УДК 159.9

Психологическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования

Ма Жуй – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрена сущность инклюзивного образования. Определены специалисты, которые осуществляют психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения. Рассмотрены направления и формы психологического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическое сопровождение, дети с особыми образовательными потребностями, образовательный процесс, практический психолог.

На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач является создание благоприятных условий, при которых все дети могли бы получить качественное образование и жить максимально полноценно, независимо от своих индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Поэтому сейчас проблемы детей с особыми образовательными потребностями все больше привлекают внимание разных специалистов, в том числе психологов, педагогов, медиков.

Специфика обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями обуславливает необходимость перехода к личностно ориентированной модели образования, что предполагает соблюдение принципа «детоцентризма» в учебно-воспитательном процессе. Речь идет о создании развивающей среды для раскрытия личностного и интеллектуального потенциала ребенка, проведения учебных занятий с учетом особенностей психофизического развития, познавательных потребностей и возможностей детей.

Инклюзивное образование позволяет детям с особыми образовательными потребностями быть активными участниками образовательного процесса и учиться вместе со своими сверстниками. Это обеспечивает успешность их социализации и интеграции в современную социальную среду. В то же время, инклюзия способствует формированию у здоровых детей, которые учатся вместе в одном классе с ребенком с особыми образовательными потребностями, толерантного, эмпатийного отношения к нему. Конечно, важную роль в этом процессе играет личность учителя, который на своих положительных примерах должен приучать детей к взаимопомощи и сотрудничеству [2].

В условиях инклюзивного обучения в общем среднем и дошкольном образовании психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями осуществляет команда специалистов, в состав которой входят: учитель начальных классов (классный руководитель), учителя-предметники, ассистент учителя, практический психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, медицинский работник учебного заведения, родители ребенка и т.д. Безусловно, эффективность деятельности этой команды зависит от слаженной работы. Действия всех специалистов должны быть согласованными и направленными на достижение общей цели – развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей, его адаптацию к образовательной среде и интеграцию в социум. Координирующую роль в этой команде специалистов выполняет практический психолог, осуществляющий прежде всего психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.

Отечественные психологи утверждают, что психологическое сопровождение направлено на повышение активности субъекта, раскрытие потенциальных возможностей и активизацию психологических ресурсов личности [3, с. 5].

Целью психологического сопровождения является создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями для успешного социального взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми, обеспечения психологического благополучия детей в инклюзивной среде.

Психологическое сопровождение необходимо осуществлять по нескольким направлениям [1]:

  1. просветительская работа с учителями и родителями учащихся по углублению их знаний о возрастных и индивидуально-психологических особенностях детей с особыми образовательными потребностями. Речь идет прежде всего о повышении психологической компетентности педагогов и родителей. Сегодня особенно актуально требование по формированию инклюзивной компетентности учителя, что предполагает способность к педагогической поддержке учащихся с особыми образовательными потребностями и требует знаний по специальной психологии и коррекционной педагогике. С этой целью можно проводить методические семинары, социально психологические тренинги для учителей;
  2. коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями, направленная на исправление отклонений в психическом развитии и поведении. В частности, она включает коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), общих и специальных способностей, формирование конструктивных форм поведения в ситуациях социального взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми, проявление корректных эмоциональных реакций в соответствии с требованиями социально- культурной среды.

Психологическая практика указывает, что в работе с детьми с особыми образовательными потребностями целесообразно использовать такие способы работы, как: игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика. Заметим, что в процессе проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, практический психолог должен опираться на положительные, сохраненные стороны личности и психические функции;

  1. консультативная работа с родителями и учителями с целью повышения их психологической компетентности по вопросам психического развития, обучения, воспитания и социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях семейного воспитания и в контексте инклюзивной образовательной среды;
  2. профилактическая работа с учителями и родителями по личностным и профессиональным вопросам, касающимся сохранения собственного психического здоровья; эмоциональных состояний (страх, депрессия, повышенная личностная тревожность), возникающих в процессе межличностного взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями; предупреждение возникновения и проявления синдрома профессионального выгорания у педагогических работников; эмоционального и физического истощения родителей, воспитывающих детей с ограниченными функциональными возможностями.

Психологическое сопровождение может осуществляться в индивидуальной и групповой формах работы, в частности, в контексте деятельности школьной психологической службы.

Важным направлением является создание инклюзивно-ресурсных центров, специалисты которых в свою очередь обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями во время инклюзивного обучения. К основным функциям таких центров относятся: проведение комплексной психолого-педагогической оценки развития ребенка, консультирование родителей и педагогов по организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями [3, с. 1-10]. Таким образом, психологическое сопровождение детей возможно только при тесном сотрудничестве школы, семьи, специалистов инклюзивно-ресурсного центра и практического психолога учебного заведения.

Психологическая помощь детям с особыми образовательными потребностями предполагает выполнение следующих задач: развитие познавательных психических процессов; формирование положительного отношения к себе; повышение самооценки; коррекцию поведения; формирование конструктивных способов социального взаимодействия и общения с окружающими; обеспечение адаптации ребенка к условиям инклюзивной образовательной среды. Таким образом, психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями является необходимым условием инклюзивного образования. Осознавая важность и значимость психологического обеспечения образовательного процесса в условиях инклюзивного образования, дальнейшие научные исследования могут заключатся в разработке психолого-педагогических технологий обучения и развития детей в условиях инклюзивного образования.

Список литературы

  1. Годовникова JI.B. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях реализации ФГОС ОВЗ: учебное пособие / Л.В.Годовникова. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. – 168 с.
  2. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации: учебно-методическое пособие / Л.В. Годовникова, О.В. Бок, Л.И. Мин, Р.И. Политова; под общ. ред. Л.В. Годовниковой. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. – 144 с.
  3. Максименко С. Д., Ложкин Г. В., Колосов А. Б. От психологического обеспечения к психологическому сопровождению. Практична психология та социальная работа, 2010. - № 12. - С. 1–10.

Интересная статья? Поделись ей с другими: