УДК 376

Семейная тревога у родителей детей с нарушениями речи

Слепнева Екатерина Алексеевна – студент Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.

Кожанова Татьяна Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.

Левашова Анастасия Александровна – студент Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.

Аннотация: В статье описаны основные изменения в семье, связанные с рождением ребенка с ОВЗ, на психологическом, соматическом и социальном уровнях. Особое внимание уделено психологическому уровню и раскрыто явление, так называемой, «семейной тревоги».

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, детско-родительские отношения, семейная тревога.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, который, возможно, реализует их неосуществленные мечтания. Однако близкие аномального ребенка не имеют оснований надеяться на многое. Создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречие еще более усугубляется в случае единственно возможного ребенка в семье, когда его физический дефект может оцениваться родителями как крах всех упований.

Отмеченная психологическая ситуация, носящая подчас глубоко драматический характер, ставит вопрос о трансформации всех семейных отношений. Недаром американский специалист в области семейной терапии Дж. Фрамо высказал мысль, правильность которой впоследствии была подтверждена многочисленными наблюдениями: «В любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями, имеет место искаженный брак» При этом во многих случаях роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически не выходит за рамки потребностей текущего периода.

Так, А. С. Спиваковская показала, что родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями развития, в частности с тяжелыми речевыми нарушениями, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.

Реакция родителей на тяжелый речевой дефект ребенка бывает обусловлена как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и особенностями личности. Родители, которые уже испытали или пережили какие либо кризисы, лучше подготовлены к жизненным невзгодам, и им легче справиться с новой бедой — появлением аномального ребенка. Однако для всех рождение аномального ребенка в огромной степени изменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождает ожидание нового человека, надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досады или озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношений, возможен уход от активного межличностного взаимодействия.

Семья является живой системой, которая выполняет определенные функции и имеет свою структуру. По мнению Е. М. Мастюковой, для семьи, которая воспитывает «особого» ребёнка, главным являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная [4].

Рождение детей с ограниченными возможностями здоровья всегда становится стрессом для семьи. Одно из важнейших направлений помощи детям с ОВЗ является работа с семьей, так как в этом микросоциуме, в котором проходить значительная часть жизни человека. Именно от родителей, особенно на ранних этапах детского развития, как отмечает многие исследователи, зависит здоровье, физическая и психическая подготовленность, социализация и интеграция в общество ребенка с ОВЗ [1].

В семьях, воспитывающих детей с различными особенностями развития, в достаточной степени не реализуются почти все главные семейные функции. По мнению В.В. Ткачевой, психологический, социальный и соматический уровни подвергаются качественным деформациям [3].

Социальное окружение может как поддерживать, так и препятствовать стрессу и кризису семейной жизни. Семья часто сужает круг общения из-за особенностей состояния ребенка и личностных установок родителей: страх осуждения и стыд. Действительно, окружающие нередко способствуют развитию чувства вины у родителей. Е.М. Мастюкова замечает, что родительские ожидания по поводу жизни ребенка оказываются нереализованными не только из-за заболевания, но и в связи с социальными препятствиями. Неустойчивое состояние между принятием и отвержением ребенка в обществе является сильным стрессом для семьи [4]. Не все семьи способны вынести испытание в виде рождения «не такого» ребенка. Деформации взаимоотношения родителей способны привести к разводам или еще больше сплотить семью. Чаще всего, по мнению И.Ю. Левченко, если первенец имеет инвалидность или статус ОВЗ, то семьи отказываются от рождения других детей. Автор указывает, что может ухудшиться отношение между матерью ребенка и ее собственными родителями или родителями мужа, которым тяжело принять особенного внука [3].

И.Ю. Левченко отмечает, что сильнейший стресс и тяжелые физические нагрузки, связанные, например, с помощью ребенку с ДЦП при его передвижениях, приводят к ухудшению состояния здоровья родителей и возникновению соматических заболеваний, преимущественно сердечно-сосудистой и эндокринной систем [3].

На психологическом уровне возникают деформации стиля внутрисемейного взаимоотношения, системы отношения к социуму и даже личностных ценностей каждого члена семьи. Традиционный характер распределения обязанностей между мужчиной и женщиной присущ большей части семей нашей страны. Из-за этого при рождении ребенка бытовые обязанности и заботы, связанные с обучением и воспитанием малыша, в основном берет на себя женщина. Психика отца не подвержена столь сильному патогенному воздействию из-за его занятости в социальной среде. У матери нередко можно наблюдать депрессивное или истерическое состояние, низкую самооценку, тревожность, что может развиться в невротическое расстройство личности, как указывает И.Ю. Левченко [3].

По мнению И.Ю. Левченко, родителям, которые сами имеют какой-либо двигательный, сенсорный или интеллектуальный дефект, зачастую, гораздо легче принять нарушение их ребенка, так как они идентифицируют этот недостаток со своим собственным и воспринимают его наличие как норму [3].

Как указывает И.Ю. Левченко, родителей детей с нарушениями речи или ее отсутствием беспокоит наличие барьера при общении, что существенно снижает возможности социализации ребенка. Это, по их мнению, лишает ребенка будущей социальной перспективы [3]. И.А. Конева, А.Н. Щербакова и Ю.Е. Калягина, исследуя родителей детей с нарушениями речи, пришли к выводу, что у 10% родителей проявляется семейная тревожность, что указывает на нестабильный психологический климат в исследуемых семьях [2].

Страхи и тревоги присущи не только родителям, но и тем, кто только готовится ими стать. Н.Ф. Сухарева и А.А. Шелепнева выделили шесть страхов, чаще всего встречающихся у беременных, среди которых страх ответственности и страх перед будущим. Страх перед неизвестностью присущ всем людям, а беременность является событием, способным изменить жизнь родителей как в лучшую, так и в худшую стороны. По мнению авторов тревога и волнение – естественные чувства, вытекающие из психологических особенностей человека [6].

Под понятием «семейная тревога» Н.И Олифирович подразумевает состояние тревоги у одного или нескольких членов семьи [5]. Нередко данное положение плохо осознается самими людьми и трудно локализируется. Характерный признак этого типа тревоги, по мнению Н.И. Олифирович – это наличие сомнений, страхов, опасений, в отношении, семьи. Например: здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов [5]. Эта тревога обычно не распространяется на производственную деятельность, родственные и соседские отношения и другие внесемейные сферы. «Семейная тревога», чаще всего, основывается на плохо осознаваемой неуверенности индивида в каком-то крайне важном для него аспекте семейной жизни, как отмечает Н.И. Олифирович [5].

Автор указывает важные составляющие «семейной тревоги» являются также ощущения беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, в независимости от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности – указывает Н.И Олифирович [5].

Л.А. Забродина под конструктивными родительско-детскими отношениями понимает такие межличностные отношения в системе «родители-ребенок», которые характеризуются со стороны родителей эмоционально-ценностным отношением к ребенку, адекватными суждениями о его возрастных и характерологических особенностях, личностно-ориентированным общением и взаимодействием на основе сотрудничества и партнерства. В отношении детей с отклонениями в развитии данный термин может быть уточнен следующим: конструктивные родительско-детские взаимоотношения намереваются знание, принятие и понимание родителями диагноза и особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они обращены на конструктивные действия в области его диагностики, лечения, коррекции, воспитания и обучения.

М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец пишут о том, что дети с фонетико-фонематическими недостатками почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту.

По этому критерию дети делятся на 2 группы:

  1. болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;
  2. безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.

Среди причин болезненного отношения к своему дефекту Т.В. Волосовец выделяет укоры родителей и близких родственников. К причиной безболезненного отношения к своему речевому дефекту может быть: неосознание своего дефекта, отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка, попустительское отношение родителей к дефекту ребенка. Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут и он им не мешает; либо родители считают, что речь — это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью.

В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Как отмечает И. Ф. Дементьева, комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).

В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект

Как отмечает М.Ф. Фомичева, существуют и более тяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. Это такие дефекты, как алалия, анартрия, тяжелые варианты дизартрии и т. д.

Список литературы

  1. Кожанова, Т.М. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.М. Кожанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. – №1 (69). – С. 100-113.
  2. Конева, И.А. Психологические особенности семейных отношений и семейного воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи / И.А. Конева, И.Н. Щербаков, Ю.Е. Калягина // проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №58-2. – С. 422-424.
  3. Левченко, И.Ю., Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. – Москва : Просвещение, 2008. – 239 с.
  4. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина ; под ред. В.И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  5. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – Санкт-Петербург : Речь, 2006 – 360 с.
  6. Сухарева, Н.Ф. Страхи матерей в пренатальный и ранний постнатальный период развития ребенка / Н.Ф. Сухарева, А.А. Шелепнева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-4. – С. 360-363.

Интересная статья? Поделись ей с другими: