УДК 159.9

Значение возрастных периодов человека в его личностном развитии

Цю Минси – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается важность различных возрастных периодов жизни в развитии личности человека. Проводится анализ влияния детского и подросткового возрастов, зрелости и старости на личностное развитие. Выделяются особенности каждого этапа.

Ключевые слова: возрастное развитие, индивидуальные модификации, личностная зрелость, одаренность, фаза адаптации.

Интеллектуальное и физическое развитие человека, который жил в нормальных условиях и не имел явных психологических заболеваний, тесно связано с его возрастом. Данный термин «возраст» можно рассмотреть двумя основными способами: абсолютным и относительным (условным).

Абсолютный возраст - это точное количество лет, прожитых человеком с момента его рождения, и легче поддающийся определению. Относительно условного возраста существует несколько типов: биологический, социальный, психологический, психический и субъективный. Классификация разных этапов жизни человека, известная как возрастная периодизация, представляет собой важную задачу. Однако стоит отметить, что это разделение является в первую очередь формальным и обобщенным, не касаясь сути развития [4].

Психофизиологическая наука утверждает, что значительная часть умственного развития у детей происходит в первые три года жизни, еще одна часть - между тремя и семью годами, и оставшаяся часть - между семью и семнадцатью годами. Эти периоды также играют значительную роль в формировании эмоциональной сферы для всей последующей жизни. В идеале смысл жизни человека заключается не в количестве прожитых лет, а в свершениях и благотворительных действиях, которые они осуществляют в пользу других.

Символично, что детство обычно заканчивается около 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, включая начало полового созревания. Молодость, в свою очередь, заканчивается к 25 годам, что означает не только четверть века, но и высшую точку биологической зрелости. После этого начинается социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, так как его мозг уже накопил достаточно информации для этого [6, с. 84].

Один из способов классификации развития человека представляет собой теорию «намерения» Шарлоты Бюлер, также известную как теория интенциональности [2]. Согласно этой теории, развитие человека происходит по мере появления у него намерения сделать определенный выбор для достижения своих целей. В ходе жизни человек проходит через этапы от неопределенного осознания целей и намерений до глубокого понимания их сути. Только к концу жизни возможно осознать, насколько успешно эти цели и задачи достигнуты.

Периодизация психического развития по Л. С. Выготскому, известная как культурно-историческая теория, предполагает, что на каждом этапе развития помимо физиологических изменений, ребенок также проходит через определенные стадии культурного развития [3, с. 125]. Согласно этой теории, развитие ребенка заключается в усвоении социально-исторического опыта, накопленного обществом до его рождения. Таким образом, чем больше времени прошло с момента образования общества, тем дольше длится период детства у человека.

Согласно теории личности А. В. Петровского [5], развитие индивида существенно зависит от влияния групп, с которыми он взаимодействует. Это принципиально отличает его концепцию от других теорий, где ведущей и определяющей является деятельность. В своей теории А. Петровский выделяет три фазы (микрофазы) в течение каждого временного периода:

  1. Фаза адаптации – процесс восприятия и освоения существующих в группе и обществе норм. В этот период осуществляется освоение основных видов и форм деятельности, которые присущи данной группе.
  2. Фаза индивидуализации – этап, на котором индивидуум пытается выразить свою собственную индивидуальность.
  3. Фаза интеграции – процесс вхождения индивида в качестве полноправного члена группы или общества, с учетом проявления только социально приемлемых норм и ценностей.

Переход между этими фазами не является линейным; в процессе развития они могут происходить одновременно или последовательно. Эти же три фазы (макрофазы) также замечены в течение всего периода детства и взросления, при переходе ребенка во взрослую жизнь.

Одно из основных направлений современного изучения взаимодействия онтогенеза и жизненного пути - исследование корреляционных отношений и связей личностных и индивидуальных характеристик во взрослом возрасте. Эти связи, согласно Е. Ф. Рыбалко [1], проявляют высокую динамичность и указывают на тенденцию к усилению целостности индивидуального развития и появлению нового внутреннего контура его саморегуляции. Процессы формирования личностных и индивидуальных свойств становятся более интенсивными и сложными в условиях разнообразных видов деятельности, что свидетельствует о важной роли деятельностного фактора, оказывающего влияние на ход индивидуального развития в целом.

Концепция личностной зрелости предполагает, что она подвержена общим законам онтогенетического развития и характеризуется нарушением последовательности событий. Процесс формирования параметров личностной зрелости включает ряд этапов - чувствительные, критические и стабилизации. Факторы, внутренние и внешние, также имеют существенное влияние на развитие личностной зрелости.

До настоящего времени проблема личностной зрелости, главным образом, анализировалась с точки зрения ее структурных компонентов. Однако дифференцированный подход к изучению человека предполагает анализ этих компонентов с учетом его индивидуальных особенностей на различных этапах возрастного развития. Представление о личностной зрелости как системной характеристики подразумевает, что она является целостной чертой, организующей человеческую жизнедеятельность и оказывающей существенное влияние на успех жизни, профессиональной деятельности и самореализации.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух главных факторов — его естественного таланта и уровня образования, которые оказывают сопротивление процессу старения, замедляя инволюцию. Индивидуальные черты личности непосредственно влияют на особенности интеллектуального развития человека и уровень его интеллектуальных способностей. Активность, которую человек проявляет в своей жизнедеятельности, оказывает существенное воздействие на сохранение его интеллектуальных функций [7, с. 41-52].

К примеру, у людей, занятых умственным трудом и достигших среднего возраста, постоянная тренировка может поддерживать уровень интеллектуального развития практически на том же уровне, что и в их молодости. Более того, у людей с высшим образованием, продолжающих активную трудовую и социальную жизнь в среднем возрасте, некоторые когнитивные способности могут даже улучшаться. Таким образом, развитие определенных когнитивных способностей (особенно тех, связанных с трудовой и повседневной активностью) продолжается, предположительно, на протяжении всего периода среднего возраста.

Таким образом, контент и структурно-функциональные характеристики личностной зрелости человека должны быть определены в соответствии с задачами развития для каждого возрастного этапа.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы возрастной психологии Рыбалко Е.Ф. // Электронный ресурс. Режим доступа: URL https://bspu.by/blog/belanovskaya/article/hrestomatiya-po-psihologii-razvitiya/rybalko-e-f-aktual-nye-problemy-vozrastnoj-psihologii (дата обращения: 22.01.2024)
  2. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития / М. Харрис. - Москва: Когито-Центр, 2000. - 350 с. - ISBN 5-89353-015-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/29414/reading (дата обращения: 23.01.2024). - Текст: электронный.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. —— М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  4. Ермолаева М.В. Психология развития : учебное пособие / М.В. Ермолаева. – 3-е издание, стереотипное. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 376 с. – (Библиотека психолога). – ISBN 5-89502-686-9 (5-89395-647-8).
  5. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1978. С. 38-76.
  6. Русалов В.М. Психологическая зрелость: Единая или множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 5. С. 84
  7. Ясюкова Л.А. Закономерности возрастного развития: критический анализ концепций // Народное образование. 2016. № 6 (1457). С. 41–52.

Интересная статья? Поделись ей с другими: