УДК 159.9

Взаимосвязь личностных факторов и профессиональной мотивации у студентов педагогического колледжа

Прошутинский Юрий Станиславович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.

Смирнова Евгения Сергеевна – магистрант Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.

Аннотация: Целью работы является изучение взаимосвязи личностных факторов и мотивации к продолжению педагогической деятельности после выпуска у студентов ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж».

Задачи: изучить научную литературу по теме исследования; провести сбор эмпирических данных методом опроса и тестирования; исследовать личностные особенности студентов; исследовать отношение студентов к будущей профессиональной деятельности и к собственному «Я»; исследовать мотивацию студентов к педагогической деятельности; изучить связь личностных особенностей студентов с мотивацией к продолжению педагогической деятельности.

Гипотеза: 1. Мотивационная сфера студентов, получающих педагогическое образование, связана с их личностными особенностями.

  1. Мотивационная сфера студентов, получающих педагогическое образование, связана с их отношением к делу, в данном случае, к выбранной профессии и с их отношением к собственному «Я».

Метод: анализ, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Результаты: мотивационная сфера студентов, получающих педагогическое образование, связана с их личностными особенностями, не подтверждается. Связь с мотивацией личностными особенностями случайная, определенные факторы не выделяются. Не подтверждается связь мотивационной сферы студентов, получающих педагогическое образование, с их отношением к выбранной профессии и с их отношением к собственному «Я».

Ключевые слова: мотивы, мотивация педагогической деятельности, личностные особенности, мотивационная сфера.

В педагогической деятельности особая роль отводится мотивационному личностному комплексу, который включает в себя не только мотивацию профессиональной деятельности, а также факторы престижа профессии для студентов педагогического колледжа и мотивацию успешной деятельности [1].

Качественное определение мотивов профессиональной деятельности, а также направленности интересов и склонности личности позволяет спрогнозировать уровень удовлетворенности профессии, которую студент педагогического колледжа выберет в будущем. Именно личностное отношение к профессии и мотивы, побуждающие ее выбор выступаю как ключевые компоненты, которые обуславливают успех профессионального обучения. В современных научных источниках отсутствует единый подход к проблеме мотивации личности, что отражается в отсутствии общепринятой терминологии и единой классификацией мотивов. Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста педагогической направленности.

В работе [2] понятие «мотив» определяется как структурное образование в области психологии, которое формируется из нескольких элементов, среди которых особое внимание уделяется потребности, итоговой цели и стремлением человека выполнить то или иное действие, которое будет выступать побуждающим фактором его реализации.

Под мотивацией профессиональной деятельности понимается «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией».

Как бы хорошо ни был организован процесс обучения, если студент не мотивирован к учебной работе и будущей профессиональной деятельности, то процесс и результат обучения не будут успешными. Педагоги могут выбирать самые современные и эффективные формы и методы обучения, организовать интерактивное взаимодействие, но для немотивированного студента не будет разницы между такой прогрессивной деятельностью педагогов и скучным и монотонным чтением лекции. Отсутствие мотивации не даст студенту полноценно воспринимать учебный материал, но и становиться хорошим специалистом по окончании колледжа, ведь «в современном мире инновационных технологий уровень профессионализма оказывает влияние на конкурентоспособность и уровень жизни человека в целом».

Приведенные выше обстоятельства подчеркивают актуальность работы и подразумевает проведение анкетирования и тестирования, с целью определения взаимосвязи личностных факторов и мотивации к продолжению педагогической деятельности после выпуска у студентов ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж».

Эмпирическое исследование было организовано на базе ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж». Выборку составили студенты 1, 2, 3 и 4 курсов специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классов» в количестве 76 человек, где на 1 курсе обучается 23 человека, на 2 курсе – 17 человек, на 3 курсе – 11 человек и на 4 курсе – 25 человек, и студенты 1, 2, 3 и 4 курсов специальности 49.02.01. «Физическая культура» в количестве 88 человек, где на 1 курсе обучается 25 человек, на 2 курсе – 21 человек, на 3 курсе – 29 человек и на 4 курсе – 13 человек. Итоговое количество исследуемых – 164 человека.

В исследовании были использованы следующие методы и методики:

  1. Опрос «Мотивация к педагогической деятельности».
  2. Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла (адаптация А.Н. Капустиной). В ходе работы была использована сокращенная форма С, состоящая из 105 вопросов.
  3. Цветовой тест отношений А.М. Эткинда. Невербальный диагностический метод исследования эмоциональных компонентов отношений личности.
  4. Н-критерий Краскела-Уоллиса. Критерий предназначен для оценки различий одновременно между тремя и более выборками по уровню какого-либо признака.
  5. U-критерий Манна — Уитни. Статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
  6. Линейный коэффицент корреляции r-Пирсона. Критерий применяется для исследования взаимосвязи двух переменных, измеренных в метрических шкалах на одной и той же выборке.

Проведя исследование у студентов отделения «Физическая культура» и отделения «Преподавание в начальных классах» прослеживается взаимосвязь личностных особенностей и мотивации студентов к профессиональной деятельности на уровне 1 курса у обоих отделений, а также на 4 курсе у студентов отделения «Преподавание в начальных классах».

В частности, у отделения «Физическая культура» мотивация коррелирует с фактором С, определяющим эмоциональную устойчивость: чем выше уровень эмоциональной устойчивости, тем выше мотивация у студентов к профессиональной деятельности.

У 1 курса отделения «Преподавание в начальных классах» отмечается взаимосвязь мотивации с факторами F и Q2 – беспечность и самостоятельность. Опираясь на результаты данного корреляционного анализа у студентов, у которых более выражены такие личностные особенности, как жизнерадостность, импульсивность, экспрессивность мотивация к профессиональной деятельности имеет высокий уровень.

Также по результатам исследования мы прослеживаем следующее: чем больше у исследуемого отмечается независимость, ориентация на собственные решения, стремление иметь собственное мнение, тем менее выражена мотивация к профессиональной деятельности.

У 4 курса отделения «Преподавание в начальных классах» мотивация коррелирует с такими личностными особенностями, как мечтательность (М+), низкий самоконтроль (Q3), самооценка (MD. Отмечается, что чем более студент уверен в себе и своих возможностях студент, ориентирован на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, но при этом имеет низкий самоконтроль, тем выше его мотивация к профессиональной деятельности.

Таким образом, можно говорить, что гипотеза о том, что мотивационная сфера студентов, получающих педагогическое образование, связана с их личностными особенностями, не подтверждается. Связь с мотивацией личностными особенностями случайная, определенные факторы не выделяются.

При исследовании взаимосвязи мотивации и отношений к профессиональной деятельности и к собственному «Я» мы обнаружили достоверные различия у студентов отделения «Преподавание в начальных классов» в общей выборке студентов, а также у студентов, имеющих положительное отношение и к профессиональной деятельности, и к «собственной личности» а также у студентов, имеющих нейтральное отношение. Разность значений указывает на случайную связь мотивации и отношения к профессиональной деятельности и к собственному «Я».

При исследовании взаимосвязи мотивации и отношений к профессиональной деятельности и к собственному «Я» мы обнаружили достоверные значения у студентов отделения «Физическая культура» только в общей выборке, что указывает на отсутствие взаимосвязи мотивации и отношения к профессиональной деятельности и к собственному «Я».

Таким образом, можно говорить, что гипотеза о том, что мотивационная сфера студентов, получающих педагогическое образование, связана с их отношением к делу, в данном случае, к выбранной профессии и с их отношением к собственному «Я», не подтверждается.

Список литературы

  1. Беляева Г.В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа / Г.В. Беляева //Молодой ученый. 2014. – №4. – С. 11– 14.
  2. Былахиров К.М., Ковтун Т.Ю. Процесс мотивирования студентов первых курсов// В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2016. – С. 110– 111.
  3. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А.Ткаченко. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 100 с.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019. – 512 с.
  5. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. – М.: Эксмо, 2017. – 410 с.
  6. Медведева Т.Н., Пешкина Е. Особенности учебной мотивации у студентов ВУЗа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. – Т. 36. – С. 16–20.
  7. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 390 с.
  8. Мотивация профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.prioslav.ru . (Дата обращения:19.12.2023).