УДК 159.9

Субъективное и психологическое благополучия и удовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста в условиях использования информационных технологий

Бересток Татьяна Борисовна – аспирант кафедры Московского гуманитарного университета.

Аннотация: Главными критериями информационного воздействия для лиц пожилого возраста должны быть доступность, пертинентность, ценность, адекватность и защищенность. Доступ к информации и психологической защищенности должны основываться не только на общих законодательных мерах, но и на психологической подготовке.

Ключевые слова: субъективное, психологическое, благополучие, пожилой, возраст, информационные технологии.

Многообразие в определении понятия «удовлетворенность жизнью, большинство авторов сходится во мнении о том, что оно является более «узким» конкретным в сравнении с термином «субъективное благополучие» ограничиваясь практически лишь оценочным содержанием. В то время, как «субъективное благополучие» представляет собой, как пишет Л.И. Галихметова в работе «Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: взаимосвязь понятий»: «…многофакторные конструкт», представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов [2].

С переходом к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличением масштабов и усложнением содержания и структуры информационных потоков и всего информационного пространства, многократно усиливается её влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе. Таким образом, мы полагаем, что основа содержания понятия «удовлетворенность жизнью» представляет собой именно субъективная оценка человеком собственного общего состояния включающего не только психоэмоциональный, но и социальный аспект.

На сегодняшний день существует большое количество исследований, в которых предприняты попытки анализа субъективного благополучия содержания этого понятия. Критериев и факторов формирования и развития.

В исследованиях Рифф, Бредберна, Диннера, Селигмана и пр. были выделены и систематизированы объективные показатели благополучия, к которым относиться широкий спектр параметров, начиная от физического здоровья, материальной успешности заканчивая рядом экзистенциальных и личностных, характеристик, таких как открытость, позитивный настрой. А в самой структуре благополучия отводилось место как личностным, так и социальным составляющим. Однако, в силу внедрения и сочетания благополучия с характеристикой «субъективное», предполагает на первый план, при всем многообразии содержания, все-таки необходимо выдвигать именно субъективное отношение человека к себе, окружающему миру.

Несмотря на большое количество эмпирических исследований феномена благополучия, единой квалификации на данный момент не существует.

М.Селигман считал, содержательным компонентом благополучия необходимо считать: вовлеченность, наличия смысловых положительных эмоции, успех и достижения, а также – продуктивные позитивные отношения с окружающими. При этом, для достижения благополучия, с позиции Селигмана, необходимо достижение по всем составляющим, как объективным, так и субъективным [7].

Наивно и бессмысленно утверждать отсутствие связи между психологическим, субъективным благополучием, материальным уровнем и защищенностью от внутренних и наружных информационных воздействий.

На сегодня в психологии такие понятия, как «субъективное благополучие» и «удовлетворенность жизнью» представляют собой комплекс значений и характеристик, определяющих общее благополучие человека, которое во многом, представляет собой отражение спокойствия и защищенности.

Таким образом, в современной психологической науке изучения благополучия связано с исследованием удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия и качества жизни в т.ч. защищенность. Несмотря на разногласия необходимо отметить, что все понятия находятся во взаимоотношении друг с другом.

В своих попытках найти точное определение психологического благополучия и его места в системе позитивной психологии, Бредбер предлагает пойти по пути отождествления категорий « психологического» «субъективного» благополучия. Подобный шаг ученый реализует через интерпретацию психологического благополучия в терминах субъективного ощущения и общей удовлетворенности субъектом собственной жизнью. Особенностью модели Бредбери является отсутствия реципроктности в отношениях между позитивным и негативным аффектом. Автор концепции настаивает на том, что преобладание одного из аффектов еще не является свидетельством дефицита (или слабо выраженности) аффекта иной полярности. Таким образом, Бредбери настаивает на том, что негативный и позитивный аффект не взаимосвязаны [8]. К. Рифф пытается расширить понимание психологического благополучия, распространяя его на проблематику позитивного психологического функционирования. В целом, что отражено в концепциях Маслоу, Роджера, Эриксона и др.

Автор снова предпринимает попытку связать феномен психологического благополучия с такими категориями, как само актуализация, автономия, позитивное отношение с миром, осмысленность существования, само принятие. Обобщив классические психологические учения, касающихся позитивного функционирования, Рифф выделяет ряд компонентов, содержательно отражающих и характеризующих категорию психологического благополучия - модель: автономия, способность управлять окружающей средой, личностной рост, позитивное отношение с окружающими, наличие цели в жизни, принятия себя [9].

В представленных Рифф компонентах определенно отражены и понятия смысла психологии Франкла, понятие жизненных задач из периодизации развития Роджера, представленность потребностей из концепции Маслоу.

Рифф отмечает, что именно представленность перечисленных компонентов дает основание характеризовать личность как психологически благополучную. Подобные негативные последствия также в той или иной форме отражены в работах Франкла, (в виде стремления к деструкции как результата отсутствия смысла в жизни). И в работах Эриксона, настаивающего на том, что непродуктивное решение жизненных задач на разных этапах развития, в итоге способствует формированию неудовлетворенности, отчаяния, обреченности, приводящих к замкнутости и негативным состояниям.

Информация – это, прежде всего, сведения, доступные для того, чтобы их собрать, сохранить, обработать, использовать и передать с помощью различных способов. Данные сведения собираются в компьютерных сетях и информационных системах и обладают высокой ценностью. В связи с этим существует возможность посягательства на полученные и накопленные сведения. Информационная защищенность как раз и основана на защите сведений от информационных воздействий.

Психологическая защищенность – это состояние человека, при котором он способен удовлетворить основные потребности в самосохранении и понимании собственной психологической безопасности в обществе. Она имеет существенную важность с точки зрения уверенности человека в качестве внутренних ресурсов, противостояния угрозам и негативным ситуациям.

Психологическая защищенность становится критерием по отношению к смерти. Чем безопаснее состояние, тем меньше боязнь смерти. В то же время, лица пожилого возраста, которые не испытывают состояния психологической защищенности, у которых нет позитивной связи с миром, подавляют свой страх смерти и не развивают чувство символического бессмертия. 

Объективность психологической воздействия определяется уязвимостью человека, которая не может быть полностью удовлетворена. В связи с этим, требуется постоянное внимание от граждан и государства.

Т.М, Краснянская, В.Г. Тылец определяют информационное воздействие в целом, что можно назвать защитой социальной, индивидуальной, групповой и социальной психологии, а, следовательно, сообщества, масштаба, системной структуры и функциональной организации на различных уровнях, от влияния информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы [6].

Следовательно, информационные воздействия основывается на социальных процессах. Информационное воздействие не позволяют оптимально функционировать государству, обществу и человеку. Также они не позволяют гражданам осуществлять свои конституционные права и свободы полноправно.

Формирование информационного воздействия на человека основано на организационно-психологических условиях и психологических факторах, таких как:

  • потребность в защищенности;
  • свобода информации;
  • законодательное регулирование защищенности.

Потребность в защищенности является одной из основных потребностей лица пожилого возраста, которая связана с отсутствием вреда и риска. Признаком опасности для него является страх. Для лиц пожилого возраста естественно чувствовать себя защищенным, основываясь на когнитивной оценке, субъективных ощущениях по поводу потенциально опасной ситуации.

Наиболее мощным элементом социального заимствования является коммуникация в средствах массовой информации, которые часто используют чувство страха перед реальной и мнимой опасностью для привлечения аудитории. В такой ситуации аспект «эффекта заражения» толпы становится эффективным, нарушая процесс выявления риска.

Свобода информации – это символ свободы и прав для всех групп. Право на свободу информации вытекает из права на собственное мнение и свободу самовыражения, что привело к созданию права на получение информации.

Законодательная система РФ в информационной сфере представлена Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.

В настоящее время жизнедеятельность человека и государства развивается огромными темпами. Не все могут угнаться за ней. Интернет стал главным информационным пространством, и без него человечество уже не представляет жизни. Однако на фоне глобальности и масштабности использования Интернета, граждане стали испытывать на себе конкретные проблемы в виде незащищенности. Обеспечить защищённость граждан становится возможным через психолого-образовательную среду, которая должна включать компоненты по обучению безопасности в сети.

Информационные воздействия в настоящее время в целом относится к защите граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационных и психологических воздействий.

Термин в общем виде представлен состоянием защищенности субъектов общества при помощи системности, структурированности и функциональной организации для устранения дисфункциональных процессов, которые возникают под воздействием негативных информационных факторов. Следовательно, можно говорить именно о социально-психологических факторах и процессах, препятствующих осуществлению прав и свобод граждан.

Информационно-коммуникационные ситуации оказывают влияние на изменение психологического состояния и поведенческих характеристик лица пожилого возраста. Чем больше он подвержен внушению и убеждению, которые являются взаимосвязанными элементами, тем больше вероятность получения информационного принуждения.

Исследования Г.В. Грачева связывают информационно-психологическое воздействие на человека с манипуляциями. Манипуляторное воздействие осуществляется именно на психологические характеристики личности и социально-психологические факторы индивида. [3].

Что касается манипуляторного воздействия на психику человека, то необходимо отметить следующие основные особенности (рисунок 1):

b1

Рис.1. Особенности манипуляторного воздействия на психику человека [Т.Б. Бересток]

Манипулирование общественным мнением с помощью специальных информационных технологий сегодня стало очень эффективным инструментом политической борьбы и поэтому широко используется в различных странах, в том числе в России.

Потребности людей определяются социальным поведением, не влияют мотивы человека, зависящие от жизнедеятельности и личностных характеристик. В зависимости от возрастной категории эти мотивы становятся более или менее значимыми. Потребность в защищенности стоит отдельной группой, которая не имеет большого значения для людей с максимальной степенью удовлетворенности жизнью.

В то же время использование информационных технологий в нашей стране практически не вызывает реакции государства и общества, и поэтому оно достигло таких масштабов, что стало угрозой не только для личности, но и для защиты российского общества и нашего государства.

Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец подчеркивают, что в Российской Федерации практически отсутствуют социальные механизмы контроля и нейтрализации негативного информационно-психологического воздействия на людей и общество, которые уже созданы и работают в ряде других стран [5].

В дополнение к тому, что для такого контроля нет необходимой правовой основы, даже попытки его установления в настоящее время противоречат решительному противодействию определенных слоев общества, учитывая, например, попытки ограничить свободу информации в демократическом обществе.

В последние годы наблюдается значительный рост числа граждан, которые один или даже несколько раз пострадали от различных форм незаконного мошенничества. Такая ситуация не может не сказаться на психологической защищенности лиц пожилого возраста.

Таким образом, информационные воздействия выступают как особое состояние психологическо-эмоционального уровня лиц пожилого возраста, которое сочетает в себе чувства защищенности и способности развиваться по направлению цели для личности при влиянии негативных внешних и внутренних факторов информационной среды. Это состояние является универсальным для людей в разных сферах жизни.

Проблема защищенности, в частности ее психологический аспект, является актуальной из-за своей новизны и важности изучения ценностных предпочтений в меняющейся реальности. Однако лицам пожилого возраста, уделяется наименьшее внимание. Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни оказало большое влияние на эту возрастную группу.

Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец указывают, что главной особенностью процессов является низкая зависимость изменений от хронологического возраста. В гораздо большей степени они определяются обстоятельствами жизни человека – его опытом, характером деятельности, сформированными жизненными установками и т.д. Также необходимо учитывать специфические особенности периода, которые определяют определенные культурные и социальные ориентиры, распределение ролей в обществе. Ожидаемая продолжительность жизни людей увеличилась, что привело к активной интеграции лиц пожилого возраста в общественную жизнь [6].

Использование цифровых технологий даже в повседневной жизни требует значительного количества новых действий, связанных с приобретением динамических нагрузок (большая доля интеграции зрительной, слуховой, тактильной областей). Большинство испытуемых лиц позднего возраста сохраняют свой интеллектуальный потенциал, работоспособность и организацию памяти, что позволяет им активно осваивать цифровые технологии.

Причины развития сюжетов на поздней стадии в цифровом пространстве различны. Прежде всего, это желание общаться с родственниками и друзьями, получать новости, что повышает их участие в социальной жизни современного общества и предотвращает возникновение чувства психологической изоляции.

Подчеркивается интерес к психологическому восприятию цифровой компетентности российскими исследователями. Это предполагает не только определение уровня компетентности человека в выборе и применении цифровых технологий в различных сферах жизни, но и подготовку к этому процессу. Т.Б. Бересток - важной особенностью этой концепции является способность прогнозировать поведение человека при столкновении с новыми возможностями и опасными ситуациями в Интернете [1].

Исследования М. В. Ермолаевой подтвердили положительное влияние цифровых технологий на качество жизни лиц пожилого возраста. Развитие цифровых технологий способствует личностному и социальному развитию, которое выражается в повышении уверенности в жизни (за счет расширения знаний о своих правах, чувства достижения и независимости, экономии времени и денег) и активном поведении в обществе (поддержка и развитие социальных отношений, мобильность) [4].

Несмотря на перечисленные «бонусы», которые субъекты позднего периода получили от развития цифровых технологий, особенности психологических изменений вызывают ряд проблем. Значительная часть лиц пожилого возраста не готова принять инновации по разным причинам: боязнь нарушить порядок повседневной жизни, отсутствие интереса или совместимости с ценностями и потребностями. Кроме того, отказ может быть обусловлен образом жизни, уровнем образования, личными обстоятельствами, экономическим и социальным статусом. Поэтому в настоящее время существует спрос на внедрение инноваций в цифровом секторе и использование перспективных предметов.

В этом случае следует сделать акцент на обязательном психологическом сопровождении этих процессов с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

Информационное воздействие является сложным образованием, которое способствует организации и развитию деятельности лиц пожилого возраста. В целом оно обеспечивает защитную функцию от информационных воздействий, но имеет негативные стороны в рамках информационных отношений.

Кроме того, информационные технологии могут способствовать распространению негативных явлений, таких как кибербуллинг, онлайн-зависимость, распространение вредоносных программ и т.д. В связи с этим, необходимо разработать меры для защиты от информационных воздействий, включая обучение населения правилам безопасного поведения в сети, создание соответствующих законодательных актов и технических средств защиты информации.

Кроме того, использование информационных технологий может привести к ухудшению межличностных отношений и социальной изоляции. Например, лица пожилого возраста могут заменять, реальные контакты на виртуальные, что может привести к уменьшению эмоциональной связи и поддержки в реальной жизни (уход от реальности). Также, использование социальных сетей может способствовать формированию поверхностных отношений и уменьшению возможности для глубокого общения и эмпатии.

Таким образом, использование информационных технологий имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Для того чтобы использование информационных технологий способствовало социальному и экономическому прогрессу, необходимо учитывать потенциальные угрозы и разрабатывать меры для защиты от них. Также важно учитывать социальные и психологические последствия использования информационных технологий и принимать меры для поддержки межличностных отношений и эмоциональной связи в реальной жизни.

Список литературы

  1. Бересток Т.Б. Влияния факторов концепции информационно-психологической безопасности на принятия решений в эпоху цифровизации для пожилых людей // Сборник статей VI-й Международной научно-практической конференции «Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура» -М.: РУДН 2022. т.1– С.106-113
  2. Галиахметова Л.И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: взаимосвязь понятий / Л.И. Галиахметова Вестник Башкирского университета – 2015.- Т.20. - №3. – С1114-1117.
  3. Грачев Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев. – М. : ИФРАН, 2008. – 230 с.
  4. Ермолаева М.В. Особенности развития личности пожилого человека / М. В. Ермолаева, Е. В. Приходько // Психология XXI века: теория, практика, перспектива : материалы международной научно-практической конференции 15–16 февраля 2011 года. – Пенза; Витебск; Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С. 100–123.
  5. Краснянская Т.М. Классификация угроз информационной угрозы личности и основные подходы к их преодолению / Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 210–216.
  6. Краснянская Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа / В.Г. Тылец, Т.М. Краснянская // Вестник интегративной психологии. – 2004. – № 2. – С. 149–151.
  7. Селигман, М. Путь к процветанию: новое понимание благополучия, счастья/ М. Селигман . – М: Манн, Иванов и Фербер. 2013-440с.
  8. Bradbum, N. The structure of psychological well-being / By Norman M.Bradbum ; With the assistance of C. Edward Noll.- Chicago: Aldine hubl/ co 1969.-ХVI.-318c.
  9. Ryff C.D. Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journ. Pers. Soc. Psychol. 1989. № 57. P. 1069– 1081.

Интересная статья? Поделись ей с другими: