УДК 159.9

Тревожность в ситуации неопределённости

Бянкина Екатерина Николаевна – магистрант специальности «Психология» специализации «Психологическое консультирование» Высшей школы психологии Тихоокеанского государственного университета

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме проявления тревожности у женщин в ситуации неопределенности и стресса. По результатам эмпирического исследования сделаны выводы об особенностях проявления тревожности, а также эмоциональной регуляции у женщин в ситуации неопределённости и стресса. В результате было выявлено, что при высокой личностной и ситуативной тревожности наблюдается слабое, с тенденцией к умеренному нервно-психическое напряжение, низкие и средние значения уровня стресса, а также респонденты чаще склонны принимать неопределенные ситуации, как угрожающие. Высокая стрессоустойчивость по показателям тестов говорит скорее о том, что у респондентов включаются защитные механизмы, которые позволяют им справиться с ситуацией. Также возможно, большинство женщин адаптировались под текущие условия стрессовой ситуации, за счет позитивного опыта. Полученные результаты будут полезны психологам, специалистам, работающим в сфере консультирования.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, тревожность, личностная тревожности, ситуативная тревожность, нервно-психическое напряжение, неопределённость.

Введение

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Несмотря на то, что ей посвящено значительное количество исследований у отечественных и зарубежных психологов, интерес к проблеме тревожности по-прежнему велик, так как, во-первых, проблема тревожности является недостаточно изученной, а во-вторых, в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению уровня тревожности в России. Это связано прежде всего с напряженной внешнеполитической ситуацией в стране, а именно с ведением специальной военной операцией (СВО) на территории соседнего государства. СВО стала одной из главных причин повышенной тревожности и стресса у россиян. Исследование фонда «Общественное мнение» демонстрирует, что на фоне начала СВО уровень тревожности россиян стал расти и достиг 70% в связи с объявлением президентом частичной мобилизации [8].

Изучением проблемы тревожности занимались многие отечественные (А. М. Прихожан, Л. И. Божович, В.М. Астапов и многие др.) и зарубежные психологи (Боулби, Г. C. Салливан, К. Хoрни, Э. Фромм, К. Роджерс и многие др.).

В настоящее время, нет четкого определения понятия «тревожность». Так, одни авторы убеждены, что под тревожностью стоит понимать «состояние переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности». Другие понимают под данным термином «ощущение неосознанной угрозы, чувство грозящей опасности и тревожного ожидания», третьи - «неясное, тягостное состояние, сопровождающееся плохим предчувствием, напряжением и беспокойством» [1].

Таким образом, в психологии под термином «тревожность» понимают состояние индивида, при котором он имеет повышенную склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству без оснований. Тревожность наделяют отрицательной эмоциональной окраской.

На сегодняшний день принято разграничивать тревожность ситуативную, которая связанна с определенной внешней ситуацией и тревожность личностную, как устойчивого свойства личности [5]. Эта идея принадлежит американскому психологу Чарльзу Спилбергеру и нашла свое отражение, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. 

Тревожность тесно связана с понятием стресса. Если рассматривать стресс как целостное явление, можно сказать о том, что он выступает в качестве позитивной адаптивной реакции, именно благодаря которой, возможна мобилизация сил организма. Однако существуют такие стрессовые реакции, которые способны вызвать демобилизации систем человеческого организма. Подобное отрицательное воздействие на организм вызывает дистресс. Участие в боевых действиях являются стрессовыми событиями исключительного характера, вызывающие общий дистресс практически у любого человека [2].

И жёны военнослужащих, находясь вдалеке от боевых действий, являются ассоциированными членами военной службы, поэтому очень важно проведение профилактики их личностных расстройств, так как они также испытывают состояние стресса и неопределенности из-за переживаний о судьбе близких, что деструктивно воздействует на психотипологическую структуру личности и ее психофизиологические характеристики [7].

Ведь СВО это ситуация длительного повышенного стресса для членов семьи военнослужащего, которая порождает неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности и повышенной тревожности. Невозможность спрогнозировать будущее и контролировать происходящее приводят к психическому напряжению, сопровождаясь тревожными расстройствами, которые являются одними из самых разрушительных психологических состояний, известных на сегодняшний день [6].

Понятие неопределенность в своем самом общем значении трактуется, как неизвестность, неясность, сомнительность, недостаточность сведений об условиях, низкая степень предсказуемости; как событие или фактор, исход которого зависит от будущих событий, не контролируемых напрямую субъектом [4].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена постоянным увеличением числа тревожных россиян, которые находятся в ситуации неопределённости и стресса, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Методология

В связи с этим, нами было проведено исследование, в котором принимали участие 61 женщина, члены семьи которых находятся в зоне боевых действий. В качестве методик исследования были использованы: Толерантность к неопределенности Баднера, шкала тревоги Ч. Спилбергера, в адаптации Ханина Ю.Л.; шкала нервно-психического напряжения разработана Т.А. Немчиным; методика экспресс-диагностики состояния стресса А.О. Прохорова; шкала психологического стресса РSМ25 [3].

Результаты

Были проанализированы полученные результаты по методикам. По данным результатам выявились некоторые особенности в проявлении тревожности и эмоциональной регуляции в ситуации неопределенности связанной со специальной военной операцией.

В таблице 1 представлены результаты теста толерантность к неопределённости.

Таблица 1. Результаты теста Баднера.

Среднее значение

Общий показатель

Новизна

Сложность

Неразрешимость

68,38

17,38

39,48

11,69

По представленным результатам видно, что показатели в основном находятся в средних значениях, склонных к повышенному.

Так, интегральный показатель (61,05%) указывает на то, что респонденты склонны достаточно часто рассматривать неопределённые ситуации как угрожающие.

Показатель новизна проблемы выражен скорее на повышенном уровне (64,36%). Если проблема, с которой столкнулся респондент новая, то он склонен её рассматривать как трудную и начинает испытывать стресс.

Показатель сложность проблемы также повышен (62,66%), хотя выражен немного слабее показателя новизна. Интолерантность к неопределённым ситуациям также повышена, что указывает на восприятие субъективно сложных проблем как опасные.

Показатель неразрешимость проблемы выражен средне (55,66%), с тенденцией к повышенному. Это соответствует показателям сложность и новизна.

Таким образом, это говорит о том, что респонденты скорее склонны к интолерантности к неопределённым ситуациям и сложно решаемым задачам и рассматривают их чаще как угрожающие.  

В таблице 2 приведены результаты теста Спилбергера-Ханина.

Таблица 2. Результаты теста шкала тревожности Спилбергера-Ханина.

Шкала

Ситуативная

Личностная

Выраженность

45,18

45,97

У респондентов сильно выражена личностная (45,97) и ситуативная тревожность (45,18). Женщин можно характеризовать как личностей, склонных к восприятию большого круга ситуаций как угрожающих, и реагированием на них состоянием тревоги. По данным теста, мы можем сказать, что респондентам свойственно нервно – психическое напряжение, беспокойство, нервозность, что мы и предполагали в начале исследования, однако по остальным методикам, мы получили совсем обратные результаты.

Несмотря на тяжёлую жизненную ситуацию, которая сопровождается страхом и неопределенностью, у респондентов слабо выраженное нервно-психическое напряжение, с тенденцией к умеренному – 49 баллов. В таблице 3 представлены результаты теста Немчина шкала нервно-психического напряжения.

Таблица 3. Выраженность нервно-психического напряжения у респондентов.

Столбцы

Выраженность нервно-психического напряжения у респондентов

Значение/максимальное значение

49/90

Таким образом, у респондентов незначительно выраженно состояние дискомфорта и присутствует готовность действовать в соответствии с условиями значимой ситуации.

В нашем случае, значимая ситуация на которой они сконцентрированы - член семьи, муж, находится в зоне СВО. Учитывая выраженную ситуативную и личностную тревожность, такие показатели напряжённости скорее свидетельствуют о выработке типичных механизмов защиты, чем о реальном отражении ситуации.

Также, выраженность стресса по диагностики Прохоровой представленной в таблице 4, у респондентов составила 3,93 из 9, что указывает на довольно сдержанное поведение, умение контролировать себя в стрессовой ситуации, а также способность регулировать свои эмоции.

Таблица 4. Результаты экспресс диагностики Прохоровой.

Уровень стресса

Низкий

Средний

Высокий

Количество респондентов/процент от выборки

35/57,37%

26/42,62%

0

Среднее значение по группе

3,93/9

В основном, такой уровень стресса свойственен большинству респондентов исследования. Обычно, это также говорит о сдержанности человека в межличностном контакте. Они не срываются на других. Однако, личное общение с респондентами показало обратную картину. Большинство из них резкие, раздражительные, в некоторой мере агрессивные женщины, от чего складывается впечатление, что респонденты защищают себя в ситуации диагностики и в межличностном общении в целом. Исходя из этого, результаты теста демонстрируют скорее не умение контролировать себя в стрессовой ситуации, а защитную реакцию, с помощью которой респондентом удается сдерживаться.

По методике психологического стресса РSМ25, респонденты демонстрируют низкий уровень стресса, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам. В таблице 5 представлены результаты PSM 25 Водопьяновой.

Таблица 5. Результаты теста PSM 25.

Уровень психологического стресса

Низкий

Средний

Высокий

Количество респондентов/процент от выборки

36/59,02%

25/40,98%

0

Среднее значение по группе

96,08/200

В среднем по группе преобладают результаты с низкими и средними значениями. Средний показатель в 96,08 баллов, и такие ответы респондентов могут быть связаны с тем, что они находятся на той стадии стресса, когда организм мобилизуется для сопротивления со сложной жизненной ситуацией. Это можно связать с тем, что таким образом жёны адаптировались к ситуации, в которой они находятся.

По результатам полученных данных, нами был проведен корреляционный анализ с помощью программы SPSS statistics v. 23, использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В таблице 6 приведены значимые связи между шкалой нервно-психического напряжения Немчина с тестом диагностика состояния стресса Прохорова и PSM 25.

Таблица 6. Значимые корреляции между шкалой нервно-психического напряжения Немчина и другими тестами.

 

Прохорова

PSM

Шкала нервно психического напряжения Немчина

Коэффициент корреляции

,684**

,658**

Знач. (двухсторонняя)

,000

,000

N

61

61

Мы определили, что нервно-психическое напряжение связано со стрессоустойчивостью (0,684) и со стрессом (0,658). Скорее всего, при повышении уровня нервно-психического напряжения, у респондентов также повышается уровень стресса, а при повышении уровня стресса, у них снижается уровень регуляции в стрессовых ситуациях в качестве компенсации.

В таблице 7 значимые связи между тестом тревожности Спилбергера-Ханина и другими тестами.

Таблица 7. Значимые корреляции между тестом Спилбергера-Ханина и другими тестами.

Тревожность

 

Немчин

Прохорова

PSM-25

Ситуативная

Коэффициент корреляции

,596**

,446**

,456**

Знач. (двухсторонняя)

,000

,000

,000

N

61

61

61

Личностная

Коэффициент корреляции

,568**

,705**

,642**

Знач. (двухсторонняя)

,000

,000

,000

N

61

61

61

Ситуативная и личностная тревожность показали связи с тестами Немчина, Прохоровой и PSM-25.

Нервно-психическое напряжение связано с ситуативной тревожностью (0,596). Реактивная тревожность повышает общий уровень нервно-психического напряжения, провоцирует дискомфорт, общую тревогу, сосредоточение на стрессовой ситуации.

Стрессоустойчивость связана с реактивной тревожностью (0,446). В некоторой степени, реактивная тревожность связана с истощением ресурса личности, заставляет более остро реагировать на стрессоры.

Общий уровень стресса связан с ситуативной тревожностью (0,456). Реактивное реагирование провоцирует состояние стресса у личности, дезадаптацию, психический дискомфорт, поиск способов справиться со стрессом, личностные изменения.

Тревожность, как личностная черта, восприятие широкого спектра стимулов как угрожающих, связано с повышением нервно-психического напряжения (0,568), истощает личностные ресурсы и приводит к состоянию дезадаптации, потери контроля над собой (Прохорова 0,705), и повышение уровня стресса (PSM-25 0.642).

Таким образом, у жён, чьи мужья находятся в зоне СВО, высокий уровень тревожности провоцирует состояние дезадаптации и нервного истощения.

Выводы

Итак, мы можем сделать вывод, что большинство респондентов с высоким уровнем тревожности имеют низкие показатели стресса и нервно-психического напряжения, а также высокий уровень стрессоустойчивости. Из работы с респондентами можно выделить их повышенную агрессивность, в виде вербальной агрессии. Таким образом, высокие показатели регуляции в стрессовых ситуациях возможно связаны с выработкой типичных механизмов защиты. Однако, такие реагирования представляется неадаптивными, хотя оно и помогает справиться со стрессом, но в тоже время, может привести к серьёзным личностным и телесным проблемам на фоне истощения нервной системы. Таким образом, полученные данные являются проблемой для дальнейшего исследования, необходимо выяснить какие механизмы защиты, помимо активизации агрессивных качеств, помогают им справиться со стрессовой ситуацией, которая угрожает жизни и здоровью близкого человека.   

Итак, можно сделать вывод, что женщинам, члены семьи которых находятся в зоне СВО в обязательном порядке необходима психологическая поддержка. В исследовании мы выявили особенности проявления тревожности в ситуации неопределенности и стресса. Знания данной проблемы могут способствовать более эффективному и результативному проведению психотерапевтических работ, тренингов, личных консультаций и т.д. При современных реалиях возрастает спрос на психологическую помощь, связанную именно с проблемами высокой тревожности и постоянного стресса.

Список литературы

  1. Амайрех, А.Б. Тревожность и её связь с самооценкой личности / А.Б. Амайрех // Проблемы теории и практики современной психологии. – 2018. – С. 9-10.
  2. Ильина, А.С. Стресс и особенности управления стрессом в управленческой деятельности./ А.С. Ильина // Современные концепции науки будущего. Проблемы и перспективы инновационного развития современной экономики. – 2018. – С. 96-98.
  3. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 375 с.
  4. Кравченко А.И. Тезисы о неопределенности / Наука и просвещение. – 2014. – № 4. – С. 14-19.
  5. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. М.: Прогресс, 2003. 514 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: