УДК 159.9

Формирование профессионально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в системе повышения квалификации

Обыночная Светлана Николаевна – адъюнкт кафедры общей психологии Академии федеральной службы исполнения наказаний России.

Аннотация: Эта статья исследует тему профессионально-психологической компетентности, определяя ее как важный аспект в работе уголовно-исполнительных инспекций. Она также предлагает определение повышения квалификации и углубляется в понимание сущности уголовно-исполнительной инспекции. Классификация профессионально-педагогических компетенций также представлена, наряду с методами повышения квалификации сотрудников уголовной исполнительной системы. Статья описывает психологические подходы, используемые для оказания помощи сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций, и предлагает пример списка коррекционно-развивающих упражнений для формирования профессионально-психологических качеств у сотрудников.

Ключевые слова: профессионально-психологическая компетентность, уголовно-исполнительная система, профессиональное развитие, система повышения квалификации.

Профессионально-психологическая компетентность - это комбинация профессиональных знаний, умений, навыков, равно как и личностных черт, нужные для успешной профессиональной работы [8].

Повышение квалификации - это процесс совершенствования профессиональных навыков и знаний, который позволяет сотрудникам оставаться конкурентоспособными на рынке труда и улучшать свои профессиональные компетенции. Это может включать в себя обучение новым технологиям, улучшение коммуникативных навыков, развитие управленческих способностей и т.д. Повышение квалификации может быть как внутренним (обучение проводится на предприятии), так и внешним (обучение проводится сторонними организациями) [5].

Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) — это государственная организация на бюджетной основе, которая занимается исполнением уголовных наказаний и мер пресечения, не связанных
с изоляцией осужденных от общества, а также принимает меры
по их перевоспитанию и возвращению в общество [6].

Эти специалисты следят за осужденными, которым приговором суда установлен испытательный срок, а также за теми, кого приговорили
к обязательным и исправительным работам, наказанию в виде ограничения свободы, ведут контроль за лицами, в отношении, которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

УИИ входит в систему Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), куда также входят следственные изоляторы и исправительные колонии. ФСИН, в свою очередь, входит в структуру Министерства юстиции РФ. [2].

Специалисты уголовно-исполнительной инспекции должны совершенствовать свои навыки и знания для того чтобы [3]:

  1. Улучшить свою профессиональную подготовку для более эффективного исполнения своих обязанностей в области уголовного правосудия.
  2. Быть в курсе последних изменений в законодательстве, прецедентной практике и новых методах работы с осужденными.
  3. Уметь пользоваться новыми технологиями и программным обеспечением, используемым в уголовно-исполнительных инстанциях.
  4. Обмениваться опытом с коллегами из разных регионов и стран посредством участия в различных образовательных мероприятиях, таких,
    как семинары, тренинги и конференции.

Изучение данной темы значимо, так как сотрудникам уголовно-исполнительной сферы приходится иметь дело с осужденными и решать различные сложные ситуации, требующие определенных психологических навыков и компетенции. Развитие профессиональной психологической компетенции помогает сотрудникам более успешно выполнять свои функции, снижает риск профессионального выгорания и способствует повышению качества работы в целом.

Кроме того, формирование профессионально-психологических компетенций у сотрудников уголовно-исполнительной системы является необходимым по следующим причинам [4]:

  1. Специфика работы: инспекции по исполнению уголовных наказаний осуществляют исполнение приговоров, что в большинстве случаев сопровождаются повышенным стрессом и требуются особые навыки коммуникабельности и психологической сопротивляемости от сотрудников.
  2. Влияние на сотрудников: опыт взаимодействия с осужденными негативно отражается на психологическом состоянии служащих, вызывая психологическое выгорание, депрессию. Профессиональная психологическая компетентность позволяет сотрудникам преодолеть эти затруднения
    и сохранить работоспособность.
  3. Законодательство: В некоторых странах существуют законодательные требования, согласно которым сотрудники уголовно-исполнительных инспекций должны иметь определенные психологические навыки и знания для выполнения своих обязанностей.
  4. Развивать специализированные психологические навыки по собственной инициативе сложно, так как для этого необходимо особое обучение, практика и обратная связь от опытных специалистов. К тому же определенные навыки сложно развивать в отсутствие профессиональной поддержки и рекомендаций.
  5. Для служащих УИС существует несколько профессиональных психологических компетенций, в том числе эмоциональная устойчивость
    и жизнестойкость, коммуникативные навыки, умение взаимодействовать
    в коллективе, способность самостоятельно воспринимать информацию
    и урегулировать конфликтные ситуации. Все эти компетенции важны для успешного выполнения сотрудниками пенитенциарных учреждений своих должностных обязанностей. (рисунок 1).

Рисунок1

Рисунок 1. Классификация профессионально-психологических компетенций сотрудников УИИ [10]

Исходя из приведенного выше рисунка, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект и устойчивость обеспечивают спокойствие в стрессовых ситуациях, а коммуникативные навыки содействуют успешному налаживанию взаимодействия с другими служащими и осужденными.

Однако, важно учитывать индивидуальные особенности и личные потребности специалистов при разработке программ повышения их квалификации.

Профессиональные психологические навыки являются ключевым элементом успешной работы сотрудников уголовно-исполнительной системы и способствуют достижению высоких результатов. Они также усиливают мотивацию к выполнению служебных обязанностей и создают благоприятную атмосферу, способствующую продуктивной деятельности. В связи с этим, для реализации всех указанных задач необходимо разрабатывать и внедрять коррекционные и развивающиеся программы, направленные на формирование составляющих профессиональных психологических навыков [7].

Если специалисты уголовно-исполнительной системы не будут развивать и совершенствовать свои профессиональные психологические навыки в рамках программ повышения квалификации, это может привести к снижению результативности их работы. Им может стать труднее взаимодействовать с коллегами и лицами, находящимися под надзором, они могут начать испытывать затруднения при решении сложных задач и разрешении конфликтов, что, в конечном итоге, может негативно сказаться на качестве их работы и уровне удовлетворенности своей профессиональной деятельностью

Система повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной сферы играет ключевую роль в их профессиональной жизни. Эта система должна быть разнообразной и включать множество различных методов обучения и развития. Очное образование и семинары, которые проводятся как на базе учебных учреждений, так и непосредственно на рабочих местах, дистанционное обучение через онлайн-платформы и вебинары, самостоятельная работа со специализированной литературой и законодательными актами, профессиональные стажировки и возможность обмена опытом с коллегами из других учреждений - все эти аспекты являются важными составляющими системы повышения квалификации. Более того, посещение тренингов, семинаров и мастер-классов, направленных на улучшение коммуникативных навыков, управления стрессом, разрешения конфликтов и других профессиональных умений, также является неотъемлемой частью данной системы.[4]

Очное образование и семинары дают возможность получить новые знания и умения непосредственно от инструкторов, в то время как дистанционное обучение позволяет проходить обучение в удобное время и откуда угодно. Самостоятельная работа с литературой помогает лучше понять материал и укрепить полученные навыки, в то время как стажировки и обмен опытами позволяют ознакомиться с новыми методами работы и делиться своим опытом с коллегами. Очные занятия и семинары дают возможность получить новые знания и навыки непосредственно от преподавателя, а дистанционное обучение позволяет заниматься в любое удобное для вас время и в любом месте. Самостоятельная работа над литературой поможет вам лучше понять материал и закрепить полученные навыки, а стажировки и обмен опытом позволят вам узнать новые методы работы и обменяться опытом с коллегами. Семинары и тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, управление стрессом и разрешение конфликтов, помогают специалистам научиться эффективно общаться, справляться со стрессом и разрешать разногласия, что является важным аспектом их трудовой деятельности.[Ⅰ

Исходя из этого, модель системы повышения квалификации сотрудников УИС можно представить, как показано на Рисунке 2.

Рисунок2

Рисунок 2. Система повышения квалификации сотрудников УИИ

С целью формирования профессионально-психологических компетенций сотрудников УИИ, необходимо использовать следующие методы коррекции:

  1. Тренинг профессиональных навыков - это процесс обучения и развития определенных навыков и знаний, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Тренинги могут быть направлены на развитие soft skills, таких как коммуникация, работа в команде, решение проблем, или на изучение конкретных технических навыков, связанных с профессией.
  2. Ролевая игра - это вид деятельности, в котором участники берут на себя определенные роли и выполняют задачи, связанные с этими ролями. Ролевые игры могут быть использованы для обучения различным навыкам, таким как общение, решение проблем и работа в команде. Симуляция - это процесс, в котором участники имитируют реальную ситуацию или задачу, чтобы изучить, как они будут действовать в реальной жизни.
  3. Групповая дискуссия - это форма общения, при которой участники группы обмениваются мнениями, идеями и информацией по определенной теме или проблеме. Групповые дискуссии могут быть использованы в различных контекстах, таких как обучение, решение проблем, планирование и принятие решений. В групповых дискуссиях участники могут высказывать свои мысли и чувства, задавать вопросы и получать обратную связь от других участников. Групповые дискуссии помогают развивать коммуникативные навыки, критическое мышление и умение работать в команде.
  4. Деловые игры - это метод обучения, который имитирует реальную рабочую ситуацию или задачу. Участники игры берут на себя роли, которые соответствуют их профессиональным функциям, и пытаются решить задачу или проблему, которая стоит перед ними в игре. Деловые игры могут использоваться для обучения новым навыкам, улучшения коммуникации и решения проблем, а также для оценки кандидатов на работу или обучение.
  5. Фокус-группа - это метод исследования, который включает в себя проведение неформализованной групповой дискуссии, на которой обсуждается определенная тема или проблема. В ходе фокус-группы участники обмениваются мнениями и идеями, а модератор направляет беседу и задает вопросы. Цель фокус-группы - получить информацию о том, как люди думают, чувствуют и действуют в определенной ситуации или по отношению к определенному продукту, услуге, концепции или проблеме. Результаты фокус-групп могут быть использованы для определения отношения потребителей к определенным продуктам или услугам, для получения идей о новых продуктах или услугах, а также для улучшения существующих продуктов или услуг.

“Сотрудники уголовно-исполнительной системы должны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, чтобы добиваться успеха в работе.” Для этого необходимо использовать все перечисленные методы, способствующие формированию необходимых навыков и качеств для успешной работы специалистов уголовно-исполнительной системы. В качестве примера приведем некоторые коррекционные упражнения с участниками УИС. Данные упражнения направлены на развитие необходимых коммуникативных навыков специалистов УИС, улучшение навыков общения и разрешение конфликтов.

Проведение вводного занятия с сотрудниками УИИ перед началом их рабочего дня включает: психологическую подготовку, направленную на повышение уровня энергии, улучшение настроения и повышение работоспособности перед началом рабочего дня. Это предполагает использование ряда методов, таких как аутогенная тренировка, нервно-мышечная саморегуляция, дыхательные упражнения и точечный массаж биологически активных точек.

Существуют экспресс-методики для контроля и регулирования психоэмоционального состояния сотрудников. Эти методики направлены на:

  1. Снятие нервно-психического напряжения
  2. Улучшение общего эмоционального состояния перед сменой
  3. Создание благоприятной рабочей атмосферы

Упражнение 1. Приветствие. Повернитесь к своим коллегам справа и слева, улыбнитесь и поздоровайтесь. Пожелайте им доброго утра и скажите пару приятных слов. Вы можете также просто поприветствовать их жестом и выразить свою радость от совместной работы в эту смену.

Упражнение 2. Рука. Сконцентрируйтесь на своих руках и попробуйте согнуть только мизинцы. Это поможет вам научиться сосредотачивать внимание на одном объекте и игнорировать другие, даже если они кажутся незначительными.

Упражнение 3: Глубокий вдох

Согласно исследованиям, глубокий вдох помогает мгновенно обогатить кровь кислородом и избавиться от избытка углекислого газа. Мышцы шеи, лица и ротовой области, задействованные при глубоком вдохе, ускоряют кровоток в мозговых сосудах. Глубокий вдох, улучшая кровообращение в легких и стимулируя отток крови от печени, помогает повысить общий тонус организма и создает позитивный эмоциональный импульс.

Для выполнения этого упражнения рекомендуется закрыть глаза, максимально раскрыть рот и напрячь ротовые мышцы, как будто вы произносите протяжный звук “у”.

Упражнение 4: Точки Хэ-гу

Сядьте удобно на стул, расположите руки на коленях, прижав большой палец к указательному. Точно определите место на складке между указательным и большим пальцем, где находится точка “Хэ-гу”. Массирование этой точки оказывает тонизирующее воздействие и улучшает общее самочувствие.

В течение нескольких минут делается массаж с помощью колебаний указательного пальца. Упражнение выполняйте обеими ногами.

При выполнении этого упражнения пальцы должны ввинчиваться в точки, как шурупы, создавая ощущение жжения и согревания.

Затем снова расположить руки на коленях так, чтобы ладони полностью закрывали коленные чашечки. Во время этого процесса поместить указательный палец в центр чашечки, а остальные пальцы прижать друг к другу. Затем безымянным пальцем нащупайте небольшое углубление под круглой костной шпорой. Найдите эту точку и помассируйте ее. Вы можете почувствовать легкое покалывание.

Эта точка известна как "стопа Санли", точка долголетия или точка ста болезней. Стимулирование этой точки укрепит ваше тело. Оставайтесь энергичными и в желаемом состоянии.

Упражнение 5: Групповая гармония

Целью этого упражнения является обучение группы совместной работе без предварительных переговоров и принятие совместных решений для всей группы.

Членам группы необходимо принять решения с помощью жестов и мимики, чтобы определить, какие элементы они будут показывать одновременно. Это могут быть камень (кулак), ножницы (два пальца, средний и указательный открыты, остальные закрыты) или бумага (ладонь поднята, обратная сторона опущена). Согласованность работы группы и их готовность понимать друг друга оцениваются по результатам. Способность идти на компромисс в ходе процесса также учитывается.

Упражнение 7: Тридцать три

Цель упражнения - активизировать психологические процессы, такие как память, внимание и мышление.

Участники по очереди называют числа от 1 до 33. Если число содержит цифру 3 или кратно 3, участник хлопает в ладоши или говорит “Ай, да я!”. Если участник ошибается, он начинает счет сначала или выходит из круга.

Важно уметь хорошо отдыхать за короткое время в любых условиях.

 Система повышения квалификации должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям каждого работника и обеспечивать его профессиональное и личностное развитие. Образовательным учреждениям следует разрабатывать специализированные курсы, учитывая особенности работы в уголовной исполнительной службе. Повышение квалификации сотрудников играет важную роль в повышении эффективности их работы и развитии их профессиональных навыков. Системный подход к обучению, учет мотивации и создание комфортной рабочей среды помогут достичь поставленных целей.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 14.09.2010 N 1772-р "Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года". СПб.: ИПК работников ФСИН России, 2017.
  2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 2. — Ст. 8, 9.
  4. Федеральный закон от 11.06.2021 № 217-ФЗ. "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации".
  5. Ольховик Н.В. Режим испытания при условном осуждении. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2017. С. 23.
  6. Программа повышения квалификации специалистов категории "старшие инспекторы, инспекторы УИИ (входящие в состав МРУИИ)", утвержденная УОИНИО ФСИН России 7 июня 2011 г. СПб: СПб. ИПК работников ФСИН России, 2016.
  7. Проблемы деятельности уголовно-исполнительных инспекций, связанные с исполнением альтернативных лишению свободы видов наказания на современном этапе: Сборник материалов научно-практического семинара 24 марта 2006 г. СПб.: СПб. ИПК работников ФСИН России, 2006.
  8. Тарасова С.А. Психология сотрудников УИС: личность, общение, деятельность: учебное пособие / С.А. Тарасова – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017.
  9. Сучкова Е.Л. Методические рекомендации по коррекции правовых представлений осужденных. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. – 106 с.
  10. Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС: Методическое пособие. – М.: ФСИН России, 2016. – 57с.