на сегодняшний день, несовершеннолетние имеют определенные барьеры, которые представлены, чаще, в материальной составляющей. Не каждый родитель имеет возможность оплачивать уроки, допустим, вокала, чтобы его дочь развивалась, а если же пользоваться бесплатными услугами, то, как это наиболее распространено, они не имеют должного финансирования для принятия участия в конкурсах всевозможных уровнях, да и элементарно, такие кружки не дают ребенку всего объема знаний, который они могли бы получить, занимаясь в платных секциях. Не сумев реализоваться, дети направляют свою энергию в совершенно иное русло, направляющее его в сторону формирования делинквентных черт поведения.

В подростковом возрасте ребенок испытывает непонимание со стороны своих одноклассников и таит некоторую злость, неприятие и даже ненависть. Для выражения большего неприятия, применяется способ максимального несоответствия общественным нормам. Если, например, принято ходить в школу в синих рубашках, то с целью протеста подросток привлекает внимание ярко-красным свитером. Из безобидных поступков это может перерасти в серьезные нарушения.

Значительная часть несовершеннолетних, имеющая черты девиации, знает и имеет представление об общесоциальных принципах и нормах поведения, но по различным причинам не могут применить их относительно своего поведения, оправдывая себя наличием всевозможных мотиваций и преград.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогичекскую литературу можно выделить наиболее значимые факторы социально-психологической природы, оказывающие влияние на формирование у несовершеннолетних девиантного поведения:

  1. фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны
  2. отсутствие одного из родителей, затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
  3. недостаточная требовательность родителей;
  4. чрезмерная стимуляция ребенка;
  5. несогласованность требований к ребенку со стороны родителей;
  6. смена родителей (опекунов);
  7. конфликты между родителями;
  8. усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых);
  9. членство в криминальных сообществах;
  10. антисоциальный протест.

Учет данных социально-психологических факторов важен в работе практических психологов, социальных педагогов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних.

Список литературы

  1. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация, Издательство: Владос-Пресс- 2010. – 217 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  3. Климентьева Е. А. Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 633-634.
  4. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — Москва, 1998. –163 с.
  5. Дорошина Т.В. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 867-869.
  6. Ионина О.С. Факторы, определяющие психологическое здоровье ребенка // Психология. – 2017. –  С.105-109.
  7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. / Москва: Зерцало, 1998. - 352 c.
  8. Кривова Ю.Е., Пшеничнова И.В. Анализ понятия «девиантное поведение» в психолого- педагогической литературе // Психологические науки. – 2019. – С. 1-5.
  9. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 6 (108). – С. 195- 198.
  10. Чуносов М.А. Теоретические основания разработки психолого- педагогической технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2020. - № 2(81). – С. 160- 166.

Интересная статья? Поделись ей с другими: