УДК 159.9

Мотивационная составляющая в воспитании детей-спортсменов в период проживания их родителями кризиса среднего возраста

Лебедева Дарья Александровна – магистрант факультета психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Марихин Сергей Васильевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы влияния кризиса среднего возраста на родительскую позицию в отношении мотивирования детей, профессионально занимающихся спортом, а также проанализирована эффективность различных видов мотивации детей спортсменов в период проживания их родителями кризиса среднего возраста.

Ключевые слова: мотивация, спорт, кризис среднего возраста, достижения, успех, амбиции, темперамент.

Мотивация детей-спортсменов их родителями представляет собой один из основных факторов, которые составляют успех карьеры человека, выступающего на профессиональном уровне в области спорта. Кроме этого, в рамках мотивационной составляющей воспитательного процесса довольно острой видится проблема смещения фокуса внимания родителя с истинных интересов ребенка на свои собственные нереализованные цели и амбиции, которые зачастую наиболее ярко проявляются именно в кризис среднего возраста.

Здоровый образ жизни и спортивная активность являются очевидной тенденцией последнего десятилетия. Родители массово отдают детей в различные спортивные секции, начиная с самого раннего возраста. Однако существуют значимые различия в целеполагании и мотивационных ожиданиях у родителей, чьи дети, тренируются ради здоровой физической активности, и у тех, кто занимается спортом на профессиональном уровне.

Если для первой категории родителей основными мотивирующими факторами являются укрепление физического здоровья ребенка, его психологическое и социальное развитие [2], то в случае выбора определенного вида спорта в рамках профессиональной деятельности, главной целью становится достижение наивысших высот в спорте, при этом игнорируется мотив гармоничного психологического развития и укрепления здоровья. Таким образом, столь существенные различия в мотивах предполагают отдельное исследование по данной теме для групп профессиональных спортсменов. 

Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели [3].

Спортивную мотивацию можно определить как «особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [1].

В детском возрасте огромное влияние на формирование мотивации у будущих спортсменов оказывает их ближайшее окружение - родители и тренер. Однако зачастую тренерское влияние на формирование у ребенка правильных установок и мотивации является вторичным, будучи при этом более объективным и грамотным, в силу профессионального опыта и тренерских компетенций.

Родители же, оказывая давление на ребенка и пытаясь различными способами замотивировать его на результат, в большом количестве случаев включают в этот процесс собственные амбиции, связанные с сильным желанием видеть своего ребенка чемпионом и лидером.

Чувство разочарования от недостигнутых целей и недовольство собственными жизненными свершениями наиболее остро ощущается в период кризиса среднего возраста. В случае родительства именно этот период можно связать с воспитанием детей возраста 6 - 8 лет, когда они вступают на путь профессионального спорта. Дети данной возрастной группы не сепарированы в достаточной степени от своих родителей как в сфере принятия решений, так и в области построения итоговых целей, а их внешкольная деятельность часто выбирается не самими детьми, а их мамой и папой. В таком случае могут быть проигнорированы желания ребенка заниматься тем или иным видом деятельности, и родители будут руководствоваться собственными жизненными интересами и амбициями, проецируя их на своих детей.

Мы полагаем, что в этом случае мотивация в большей степени будет внешней, представленной в виде материальных поощрений за достигнутые успехи, по причине того, что у самого ребенка может отсутствовать его собственная цель стать чемпионом в выбранном родителями виде спорта. Примером может служить распространенная ситуация, когда родители пытаются мотивировать своих детей, заранее предлагая им деньги или иные подарки за забитые голы. Данная модель выстраивания мотивационной линии является неэффективной и существуют риски монетизации детьми своих успехов в будущем - когда они сами начнут просить у родителей денег за гол, а в противном случае отказываться играть на свой лучший результат без материальной составляющей.

Установлено, что альтернативным, наиболее эффективным вариантом является внутренняя мотивация самого ребенка. Именно такой вид основан на потребностях и интересах юного спортсмена и поможет в итоге достичь ему наивысших результатов.

Безусловно, спортивное воспитание детей невозможно без вмешательства в данный процесс их родителей, однако часто такое влияние является дилетантским, более ориентированным на достижение ребенком быстрых тактических целей, в то время как грамотно выстроенный тренировочный процесс предполагает, прежде всего, работу на длительную перспективу.

Такая работа является сложно выстроенным многоуровневым процессом, включающим в себя определенный набор педагогических методик, применяемых тренером на том или ином этапе развития ребенка, с учетом уровня его спортивной подготовки и возрастных особенностей. Выбор тренером той или иной системы мотивации также определяется методиками, в рамках которых проводится учебный процесс.

Еще одной немаловажной задачей при построении тренером стратегии развития спортсмена является выявление темпераментальных и личностных особенностей воспитанников. Индивидуальные характеристики человека связаны с процессом волевой регуляции, включающим в себя такие элементы как мотивация, потребности и цели. В рамках учебного-тренировочного процесса, психофизиологические особенности влияют на темп деятельности обучающихся, беглость их мышления, адаптацию, переключаемость и другие свойства, обуславливающие динамику и успешность развития.

В командных видах спорта фактор темперамента является одним из основополагающих при закреплении за ребенком его позиции на поле. Для нападающих ролей более подходящим является высокоэмоциональный подвижный тип, тогда как для позиций вратарей и защитников в большей степени будут подходить дети с более низким уровнем нейротизма, обладающие сильным типом нервной системы.

Зачастую родители пытаются оказать влияние на выбор игровой позиции для своего ребенка, которая, по их мнению, более выигрышна и престижна, не принимая во внимание его психологические особенности, которые могут не до конца отвечать требованиям данной позиции (например, показатели по таким качествам как напористость, быстрое принятие решения и скорость переключения).

Ситуация, когда ребенок находится в игровой позиции, не отвечающей особенностям его темперамента и характера, с большой долей вероятности постепенно приведет к снижению уровня его внутренней мотивации, вследствие невозможности удовлетворить потребности, обусловленные психофизиологическими и личностными характеристиками. 

В заключение отметим, что только благодаря профессиональному опыту и специальному образованию в области спорта и физической культуры представляется возможным выстроить грамотную и эффективную стратегию тренировочного процесса, с учетом особенностей психики каждого отдельного ребенка и его мотивационных ожиданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что для наиболее вероятного достижения ребенком спортивных успехов, необходимо руководствоваться его личными интересами при выборе вида спорта, а также его психологическими особенностями, в рамках его спортивного развития. В таком случае у ребенка изначально будет вырабатываться сильная внутренняя мотивация, направленная на достижение его собственных целей. Родителям, в свою очередь, стоит игнорировать собственные амбиции и не пытаться достичь самореализации за счет успехов своих детей. 

Наиболее эффективным методом воспитания, который следует применять родителям ребенка-спортсмена, является позитивное подкрепление, без излишней критики и наказаний за временные неудачи.

Список литературы

  1. Балай Д.К. Особенности мотивации профессиональных спортсменов // Экономика и социум. - 2016. - №12(31). С.289-293.
  2. Драндров Г.Л. Сравнительный анализ мотивационных ожиданий родителей детей, занимающихся футболом // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - №2. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31619 (дата обращения: 03.12.2023).
  3. Маклаков А.Г. “Общая психология: Учебник для вузов.” - Спб.:Питер, 2004. - 583 с.: ил. - (Серия “Учебник нового века”). 
  4. Марихин С.В. Кондратюк М.И., Половозрастная идентификация и особенности самооценки старших дошкольников социометрическим статусом // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020 № 4 С. 208 – 222.

Интересная статья? Поделись ей с другими: