УДК 159.9

Психологические особенности обучения в условиях дистанционного образования

Сюй Но – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье проведено разграничение терминов «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Рассмотрены основные компоненты дистанционного образования в условиях пандемии коронавируса. Представлен ряд рассуждений по психологическим особенностям дистанционного образования в высшей школе.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, коронавирус, компьтерные технологии, психологические особенности.

Последние несколько лет стали настоящим испытанием для общества и государства. Пандемия COVID-19 существенно нарушила эффективное функционирование многих сфер социальной жизни, в том числе и образования. Теоретики и практики педагогической и психологической науки приложили много усилий, чтобы мобильно и продуктивно адаптировать образовательный процесс к новым, сложным условиям. В этом контексте одна из ключевых ролей принадлежала современным информационным технологиям. Широкое распространение и доступность компьютерных технологий позволяют реализовывать цели и задачи образования независимо от внешних условий. В то же время пандемия коронавируса и жесткие карантинные ограничения показали реальную слабость методической составляющей и психологического обоснования дистанционного образования. Сегодня важной задачей психологической науки является теоретический анализ особенностей организации образовательного процесса в условиях кризиса.

Одной из основных методологических проблем является определение терминов дистанционное образование и дистанционное обучение. На бытовом уровне эти понятия преимущественно употребляют как синонимичные, однако ученые различают их. В частности, Муцурова З.М. объясняет дистанционное образование как результат дистанционного обучения [1, c. 189]. Основой дистанционного обучения является самостоятельная работа учащегося.

По мнению Сапрыкиной Д.И., дистанционное образование предполагает деятельность, субъект которой осуществляет обучение и одновременно управляет процессом собственного развития. В этом контексте феномен готовности к дистанционному образованию следует рассматривать как способность к управлению, предусматривающую фиксацию в сознании соответствующего проекта и плана его реализации [2].

Выделяется несколько основных психологических механизмов дистанционного образования, а именно: обратная связь, доопределение обучающимся педагогической задачи, динамическое распределение функций управления между участниками учебного процесса, что предполагает переход оценивания и контроля в самооценку и самоконтроль. Полноценная реализация этих механизмов часто требует значительных усилий от педагогов, однако является залогом повышения эффективности дистанционного образования.

Lister, J. Seale, C. Douce обосновывают важность предотвращения стрессовых факторов в процессе реализации дистанционного образования [3].

Представим ряд рассуждений по психологическим особенностям дистанционного обучения в высшей школе:

  1. Четкое планирование деятельности, учитывающее индивидуальные и возрастные особенности участников образовательного процесса. Оно должно реализовываться с принципом индивидуализации и изучения конкретных жизненных обстоятельств студентов. При этом важно отходить от такого планирования, когда учитываются только официальные документы – образовательные и рабочие учебные программы. План дистанционного курса должен быть четкой «дорожной картой», помогающей эффективно реализовывать деятельность педагога, а не формальной «отпиской».

Отдельно следует отметить психологические аспекты студента, которые необходимо учитывать в процессе планирования дистанционного обучения:

  • общие возрастные особенности – основные психологические и биологические новообразования студентов, специфика ведущей деятельности, актуальность проявлений нормативного кризиса;
  • уровень успеваемости – содержание этого пункта не должно ограничиваться информацией о формальной оценке, а отражать содержание и распределение интересов, активность в процессе усвоения различных учебных дисциплин, общественную позицию студентов;
  • индивидуальные отличия - тип и свойства темперамента, черты и акценты характера, структура и уровни развития способностей;
  • социально-психологические характеристики личности – уровень коммуникабельности, авторитет и престиж в группе, возможные коммуникативные барьеры, содержание официального и неофициального статусов;
  • специфика эмоционально-волевой сферы личности (стрессоустойчивость, уровень самоконтроля, доминантное настроение, актуализация волевых усилий;
  • общий уровень интеллектуального развития и отдельных мыслительных операций.
  1. Изучение и формирование готовности студентов к дистанционному обучению. Реализация этой задачи предполагает направленность на следующие компоненты:
  • мотивационный – наличие побуждений к овладению знаниями, получению будущей профессии в сложных жизненных обстоятельствах;
  • когнитивный – наличие информационной подготовки и формирование мыслительных структур, являющихся основой эффективного дистанционного образования;
  • операционно-деятельностный – формирование конкретных учебных действий дистанционного образования, уровень самоконтроля и волевого усилия при достижении учебных целей;
  • рефлексивный – уровень развития самоанализа собственных успехов в условиях дистанционного образования.

Выделение структуры готовности к дистанционному обучению помогает более эффективно подобрать методы диагностики и развития описанных составляющих.

  1. Изучение и формирование готовности преподавателей к дистанционному обучению. Структуру готовности педагогов можно разглядывать в контексте описанной модели готовности студентов, но следует учесть особенности преподавательской деятельности. В частности, для преподавателей важны методически обоснованные знания, умения и навыки дистанционного образования, надлежащий уровень самоконтроля, стрессоустойчивости и самоанализа.
  2. Стимулирование мотивационной составляющей обучения. Целесообразно использование специальных упражнений, направленных на формирование познавательных и профессиональных интересов студентов, изменение отношения к учебной и жизненной ситуациям с эмоционального на рациональное. Такие упражнения могут быть реализованы как в групповой, так и в индивидуальной формах в зависимости от результатов предварительного изучения личности студентов.

В результате можно сделать вывод, что эффективность дистанционного образования заключается в четком планировании деятельности, учитывающем не только формальные показатели, но и психологические особенности участников процесса. Важным является изучение и формирование готовности студентов и преподавателей к дистанционному образованию в условиях кризиса. Ключевыми психологическими условиями дистанционного образования является стимулирование мотивации и формирование рефлексии студентов. Создание эффективной коммуникативной среды дистанционного курса обеспечивает эффективную реализацию обратной связи и процесса управления образованием. При дистанционном образовании актуальны реализация педагогической гибкости преподавателя и сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса.

Список литературы

  1. Муцурова З.М. Теория дистанционного обучения: понятия и термины // Дистанционные образовательные технологии / З.М. Муцурова // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвящается 75-летию ГПА. – Симферополь. 2019. – С. 188-194.
  2. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ. – 2020. – 32 с.
  3. Lister K., Seale J., Douce C. Mental health in distance learning: a taxonomy of barriers and enablers to student mental wellbeing. Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. – 2021. // Электронный ресурс. Режим доступа URL: https://doi.org/10.1080/02680513.2021.1899907 (дата обращения: 22.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: