УДК 159.9

Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у подростков

Григорьева Елена Владимировна – студент магистратуры Дальневосточного федерального университета

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования эмоционально-волевой сферы у подростков.  Описывается значимость семейного воспитания и семейной атмосферы. Указывается на необходимость взаимодействия специалистов для оказания продуктивной помощи как ребенку, так и его семье.  Анализ работ выдающихся ученых помогает выявить факторы, влияющие на нарушения эмоционально-волевой сферы.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, подростки,  семья, эмоции, воля, эмоциональные расстройства, волевые нарушения.

Семья – самый важный институт социализации ребенка. Когда мы говорим семья – мы понимаем надежность, опора, защита.  Детство – важный этап становления личности. В своих работах Василий Александрович Сухомлинский писал о детстве как о самобытной и неповторимой жизни. Он говорил о том, что очень важно в детстве присутствие значимого взрослого. Каким станет ребенок зависит от того, кто поведет его, что в него вложат, в его разум [8]. Эмоциональный комфорт очень важен для личностного развития ребенка – это уверенность, спокойствие, свобода от страха и тревог. Лев Семенович Выготский в своих трудах так же указывал на важность среды, в которой воспитывается малыш, для формирования его личностных качеств [10].

“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит” – писал Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери [9].

Но не обо всех семьях можно так сказать. В нашей стране очень много семей, в которых родители не работают, ведут аморальный образ жизни. Эти семьи относятся к “группе риска”,  и в них страдают, прежде всего, дети. Дети из таких семей составляют “группу риска”, а большая часть  становятся “социальными сиротами”, попадая в специализированные учреждения уже дезадаптированными, и причиной этому является депривация потребности принятия, любви, уважения.

Низкий уровень культурного и интеллектуального развития родителей, употребление ими спиртных напитков и наркотических средств, чрезмерное залюбливание или отчуждение ребенка, насилие и жестокость в семье, диструктивные формы воспитания играют негативную роль в формировании личности малыша, накладывают отпечаток на формирование эмоционально-волевой сферы [11].

Подростковый возраст принято считать самым трудным, но очень важным периодом в психическом развитии ребенка. Этот возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, развитию которой способствуют происходящие в этом периоде изменения. Подростки часто находятся в ситуации дискомфорта, переживая эмоции от головокружительного взлета до молниеносного падения. Они очень восприимчивы, болезненно реагируют на сделанные в их адрес замечания, могут легко взорваться. Чаще такая реакция возникает в состоянии утомления. В подростковом возрасте отчетливо проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы. В процессе онтогенеза, ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающей средой, который может быть как положительный, так и отрицательный.

Нарушения эмоционально-волевой сферы формирует ряд психологических особенностей личности, таких как: снижение самооценки, низкий уровень самоконтроля, недостаточное развитие интеллекта, неразвитость коммуникативных навыков [7], развитие тревожности.

Эмоционально-волевая сфера – это свойства, которые характеризуют содержание, динамику, и качество  эмоций и чувств человека.

Эмоции (от лат.emoves – потрясаю, волную) – субъективная реакция  на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Это психическое отражение ситуаций или явлений, переживания какого-либо чувства. Проявляются эмоции в виде удовольствия или неудовольствия.  Положительные эмоции вызывают процессы удовлетворения потребностей, неудовлетворение потребностей - отрицательные эмоции. Приведем примеры некоторых эмоций.

Аффект – очень бурная эмоция с ослаблением волевого контроля над поведением. Это психоэмоциональное состояние патологической природы.

Настроение – длительное эмоциональное состояние, которое отражает преобладание положительных или отрицательных эмоций.

Страсть – выраженное, длительное эмоциональное состояние направленное на определенный объект или вид деятельности.

Примеры эмоциональных нарушений:

Депрессия.  Ребенок подавлен, раздражается без повода, быстро утомляется. Он не может сконцентрироваться, быстро устает, возникают проблемы с памятью. Ребенок замыкается, ему не интересны любимые занятия, игры. Возможно нарушение сна - ребенок страдает бессонницей, либо постоянно сонный.

Тревожность. Ребенок раздражителен, чем-то обеспокоен. У него возникают страхи, возможна паника, у ребенка возникает чувство надвигающейся опасности. Возможны физиологические проявления в виде головной боли, тошноты, головокружения и т. д [3].

Биполярное аффективное расстройство. Периоды повышенной активности меняются периодами депрессии. Ребенок может быть активным, увлеченным, и через мгновение - он раздражителен, теряет интерес к своему увлечению.

 Расстройство приспособления. В этом случае ребенок тяжело адаптируется. Ему сложно наладить новые социальные контакты, ему тяжело общаться с новыми людьми, адаптироваться в стрессовой ситуации, у него низкая самооценка. Старается отдалиться от сверстников.

Контролировать эмоции  человеку помогает воля. Воля - способность к сознательной саморегуляции, связанная с приложением усилий, с принятием решений, со стремлением достижения целей. Это умение контролировать возникающие желания и сильные влечения. Обычно волевое действие сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но при этом, успешно завершенный волевой акт, связан с моральным удовлетворением. Высшая степень волевого проявления - это опора на нравственные ценности, идеалы и убеждения [4]. 

Волевое действие, как правило, не приносит моральное удовлетворение, но успешное его завершение, обычно связано с моральным удовлетворением уже от того, что его удалось выполнить. Волевые проявления это всегда борьба мотивов.  По этим признакам можно выделить волевое действие среди остальных. Процессы волевой регуляции начинают формироваться тогда, когда ребенок овладевает речью научается пользоваться ею как средством саморегуляции [6]. 

Волевая регуляция развивается в трех направлениях:

  • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • обретение человеком контроля над своим поведением;
  • выработка волевых качеств личности.

Пример нарушения волевых регуляций.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенок активен и беспокоен. Невнимателен, легко отвлекается, не способен решать задачи, которые требуют концентрации и длительной интеллектуальной активности и усидчивости. Ему сложно, например, сложить пазл, сидеть на уроке все положенное время.

Расстройство исполнительных функций (РИФ). Подросток не способен планировать  действия, распределять время. Ему сложно переключиться с одного действия на другое. Ему сложно запомнить инструкции и удерживать их в памяти. Он не способен находить другое решение задачи, даже если прежний способ решения не приносит результат.

Дисциплинарное расстройство. У ребенка проявляется девиантное поведение, он часто зол на всех, мстителен, склонен обвинять окружающих в своих ошибках. Он осознано идет на конфликт, ведет себя вызывающе, склонен к спорам  и бунтарству. Способен нарушать социальные нормы и моральные принципы.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что нарушения эмоционально-волевой сферы препятствуют успешной социализации ребенка, проявляются в деструктивном межличностном взаимодействии и в целом влияют на развитие личности [5].

Причины развития эмоциональных и волевых нарушений у ребенка можно условно разделить на две группы:

Социальные. Здесь можно отметить ту среду, которая окружает ребенка, стили родительского воспитания, и просто отношение родителей к своему чаду [1]. Очень часто родители, желая воспитать послушного ребенка, подавляют его волю. Также к социальным факторам можно добавить родительскую и социальную депривацию, насилие в семье или школе, как физическое, так и психологическое, стресс.

Биологические. Сюда можно отнести темперамент, врожденные физические особенности, врожденные аномалии развития центральной нервной системы, не скоординированная работа отделов головного мозга, асфиксии, родовые травмы.

Целью психолого-педагогического сопровождения подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы является своевременное выявление и коррекция нарушений, что необходимо для успешной социализации подростка.

 Исходя из этого можно выделить ряд задач:

  • Работа с эмоциями. Обучение приемам стабилизации эмоционального состояния;
  • Формирование навыков волевой регуляции;
  • Обучение контролю поведения;
  • Формирование коммуникативных навыков
  • Составление индивидуальных или групповых коррекционных мероприятий;
  • Привлечение иных специалистов, например, медицинских работников, социальных педагогов, юристов;
  • Консультации родителей или официальных представителей ребенка.

Работа по коррекции эмоционально-волевой сферы будет продуктивнее, если использовать комплекс методов, который включает в себя беседы, тренинги [2], подвижные игры, приемы АРТ-терапии, песочную терапию,  психогимнастику, проводятся занятия в сенсорных и солевых комнатах, дискуссии.

Коррекционные мероприятия направленные на нарушения эмоционально-волевой сферы корректируют не только саму проблему, но и личностные особенности подростка, связанные с ней. Мы должны помнить, что правильно составленная программа - залог успешной коррекции нарушений, а значит и социализации. При составлении корректирующих мероприятий, необходимо учитывать личностные и физиологические особенности ребенка.

Список литературы

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: ученое пособие / Т. В. Андреева – СПб.: Речь, 2009. – 244 с.
  2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками/ Л. Ф. Анн. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 272 с.
  3. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Т34 Психиатрия: Учебник. – М.: Медицина, 2002 – 544 с.
  4. Ильин Е. П. Психология воли / Евгений Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 752 с.
  5. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция исправления недостатков характера у детей и подростков. Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений – М., Издательский центр (Академия) 2000 с. 304.
  6. Колодич Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов / Е.Н. Колодич. – Минск: РИПО, 1999 – 94 с.
  7. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К.М77 Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.
  8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.
  9. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. https://онлайн-читать.рф/экзюпери-маленький-принц.
  10. Выготский Л. С Педагогическая психология https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm.
  11. Крамчанинова Н. В. Социальное сиротство как проблема современного общества. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-sirotstvo-kak-problema-sovremennogo-obschestva/viewer.

Интересная статья? Поделись ей с другими: