УДК 159.99

Представление педагогического персонала об организационной культуре образовательной организации и связь данных представлений с трудовой мотивацией

Багирова Хумар Фаррух кызы – магистрант Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.

Мельник Юрий Иванович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.

Аннотация: В работе предприняты попытка оценить существующую организационную культуру образовательных организаций, по мнению учителей, директора и администрации на основе ее главных параметров и выявить связь между этими представлениями и трудовой мотивацией. Особенности организационной культуры школы определяют ее индивидуальность и неповторимость, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события. Понимание характера организационной культуры школы дает представление о человеческом потенциале школы, позволяет оценивать целесообразность или же нецелесообразность определенных управленческих действий более точно.

Приведенные выше обстоятельства подчеркивают актуальность работы и подразумевает применения методик по определению организационной культуры школ, с целью определения согласованности между представлениями руководства и педагогического коллектива школ, а также взаимосвязи этих представлений с трудовой мотивацией.

Ключевые слова: организационная культура, организационная культура школы, трудовая мотивация.

В числе вопросов, которые волнуют общественные и гуманитарные сферы исследования, находится изучение совпадения или несовпадения представлений об организационной культуре сотрудниками организации. Кроме того, в психологии большое количество работ посвящено в отдельности изучению проблем мотивации и феномену организационной культуры, но среди них достаточно мало исследований, которые позволили бы рассматривать мотивацию и организационную культуру в едином контексте.

Мониторинг организационной культуры крайне важен в образовательных учреждениях, где высоко ценится инициативность и творческая активность работников; где комфортный психологический климат, совмещение прогрессивных начинаний и традиций создает условия не только для продуктивной работы сотрудников, но и для эффективного усвоения знаний учениками, а соответственно и условия для повышения образовательных показателей.

Цель: изучить представления об организационной культуре директора и педагогического коллектива двух школ и выявить связь между этими представлениями и трудовой мотивацией.

Гипотеза:

  1. Представления об организационной культуре директора и педагогического коллектива школ отличаются.
  2. Существует связь между представлением об организационной культуре и трудовой мотивацией педагогического коллектива.

Метод: анализ, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Понятие культура в целом понятна и ясна, однако оно становится неизвестным, стереотипным, когда мы говорим о понятии культура в организации. Если организационная культура в коммерческих организациях описана и определена многими авторами из сферы менеджмента, то организационная культура в образовательной организации малоизученная категория. Тем не менее, мы попытаемся все-таки определить сущность организационной культуры в образовании посредством изучения данного понятия как категории из других сфер науки. О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют организационную культуру, как «совокупность норм, условий, ценностей, выбранных, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешним условиям».

Эмпирическое исследование было организовано на базе двух общеобразовательных школ города Петрозаводска. Выборку составили 2 директора школы X и Y, 85 учителей (48 и 37 соответственно), 7 сотрудников администрации (4 и 3 соответственно).

В исследовании были использованы следующие методики:

  1. Методика К. Камерона и Р. Куинна, адаптированная для школьной организации В. Ясвиным с соавторами
  2. Многофакторная методика мотивации трудовой деятельности MILAM (М. В. Прохорова, О. М. Овсянникова).

Первый этап изучения организационной культуры заключался в изучении сайта школы, так как именно он является общедоступной визитной карточкой организации. На сайтах школ новости актуальные, все вкладки функционируют и имеют актуальную информацию. У школ имеются собственные символики, в виде герба. Основной проблемой организации работы сайта можно назвать отсутствие специалистов, которые могут его улучшать и обновлять, а так же сложность найти внутренние документы, которые как раз нужны для изучения организационной культуры школы.

Проанализировав сайт школы и его нормативные документы, мы перешли к более детальной диагностике организационной культуры. Было составлено три профиля представления о типе организационной культуры учителями, директором и администрацией по методике К.Камерона и Р.Куинна, адаптированную для школьной организации В.Ясвиным.

Представления об организационной культуре в школе Х среди учителей и директора не совпадают. Учителя, считают, что в их школе доминирует семейный тип культуры, директор и администрация – инновационный. В школе Y представления коллектива и директора совпадают. Мы видим явное разногласие в школе Х. При этом можно сказать, что ожидания директора и учителей об организационной культуре совпадают. Однако в значительной степени не совпадают текущие оценки относительно ориентации коллектива на инновации: директор считает, что их в школе достаточно много, коллектив же считает по-другому. Во время беседы с директором, стало понятно — разрыв в оценке произошел из-за различных представлений о том, что считать инновацией. Педагогами инновационные процессы воспринимаются как освоение принципиально новых идей и форматов обучения), а руководитель считает инновацией частичное изменение того, что уже применяется в работе (программы, методики, алгоритмы ежедневной деятельности). Ожидания директора завышены (несмотря на то, что он работает в данной школе более 10 лет), однако коллектив про эти ожидания ничего не знает.

Таким образом, можно говорить, что гипотеза о том, что представления педагогического коллектива и директора школ подтверждается на одной школе.

Изучение выраженности составляющих мотивации в аспектах организационной культуры даст нам возможность таким образом модифицировать организационную культуру, чтобы повышать потенциальную мотивацию работника, и, как следствие, повышать качество труда, удовлетворенность сотрудников, снижать текучесть кадров и пр.

В целом уровень выраженности положительных и отрицательных мотивов среди мужчин и женщин в школах одинаковый. В школе Y высокий уровень выраженности мотивов: нестабильная и ненадежная работа, низкая з/п, нездоровая психологическая атмосфера. В школе Х выражены отсутствия карьерного роста; плохие условия работы; боязнь увольнения.

Как среди учителей-женщин, так и среди учителей-мужчин в обеих школах, выражена шкала «избегание неудач», это говорит о том, что сотрудники руководствуются принципом «лучше не сделать, чем сделать и потерпеть неудачу».

Корреляционный анализ взаимосвязи типа организационной культуры и трудовой мотивации дал следующие результаты : в обеих школах связь обратная и слабая (-0,202 и -0,186).

Можно предположить, что при клановой культуре, в условиях которой организация является очень дружественным местом работы подобно большой семье, сотрудников будет интересовать содержание работы, а не его цена, возможность личностного совершенствования и профессионального самовыражения. Таких работников мотивирует эмоциональное выражение одобрения, похвалы со стороны руководства и свобода в действиях.

Таким образом, можно говорить, что гипотеза о взаимосвязи трудовой мотивации и представлений об организационной культуре, не подтверждается.

Список литературы

  1. Аксеновская Л.Н. Социальная психология организационной культуры/ Л.Н.Аксеновская. - Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2015. - 93 с.
  2. Аксеновская, Л. Н. Социальная психология организационной культуры : учеб. пособие для вузов / Л. Н. Аксеновская. – Саратов : Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2015. – 93 с.
  3. Андрющенко О. В., Фокина Т. П. Методологические и методические аспекты использования OCAI как инструмента диагностики и изменения организационной культуры // Основы ЭУП. 2014 №3 (15).
  4. Армстронг, М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / Майкл Армстронг ; пер. с англ. ; под ред. проф. А. Р.Климентьева. – М. : Феникс, 2003. – 134 с.
  5. Асаул, А.Н., Культура организации: проблемы формирования и управления/ A. Н. Асаул, М.А. Асаул, П.Ю. Ерофеев, М.П. Ерофеев. — СПб.: Гуманистика, 2006
  6. Барабанщикова, В. В. Взаимосвязь типа организационной культуры и уровня трудовой мотивации персонала. Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика, 4, 61–69.
  7. Баркетова Т. А. К вопросу о содержании организационной культуры современной организации/ Т.А. Баркетова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. -N 5(69). -С. 42-45.
  8. Берзан, В.В. Особенности организационной культуры в образовательном учреждении / В.В. Берзан // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. 2016. С. 171-174