УДК 159.9

Проблема исследования представлений о статусном и профессиональном продвижении в организации

Бабанин Петр Алексеевич – кандидат психологических наук Московского государственного психолого-педагогический университета

Возможные изменения положения индивида в социальной структуре общества в целом или отдельной социальной группе (организации), например, продвижение или потеря статуса, без сомнения внесут изменения в функционирование человека в социальной среде в широком контексте социальных ситуаций. 

В отечественной психологии вопрос о динамике статуса индивида в организации (статусное продвижение и потеря статуса), а также о существующих представлениях об этом феномене, без преувеличения можно считать одним из мало изученных, что способствует формированию научного интереса к теме данного исследования и повышает его актуальность.

Так, понятие статус, выступая в качестве междисциплинарного, часто было подвержено анализу и изучению в различных областях научного знания (социология, лингвистика, психология, менеджмент и др.). Например, в социальной психологии ученые обращали фокус внимания на вопросы о межличностном статусе и различиях отличиях в позициях групповой иерархии. Возможно, именно поэтому было проведено значительное количество исследований для сравнительного анализа низкостатусных и высокостатусных членов группы [9, 10, 12, 13].

Через призму лингвистики [5] социальный статус рассматривается как смысловая (семантическая) единица «планом содержания которой является отношение неравенства между участниками общения, а планом выражения - система лингвистических и паралингвистических индексов, включающих способы подчеркивания своего положения и положения партнера, способы подчеркивания различия между своим положением и положением партнера и способы выражения своего отношения к различию между своим положением и положением партнера» [4, с. 318]. Отметим, что в данном определении подчеркивается обязательное наличие межличностного взаимодействия и акта общении между индивидами. Также важная роль в лингвистике отводится сопоставлению статусных символов, закрепленных в вербальных и невербальных актах активности человека [5], с существующими социальными статусами и принятыми в обществе нормами и правилами поведения человека, а также приемами и способами реализации в рамках определенной профессии [6, 7].

В социологическую и психологическую науки понятие «статус» было привнесено американским исследователем, Ральфом Линтоном, через описание социально-ролевой концепции в его первой фундаментальной рукописи «Изучение человека» [по кн. 10].

На сегодняшний день в современной психологии менеджмента граница между социально-экономическим и межличностным статусами достаточно размыта, а статусное продвижение рассматривается через призму групповых явлений, или через специфический набор личностных характеристик, обусловливающих наиболее характерные стратегии поведения [11].

Остается значительная часть нераскрытых вопросов, например, какие факторы влияют на приобретение, потерю и сохранение статуса в рамках определенной профессии (так, потеря изменение статуса для топ-менеджера или низко-квалифицированного работника будет восприниматься по-разному), какая связь существует между ценностями компании, типом ее организационной культуры и эффективными или не эффективными стратегиями статусного продвижения [13], насколько отличается структура социальных представлений у разностатусных индивидов, какое влияние оказывает возрастной, половой, национальный, культурный и языковой  компоненты на социальные представления о статусном изменении и др.

Отечественный социальный психолог, Г.М. Андреева, смотрит на статус, как на «место индивида в системе групповой жизни», здесь важно, что это и само положение человека в группе и субъективное восприятия этого человека другими членами группы [1]. А. Н. Занковский, подчеркивает, что статус – это «соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы». Таким образом, автор объединяет «статус» с другим понятием «позиция» [3].

Предельно обобщая различные исследования в области современной социальной психологии и психологи менеджмента, нам кажется, что весьма интересным могла бы стать тема изучения статусного продвижения в профессиональном контексте [8], т.е. то, каким образом, построение профессиональной карьеры может влиять на приемы и способы статусного продвижения в профессиональном сообществе.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс. 1998. 375 с.
  2. Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5–23.
  3. Занковский А.Н. Психология деловых отношений: Учебно-методический комплекс. – М., 2008. – 384 с.
  4. Карасик В.И. Язык социального статуса / В.И.Карасик. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. - 333 с.
  5. Ковалева Т.В. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в системе лингвистического образования Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук/Т.В. Ковалева. М., 2006. -26 с.
  6. Ковалева Т.В. Психологические особенности профессиональной деятельности лингвиста // Педагогические науки, №1. М: "Спутник +", 2005.
  7. Ковалева Т.В. Профориентационная помощь в профессиональном самоопределении учащихся в сфере лингвистики. Вопросы гуманитарных наук, №1. М: "Спутник+", 2005. С.335-336.
  8. Ковалева Т.В. К вопросу об авторской позиции в построении собственной карьеры в новых реалиях хрупкого мира / Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (12-13 мая 2022 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С.171-174.
  9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2006. - 340 с.
  10. Кондратьев М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
  11. Кочетова Т.В. Актуальные вопросы применения опросника Д. Басса "События и факты, влияющие на статус и репутацию" в России // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. №5. С. 38-47.
  12. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1993. С. 67.
  13. Рощин С. Ю. Рынок труда топ-менеджеров в России / С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 251 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: