УДК 331.101.3

Изучение особенностей мотивации профессионального самоопределения подростков

Занин Дмитрий Сергеевич – кандидат педагогических наук, доцент Московского института психоанализа.

Видягина Карина Константиновна – магистрант по направлению «Общая психология» Московского института психоанализа.

Аннотация: В данной статье представлены эмпирические данные исследования особенностей мотивации профессионального самоопределения подростков. Посредством теоретического анализа рассмотрены понятия мотивации и профессионального самоопределения. Данные эмпирического исследования были получены среди учащихся русской школы г. Анталья (Турция), в диагностике приняли участие 40 подростков в возрасте от 14-ти до 16-ти лет. Рассмотрены сформированность статуса профессиональной идентичности, смысложизненные ориентации, мотивация успеха и боязни неудачи, доминирующая мотивация среди подростков.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивация, профессиональное самоопределение подростков, мотивация подростков.

Актуальность исследования заключается в том, что в последнее десятилетие отмечается высокий интерес к профессиональной области самоопределения. Основной локус внимания обращается именно на подростковый возраст, так как в данный возрастной период для юношей и девушек начинается активный поиск ответа на вопрос «кем быть?» [2].

Первые вопросы о профессиональном самоопределении появляются у ребят уже в 12-13-летнем возрасте, однако, зачастую, вплоть до окончания старших классов многие из них так и не формируют представлений о своей будущей профессии [10]. Отметим, что, в целом, вопросы профессионального выбора перед подростками появляется в тот период, когда они ещё не имеют достаточного жизненного опыта, находятся под влиянием многочисленных факторов (к примеру, СМИ). Всё это сообщает нам о необходимости квалифицированной психологической поддержки профессионального самоопределения и мотивации к нему среди подростков [7].

Существует много понятий, отражающих суть «профессионального самоопределения». Систематизация различных подходов к его пониманию позволяет сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, выявление своих склонностей и способностей к этому виду трудовой деятельности. При этом, профессиональное самоопределение соотносится с самоориентированием и направленностью субъекта. Направленность личности – система устойчиво характеризующих человека побуждений: что он хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир и общество; чего избегает, против чего готов бороться. Она представляет собой сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Также, профессиональное самоопределение – это определение человеком себя посредством сравнения с другими людьми, которые работают в этой сфере. При этом у каждого мотивация такого выбора различна: для кого-то просто важно владение той или иной профессией, кто более замотивирован на творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей.

Мотивационные факторы при выборе профессии – это движущая сила процесса, стимулы, ради которых индивид готов приложить свои усилия, то есть на что ориентируется старшеклассник при выборе той или иной профессии. Отмечается высокая роль мотивационных факторов выбора профессии у старшеклассников, которая заключается в том, что они побуждают их к активности и деятельности, связанной со стремлением удовлетворить определенные потребности, в данном случае, к правильному и осознанному выбору профессии [9].

Проблема исследования заключается в том, что повсеместно отмечается недостаточная информированность подростков в области профессиональной деятельности, отсутствие практического опыта и мотивации к личностному, профессиональному развитию, частичные знания о своих способностях, возможностях и предпочтениях, а также недостаточно разработанная программа профориентационной работы с подростками в системе школьного образования существенно затрудняет процесс выбора подростком своей будущей профессиональной реализации.

Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось определение особенностей мотивации подростков к профессиональному самоопределению.

В процессе психодиагностики использовались следующие методики:

  1. Методика «Профессиональные намерения», автор Э.Ф. Зерр [4];
  2. Методика изучения статусов профессиональной идентичности, авторы: А.А. Азбель, А.Г. Грецов [3];
  3. Тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана [8];
  4. Методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [5];
  5. Методика «Доминирующая мотивация подростков» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной [6].

Выборка респондентов: 40 подростков (учащиеся среднего общеобразовательного русского заведения, г. Анталья, Турция). Среди исследуемых подростков преобладают девушки (55% – 22 респ.), а юношей меньше (45% – 18 респ.). Отметим описательную статистику по возрасту: средний возраст исследуемых респондентов – 15,1 лет, Возрастmax= 16 лет, Возрастmin= 14 лет.

Представим результаты методики «Изучения статусов профессиональной идентичности», авторы: А.А. Азбель, А.Г. Грецов. Процентное соотношение уровней сформированности профессиональной идентичности рассмотрим на рисунке 1:

1

Рисунок 1. Распределение респондентов по уровням сформированности шкал по методике «Изучение статусов профессиональной идентичности».

Анализируя рисунок 1, отметим, что:

  • только треть исследуемых подростков имеют сформированную профессиональную идентичность;
  • другая треть исследуемых подростков демонстрируют мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности;
  • треть демонстрируют неопределенную профессиональную идентичность, а значит они недостаточно понимают важность выбора профессии и не стремятся к этому выбору;
  • 20% демонстрируют навязанную профессиональную идентичность. Это значит, что такие подростки совершили профессиональное самоопределение под авторитетным мнением, а такой выбор не всегда приносит удовлетворение.

Рассмотрим ответы на вопросы методики «Профессиональные намерения», автор Э.Ф. Зерр, среди всей выборки респондентов:

  • большинство (77,5%) планируют после школы продолжить обучение в высших и средних профессиональных учебных заведениях;
  • 25% не определились с конкретной профессией или даже примерной сферой деятельности.
  • 50% исследуемых подростков имеют лишь некоторое представление об условиях выбранной профессии;
  • 30% респондентов не знают, где готовят к выбранной будущей профессии.
  • 37,5% респондентов среди мешающих факторов профессионального самоопределения выделяют плохую информированность, следующий по частоте встречаемости ответ – отсутствие интереса к чему-либо (27,5%);
  • 52,5% респондентов считают своё решение о выборе будущей профессии неокончательным;
  • 50% исследуемых подростков отмечают, что педагоги не часто рассказывают о профессиональном самоопределении.

Представим результаты теста «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана. Представим процентное распределение сформированных уровней на рисунке 2:

2

Рисунок 2. Распределение респондентов по уровням сформированности типов мотивации.

Анализируя рисунок 2, отметим, что большинство респондентов демонстрируют выраженную мотивацию боязни неудачи. Такой тип мотивации является негативным и характеризуется потребностью избежать неудачу и идеями негативных последствий.

Рассмотрим результаты методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Представим процентное распределение сформированных уровней на рисунке 3:

3

Рисунок 3. Распределение респондентов по уровням сформированности шкал по методике «ТСЖО».

Анализируя рисунок 3, отметим, что около трети исследуемых респондентов демонстрируют низкую сформированность «целей в жизни», «процесса жизни» и «локуса-контроля жизнь». Это значит, что такие респонденты характеризуются отсутствием целей в жизни, воспринимают жизненный процесс как неинтересный, а также убеждены в не подвластности жизненных событий их ответственности.

Рассмотрим результаты методики «Доминирующая мотивация подростков» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной. Представим процентное распределение сформированных типов мотивации на рисунке 4:

4

Рисунок 4. Распределение респондентов по уровням мотивации.

Анализируя рисунок 4, отметим, примерно равное распределение уровней сформированности доминирующей мотивации среди подростков. Однако, следует отметить, что лишь треть респондентов продемонстрировали высокий уровень духовно-нравственной мотивации, при которой выбор собственной профессии осуществляется с большим интересом, как выбор признания. Чуть более трети респондентов демонстрируют гедонистический тип доминирующей мотивации, при которой выбор профессии не является важным. Чуть более трети респондентов демонстрируют эгоцентрический тип мотивации, при которой при выборе профессии будет важна лишь материальная составляющая.

Таким образом, анализируя результаты первичной диагностики отметим, что среди исследуемых подростков только треть исследуемых подростков имеют сформированную профессиональную идентичность, около половины респондентов демонстрируют выраженную мотивацию боязни неудачи. Также около трети исследуемых подростков характеризуются отсутствием целей в жизни, воспринимают жизненный процесс как неинтересный, а также убеждены в не подвластности жизненных событий их ответственности. Лишь треть респондентов продемонстрировали высокий уровень духовно-нравственной мотивации, при которой выбор собственной профессии осуществляется с большим интересом, как выбор признания.

Полученные новые эмпирические данные сообщают нам об актуальности психологического сопровождения мотивации профессионального самоопределения подростков. Представленные результаты, можно рассматривать как возможные коррекционные задачи при составлении психологических программ развития мотивации подростков к профессиональному самоопределению.

Список литературы

  1. Грецов, А.Г., Азбель, А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб., Питер, 2006 г. – с. 143-155.
  2. Ершова, Ю.Е. Профессиональное самоопределение подростков и юношей разной направленности, Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, № 6, 2013 г. – С. 72-76.
  3. Грецов, А.Г., Азбель, А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб., Питер, 2006 г. – с. 143-155.
  4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003 г. – 336 с.
  5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000 г. – 18 с.
  6. Педагогическая психология: учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: Сфера, 2008 г. - 480 с.
  7. Петрищева, К. С. Стимулирование профессионального самоопределения подростков в условиях образовательной организации, Социальный педагог – исследователь: сборник научных работ аспирантов и магистрантов, Выпуск 9, 2019 г. – С 58-61.
  8. Реан, А.А. Психология изучения личности. М.: Михайлов, 1999 г. – С. 86.
  9. Стукалова, Н. А. К проблеме мотивации профессионального самоопределения старшеклассников, Science time, № 12, 2014 г. – С. 484-490.
  10. Шурухина, А.А., Никитская, Е.А. Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского оздоровительного лагеря как способ профилактики девиантного поведения, Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2019». Педагогические науки, № 3-1, 2019 г. – С. 154-157.

Интересная статья? Поделись ей с другими: