УДК 364-32

Содержательная характеристика волонтерской деятельности

Абрамян Лена Айказовна – психолог, студент магистратуры по профилю «Психология личности» Психолого-педагогического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.

Аннотация: В статье исследуется структурно-содержательная характеристика добровольческой деятельности. Проводится анализ ее структурных компонентов, функциональной нагрузки и индивидуальных особенностей субъекта деятельности.

В ней представлены результаты эмпирического исследования волонтеров, занимающихся социальным и патриотическим волонтерством и зооволнтерством в Камчатском крае. 

В исследовании рассматривалась взаимосвязь между уровнем стремления личности к самоактуализации и ее представлениями о волонтёрской деятельности.

В настоящей статье описана лишь часть результатов исследования, которые касаются содержания и мотивов волонтёрской деятельности.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, структура деятельности, ценностно-смысловой аспект, мотив, мотивация, личность. 

В последние годы все большую популярность набирает волонтерская деятельность. В России рост добровольческого движения стал особенно очевиден с 2006 года, когда была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, в которой вовлечение молодежи в социальную практику посредством развития добровольчества было представлено одним из главных направлений.

Более широкий интерес общественности к волонтерской деятельности проявился после проведения на территории Российской Федерации таких масштабных международных мероприятий, как Универсиада в Казани, Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, а также создание Волонтерского корпуса 70-летия Победы.

А в декабре 2018 г. была утверждена Концепция развития добровольчества (волонтёрства) до 2025 года, согласно которой развитие волонтерской деятельности относится к числу приоритетных направлений социальной политики.

Однако интерес к добровольческой деятельности возрастает не только с точки зрения социологии, но и психологии. Многочисленные работы посвящают изучению мотивации добровольчества и формированию социальных компетенций посредством волонтерской деятельности. Мы же статье остановимся на рассмотрении содержания волонтёрской деятельности.

Рассматривая содержание добровольческой деятельности, необходимо принимать во внимание структуру деятельности в целом. Е. С. Азарова предлагает рассматривать структуру добровольческой деятельности через структурно-морфологический подход, а именно как комплекс качественно разнородных психологических компонентов: потребности, мотив, цель, личностный смысл, задач, действие, продукт, результат. При это результат может быть на общем и личном уровне.

Добровольческая деятельность на общем уровне выполняет интегративную, стабилизирующую, стимулирующую, нормообразующую функции; на личностном уровне выделены следующие функции: познавательная, самопознания, социализации, самоутверждения [1, с.121].

Из указанных выше компонентов волонтерский деятельности одним из наиболее важных является мотивация.

Близким, на наш взгляд, к пониманию мотивов волонтёрской деятельности выступает понятие «метамотивации», которое предлагает А. Маслоу. Он различает обычную мотивацию людей, которые не достигли самоактуализации (базовые потребности) и мотивацию людей, которые живут на уровне Бытия. Для ее описания он вводит понятия «метапотребности» и «метамотивация» [4, с.5].

Люди на уровне Бытия всегда имеют какое-то призвание и деятельность по ее реализации является достаточным мотивом и вознаграждением сама по себе. Они описывают свое призвания в терминах высших ценностей.

Для людей на уровне Бытия эти ценности выступают не только как объективные ценности, но и как их личное достояние. Впрочем, А. Маслоу допускает, что все люди могут быть в какой-то степени метамотивированы и границу между самоактуализирующимися и остальными людьми в этом отношении провести трудно [4, с.10].

Если говорить о мотивации российских добровольцев, то среди главных мотивов, побуждающих к добровольческой деятельности, выступают следующие: стремление к строительству более справедливого и свободного общества; энтузиазм, доброта и подвижничество граждан; стремление быть социально полезными другим людям; неравнодушное отношение к происходящему вокруг; желание реализовать себя и свои инициативы; решить проблемы других людей и собственные проблемы [3, с. 58].

Проведенное нами исследование также подтверждает это заключение. Эмпирическую базу нашего исследования составили 63 человека в возрасте 23-50 лет, которые занимаются добровольческой деятельностью в Петропавловске-Камчатском. Респонденты представляли три направления волонтерской деятельности: социальное, патриотическое и зооволонтерство.

На первом этапе исследования нами применялась процедура кластерного анализа на основе внутригруппового сходства для получения групп, специфичных по направлению волонтерской деятельности.

Кластеризация проводилась на основе данных, полученных по Диагностике самоактуализации личности Э. Шострома (САМОАЛ) (в адаптации А. В. Лазукина и Н. Ф. Калиной).

В результате кластеризации респонденты объединились в три группы. Группа 3 не была задействована в исследовании в связи с ее маленьким объёмом.

Таблица 1. Результаты кластерного анализа.

Группа 1

Группа 2

Группа 3

25 чел.

33 чел.

5 чел.

Первую группу составили в основном респонденты, занимающиеся патриотическим и социальным волонтерством - 36% и 44% соответственно. А во вторую группу вошли респонденты, занимающиеся социальным волонтерством (33,3%) и зооволонтерством (30,5%).

Далее мы рассматривали причины, по которым респонденты выбрали для себя то или иное направление волонтерской деятельности.

Таблица 2. Почему именно эту сферу вы выбрали для себя?

Категория

Группа 1

Группа 2

φ эпм

Личный интерес

28%

36,36%

1,495

Профессия

8%

9,1%

0,317

Любовь к животным

4%

12,12%

2,527**

Оказание помощи

36%

24,24%

2,039*

Знакомые навыки

16%

6,06%

2,510**

Общение

4%

6,06%

0,951

Самому непонятно

0

3,03%

2,965**

Чувство общности

0

3,03%

2,965**

Спаситель

4%

0

3,274**

 Респонденты первой группы выбрали для себя те направления, в рамках которого они могут оказать реальную помощь людям (36%), изменить чью-то жизнь к лучшему (4%) и опираться на навыки, которые у них уже есть (4%).

Во второй группе в качестве основной причины выбрана любовь к животным (12,12%) и желание ощутить свою причастность к какой-то социальной группе (3,03%).

Таким образом, как мы видим, среди мотивов добровольцев видны не только идеалистичные, но и прагматичные (личные интерес, профессия, общение).

С. В. Михайлова, изучая мотивы добровольцев, обратила внимание на их возрастные различия. Сравнивая людей молодого, среднего и пожилого возраста она отмечает, что у первых преобладает мотивация, связанная с желанием пробовать себя в будущей профессии, искать полезные связи и контакты. В среднем возрасте на первый план выходит потребность в самореализации. Наконец, старшему возрасту в большей степени присуще проявление сострадания, милосердия и заботы [5, с.556].

Разнообразие мотивов добровольческой деятельности Е. С. Азарова условно разделяет на компенсаторные мотивы, мотивы выгоды, мотивы личностного роста, идеалистичные и мотивы расширения социальных контактов [1, с.123].

И как мы видим, волонтёрская деятельность, как и другие виды деятельности, обуславливается не одним, а несколькими мотивами [8].

При это стоит понимать, что возникновение и реализация волонтёрской деятельности объясняется не только мотивами личности. Д. А. Леонтьев отмечает, что мотив порождает свои вторичные регуляторы, которые помогают деятельности не отклониться от курса и позволяют довести деятельность до конца [6, с.220].

Он добавляет, что при анализе волонтёрской деятельности необходимо иметь ввиду и направленность личности, которая может проявляться в отношении к другим людям, к обществу, к самому себе.

Различают следующие типы личностной направленности: гуманистическая, эгоистическая, депрессивная и суицидальная. Допускается, что при гуманистической направленности личности возникает и осуществляется добровольческая деятельность. Для таких людей характерна альтруистическая акцентуация, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности.

Также направленность личности обуславливает активность человека. Эффективность любой деятельности во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. При этом и сами индивидуальные особенности человека подвергаются влиянию того вида деятельности, которым он занимается. Таким образом, образуются сложные комплекс врожденного и приобретенного, что и составляет индивидуальность человека [7].

Индивидуально-психологические характеристики личности волонтёра являются важным компонентом в структуре добровольческой деятельности. Е. П. Ильин отмечает, что важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи [2].

Это подтверждает и наше исследование. Мы попросили респондентов ответить, какие качества помогают и мешают быть волонтером.

Таблица 3. Качества, которые помогают/ мешают быть волонтером.

Категория

Качество

Частота встречаемости

Группа 1

Частота встречаемости

Группа 2

φ эпм

помогают

доброта

1,75

5,28

1,950*

целеустремленность

1,5

0

1,999*

отзывчивость

1,25

3,3

0,967

эмпатия

0,75

0

1,405

сострадание

0,75

1,32

0,211

искренность

0

5

3,664**

ответственность

0

1,32

1,787*

мешают

эгоизм

1,75

2,97

0,682

корысть

1,25

0,99

0,382

алчность

0,75

0,66

0,081

злоба

0,5

1,32

0,634

равнодушие

0,5

1,98

1,032

жадность

0,25

2,64

1,714*

лень

0,5

1,98

1,032

безразличие

0,25

1,32

0,975

Среди качеств, которые помогают быть волонтером, респонденты группы 1 в первую очередь выделяют доброту (φ*эпм = 1,950, при p≤0,05) и целеустремлённость (φ*эпм = 1,999, при p≤0,05). Во второй группе наряду с добротой (φ*эпм = 1,950, при p≤0,05), также назвали искренность (φ*эпм = 3,664, при p≤0,05).

Проанализировав разные подходы к исследованию волонтерской деятельности, мы можем выделить некоторые общие моменты: ее цель заключается в преобразовании окружающей действительности, решении социальных проблем, удовлетворении потребностей тех, кто нуждается в помощи. Мотивы такой деятельности чаще всего альтруистические, а результатом является благо. Смысл волонтерской деятельности в том, что в процессе ее реализации преследуется достижение социальной, а не экономической эффективности.

Деятельность волонтеров обусловлена потребностью оказания помощи другому человеку в решении его проблем, а также стремлением почувствовать свою необходимость. Волонтерская деятельность одинаково значима как для общества и людей, нуждающихся помощи, так и для самих волонтеров.

Список литературы

  1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 306. – С. 120-125.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.
  3. Косова У. П. Структурно-содержательные характеристики волонтёрской деятельности // Вестник Камчатской региональной ассоциации УНЦ. Серия: Гуманитарные науки. Психология. № 2 (18). С. 45- 54.
  4. Леонтьев А. Д. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hpsy.ru/ https://istina.ips.ac.ru/collections/2911164/ (дата обращения июнь 2023 года).
  5. Млкеян Л. А. Методология изучения волонтерства как социокультурного и психологического явления // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2023. – №2 (216). – С. 556-563.
  6. Насиновская Е. Е Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода // Психология в ВУЗе. – – № 1–2– с. 216–225.
  7. Официальный сайт Ассоциации волонтерских центров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://авц.рф/ (дата обращения июнь 2023 года).
  8. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pams-ekb.ru/win/download/77/ (дата обращения июнь 2023 года).

Интересная статья? Поделись ей с другими: