УДК 159.9.072.432

Взаимосвязь профессиональной самореализации женщин среднего возраста с их самоотношением, смысложизненными ориентациями и внутриличностными конфликтами

Губанова Влада Викторовна – магистрант Московского института психоанализа.

Киселева Елена Николаева – кандидат психологических наук Московского института психоанализа.

Аннотация: В статье освещается результат научно-исследовательской работы, посвященный изучению взаимосвязи уровня профессиональной самореализации женщин среднего возраста с их самоотношением, смысложизненными ориентациями и внутриличностными конфликтами. В статье приводятся результаты авторской программы, которая была разработана и апробирована после эмпирического исследования для повышения уровня профессиональной самореализации женщин среднего возраста. В исследовании приняли участие 73 женщины в возрасте от 38 до 50 лет.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, женщина среднего возраста, самоотношение, смысложизненная ориентация, внутриличностный конфликт.

Современное общество непредсказуемо и с невероятной скоростью меняется, заставляя меняться и каждого его члена в отдельности. Сегодня, как никогда, актуальны и востребованы гибкость мышления, мобильность, умение быстро и компетентно реагировать на любые жизненные ситуации. Как ответ современным реалиям, огромное значение приобретает процесс формирования личности, которая способна не только сопротивляться неблагоприятным условиям существования, но и имеет положительные и конструктивные смысложизненные ориентации, и может активно влиять на позитивное изменение складывающейся обстановки, проходя и эффективно разрешая текущие кризисы и конфликты.

Те, от кого сегодня зависит состояние общества в целом и благополучие следующих поколений в нем, – взрослые люди самого продуктивного, так называемого, среднего возраста, который является самым продолжительным в жизни человека. В возрастной периодизации, принятой Российской Академией Образования в 1965 году, под средним возрастом понимается весь период жизни человека от юношеского до пожилого возраста: для мужчин – от 22 до 60 лет; для женщин – от 21 до 55 лет.

Сегодня жизнь самой большой и продуктивной части общества становится все более многоплановой, динамичной, нестабильной и, следовательно, все более напряженной. Но тем не менее, специальных исследований о «среднем возрасте», как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе немного. Из зарубежных учёных, исследовавших личность в среднем возрасте, её развитие и возможные кризисные ситуации, были К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Дж. Левинсон, Э. Джакс и др., среди отечественных психологов, кто изучал кризисы, в том числе и те, что возникают в среднем возрасте, - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон и др.

Все больше исследований в русле психологии посвящается изучению того, как же преодолевать сложные ситуации в жизни, где брать ориентиры, на какие смыслы опираться, и быть более гибким и адаптивным к изменениям.

Все более актуальным становится и гендерный подход, направленный на выявление своеобразия определенных групп людей. Жизнь современной женщины среднего возраста сопряжена не только с множеством дисгармоничных обстоятельств в социуме, но и с профессиональной самореализацией и личной сферой, что в свою очередь неизбежно актуализирует внутриличностные конфликты.

При переживании внутриличностных конфликтов борьба структур внутреннего мира личности, отражающая противоречивые связи с социальной средой, должна экологично осознаваться и эффективно разрешаться на субъективном уровне.

По мнению А.Н. Леонтьева [31] – если разумно управлять процессом развития извне, кризисов можно избежать благодаря новому мотиву, побуждающему двигаться к цели. По мнению учёного кризис не является необходимым симптомом перехода от одного стабильного периода к другому.

Таким образом, в рамках темы разумного управления развитием личности в современных реалиях, в данной работе нас интересуют именно женщины среднего возраста с разным уровнем профессиональной самореализации, их смысложизненные ориентации, самоотношение и внутриличностные конфликты.

В нашей работе объектом исследования является профессиональная самореализация женщин среднего возраста, и была сформулирована гипотеза о том, что с уровнем профессиональной самореализации у женщин среднего возраста взаимосвязаны их самоотношение, смысложизненные ориентации и внутриличностные конфликты, а программа психологической поддержки с применением коучинговых технологий, направленная на работу с внутриличностными конфликтами, самоотношением и смысложизненными ориентациями женщин среднего возраста, также будет способствовать повышению их уровня профессиональной самореализации.

Для проверки гипотезы нами были использованы следующие методики исследования:

«Тест для выявления уровня внутриличностной конфликтности» (А.И. Шипилов);

Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.А. Гаврилова);

Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева;

Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеев (МИС);

Шкала самоуважения Розенберга, RSES.

На их основе был сформирован опросник в гугл-форме, который прошли 73 работающих женщины в возрасте от 38 до 50 лет. 53% женщин, принявших участие в нашем исследовании, состоят в браке, 26 % - не состоят в отношениях, 12% - находятся в разводе и 9% – состоят в отношениях. А по фактору наличия детей выборка разделена практически поровну: у 58% женщин есть дети, и у 42% они отсутствуют.

Организация исследования была стандартной и включала в себя следующие этапы: проведение по выбранным методикам первого исследования; на основе его результатов – разработка программы психологической поддержки, через которую проходит экспериментальная группа; и из анализа выводов повторной диагностики экспериментальной и контрольной групп делаются выводы об эффективности программы.

На первом этапе исследование показало, что по показателю профессиональной самореализации 73% женщин свойственен средний уровень – это так называемый уровень ролей и норм в организации - уровень долженствования, т.е. выполнение своих профессиональных обязанностей и не более. 23 % женщин демонстрируют низкий уровень профессиональной самореализации - индивидуально-исполнительский – у них присутствует неуверенность в себе и затруднения в принятии решений, ситуации преобладают над их личностью, а профессиональная позиция малоактивна. И только у 4% женщин наблюдается высокий уровень профессиональной самореализации – это уровень смысложизненной и ценностной реализации. Он характеризуется преобладанием личности над ситуацией, а также осознанием своей профессии и себя в ней.

По результаты сравнительного анализа между группами с разным уровнем профессиональной самореализации по показателям внутриличностные конфликты, самоотношение, самоуважение и смысложизненные ориентации, а также результатам корреляционного анализа между уровнем профессиональной самореализации и показателями самоотношения, самоуважения, внутриличностного конфликта и смысложизненных ориентаций, были сделаны следующие выводы:

Женщинам среднего возраста с низкими показателями уровня профессиональной самореализации в отличие от женщин со средними показателями и высокими, свойственен внутриличностный конфликт ролей, как личных, так и профессиональных.

Чем выше уровень профессиональной самореализации у женщин среднего возраста, тем выше у них уверенности в том, что их жизнь находится в их руках, они чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Так же они осознают свои трудности, у них отсутствует механизм вытеснения, адекватный образ собственного «Я».

Женщинам среднего возраста с низкими показателями уровня профессиональной самореализации в отличие от женщин со средними показателями и высокими, свойственна неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнения в способности вызывать уважение, они ставят в вину себе все свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

Чем выше уровень профессиональной самореализации у женщин среднего возраста, тем больше смысл жизни заключается в том, чтобы просто жить, удовлетворенность прожитой жизнью и самореализацией, представление о себе как о сильной личности, осмысленность своей жизни.

Женщинам среднего возраста с высокими показателями уровня профессиональной самореализации в отличие от женщин со средними показателями и низкими, свойственно убеждение в том, что им дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Чем выше уровень профессиональной самореализации у женщин среднего возраста, тем более им будет свойственна удовлетворенность собственной жизнью, принятие опыта прошлой жизни и нацеленность на будущее, осознание процесса собственной жизни и наоборот. Чем выше уровень профессиональной самореализации у женщин среднего возраста, тем более им будет свойственна уверенность в себе, в том, что они могут контролировать свою жизнь, принятие себя, заинтересованность собой и уважение к себе и наоборот. При низком уровне профессиональной самореализации у женщин среднего возраста, будет наблюдаться чрезмерная рефлексия, самокопание, обвинение себя в своих промахах, ошибках и наоборот.

Чем выше уровень профессиональной самореализации у женщин среднего возраста, тем больше вероятность отсутствия внутриличностных конфликтов, а именно морального, ролевого и неадекватной самооценки и наоборот.

Далее нами была разработана и реализована коучинговая программа, направленная на повышение профессиональной самореализации через работу с внутриличностными конфликтами, самоотношением и смысложизненными ориентациями у женщин среднего возраста. Участницы программы за 10 встреч совершают метафорический подъём на Гору Смыслов за своей Силой по структуре Пирамиды Дилтса. И спускаются с нее в Долину людей для своей профессиональной самореализации по структуре коучинговой модели GROW. Коучинговые модели использовались как стратегический инструмент для всей программы. Кроме того, в программе применялись различные коучинговые техники, такие как "Колесо ролей", "Мозговой штурм", SMART, SWOT-анализ, техника "Икигай", "Линия времени", якорение, шкалирование, арт-коучинг, фасилитация общегрупповой деятельности, заполнение дневников самонаблюдения участников и принципы самокоучинга при работе с домашними заданиями. Важным моментом является то, что специально для целей программы была разработана и реализована авторская коучинговая трансформационная игра "Мечты сбываются!" и арт-практика якорения результатов программы "Счастливая монета", в структуре которых также заложены уровни Пирамиды Дилтса

Целью разработанной программы является повышение уровня профессиональной самореализации за счет направленной работы с внутриличностными конфликтами, смысложизненными ориентациями и самоотношением женщин среднего возраста.

Рисунок1

Рисунок 1. Экспериментальная программа психологической поддержки с применением коучинговых технологий, направленная на работу с внутриличностными конфликтами, самоотношением и смысложизненными ориентациями женщин среднего возраста

После этого были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 17 человек. Сравнительный анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни, показал, что статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группами женщин нет.

В экспериментальной группе была проведена разработанная нами программа. Далее было проведено повторное исследование контрольной и экспериментальной группы и анализ полученных данных, который подтвердил эффективность предложенной нами программы.

Выводы по результатам сравнительного анализа по показателям - между исследованиями экспериментальной группы до и после участия в программе, а также сравнительного анализа между экспериментальной и контрольной группами после участия экспериментальной группы в программе таковы:

Благодаря воздействию созданной программы поддержки в экспериментальной группе развиваются: уверенность в себе и самоуважение; доверие себе и понимание своих ролей в жизни; интерес к своей жизни и удовлетворенность; профессиональная самореализация и ее феноменологический и ресурсный компоненты. У 100% участниц произошло изменение по показателям самоуважение, саморуководство и осмысленность жизни. У 82% участниц произошло изменение по показателям моральный конфликт, ролевой конфликт и уровень внутриличностного конфликта. 94% участниц изменился уровень профессиональной самореализации.

Сравнительный анализ в контрольной группе между результатами первого и второго исследования, также был проведен, но там не наблюдаются статистически значимые различия.

Таким образом в своей работе нами была установлена взаимосвязь между профессиональной самореализацией женщин среднего возраста и их внутриличностными конфликтами, самоотношением и смысложизненными ориентациями, а программа психологической поддержки с использованием коучинговых технологий, направленная на работу с внутриличностными конфликтами, самоотношением и смысложизненными ориентациями, способствует повышению уровня профессиональной самореализации женщин среднего возраста и может быть применена в практической деятельности.

Список литературы

  1. Возняк, О.В. Особенности профессиональной самореализации женщин-предпринимателей [Электронный ресурс] / О.В. Возняк, Д.С. Занин // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – № 1. (https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-samorealizatsii-zhenschin-predprinimateley). Проверено: 20.01.2024
  2. Гаврилова, Е.А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия / Е.А. Гаврилова // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 3. – С.19-35.
  3. Киселева Е.Н. Практическое руководство по созданию психологических программ //Е.Н. Киселева, О.В. Ермаченкова, Э.Г. Пудж, А.Ф. Кузнецова, Л.Н. Горягина. – М.: Русайнс, 2023 – 224 с.
  4. Кулагина И. В. Особенности взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самореализационных компонентов личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. URL: http://e-koncept.ru/2023/232003.htm (Дата обращения 24.04. 20023)
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл. 2019. – 584 с
  6. Овсяник, О.А. Изменения ценностных ориентаций взрослых женщин / О.А. Овсяник // Ценности и смыслы. – 2012. – С. 115-126.