УДК 159.9

Методики изучения психологического благополучия

Наджафалиева Кемале Натиг кызы – магистрант факультета «Психология» Школы искусств и гуманитарных наук   Дальневосточного федерального университета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Научный руководитель Марин Егор Борисович – кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета

Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу методик психологического благополучия. В работе описываются методики психологического благополучия, а также приведены преимущества методик.

Ключевые слова: стресс, удовлетворенность жизнью, общество благополучие, саморегуляция, самопринятие.

В настоящем параграфе представлен обзор основных инструментов измерения психологического благополучия.

Текущий мир характеризуется нестабильностью, высокой динамичностью и стрессовыми ситуациями. Исследование, проведенное доцентом кафедры биостатистики Керманшахского университета медицинских наук в Иране Надером Салари в 2020 году в период пандемии Covid-19, показало, что сложные объективные условия современной жизни способствуют развитию эмоциональных состояний, которые являются опасными для психического здоровья, таких как депрессия и тревога [1]. Они также могут вызывать проблемы в адаптации и затруднять оптимальное функционирование личности.

Постоянное ощущение стресса в повседневной жизни (в связи с неопределенностью, сроками, конфликтами, сложными выборами, многозадачностью и т. д.) мешает человеку испытывать удовлетворение и радость, быть поглощенным, заинтересованным, полностью вовлеченным в дела, иметь способность решать важные жизненные задачи и назначать себе смыслообразующие цели [2].

В данном контексте можно говорить о возможном снижении уровня психологического благополучия. Особую важность приобретает анализ психологического состояния, так как оно является ключевым фактором развития общества. Современные исследователи отмечают, что нынешнее общество испытывает значительную нагрузку в виде стресса, часто превышающую их ресурсы для того, чтобы справиться с ним и поддерживать благополучие, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Люди сталкиваются с различными стрессорами, связанными с академической, семейной и социальной сферами жизни, а также с задачами самоопределения и преодоления физиологических изменений, которые сопровождают переход от детства к взрослой жизни.

Психологическое благополучие является сложным и многогранным понятием, которое рассматривают с позиций гедонистического и эвдемонистического подходов. В научной литературе представлено несколько моделей психологического благополучия:

  • модель Нормана Бредберна: психологическое благополучие понимается как общая удовлетворенность жизнью, основанная на балансе положительных и отрицательных эмоций [3]. Позднее эта модель была рассмотрена скорее как модель субъективного благополучия [4];
  • шестифакторная модель Кэрол Рифф: психологическое благополучие как базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку человеком своей самореализации с точки зрения пика потенциальных возможностей; включает такие референты, как «самопринятие», «позитивные отношения с окружающими», «автономию», «управление окружающей средой», «цель жизни», «личностный рост» [5];
  • модель предикторов психологического благополучия Ричарда Райана: благополучие определяется потребностями в автономии, компетентности и связанности с другими.

Как ключевые показатели психологического благополучия личности мы принимаем во внимание способность эффективно справляться с трудностями и сохранять жизнеспособность, положительное отношение к себе и уверенность в себе, саморегуляцию и способность планировать свою жизнь, а также наличие устойчивых и гармоничных взаимоотношений в личной и профессиональной сферах.

В исследованиях по психологическому благополучию часто используется опросник "Шкала психологического благополучия" (The scales of psychological well-being) разработанный К. Рифф в 1989 году. Существуют две адаптированные версии этого опросника для русскоязычной аудитории: одна разработана Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко (2005 г.), а другая - Н.Н. Лепешинским (2007 г.) [7]. Он предназначен для измерения психологического благополучия, его основных составляющих, данной методикой можно пользоваться как теоретически обоснованным инструментом. Баллы подсчитываются исходя из прямых и обратных ответов и сравниваются с нормативными значениями.

Отметим, что данный опросник позволяет изучить степень выраженности основных показателей психологического благополучия личности согласно эвдемонистическому подходу. Эти показатели включают в себя: автономность (способность быть независимым, противостоять социальному давлению и оценивать себя по собственным стандартам), самопринятие (положительное отношение к себе и своему прошлому), личностный рост (восприятие жизни как процесса самореализации), цели в жизни (ощущение смысла в жизни и занятий, которые придают ей смысл), компетентность (способность успешно управлять окружающей средой и достигать желаемых результатов), и позитивные отношения с другими (способность открыто общаться и относиться к другим людям с теплотой, заботой и доверием) [7].

В исследованиях, связанных с изучением психологического благополучия, также применяется опросник "Шкала субъективного благополучия", разработанный французским психологом А. Перуэ-Баду и его коллегами (A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche) в 1988 году. В русскоязычной адаптации методики разработанной М.В. Соколовой. Этот инструмент представляет собой психодиагностический инструментарий для измерения эмоционального аспекта субъективного благополучия. Он позволяет оценить качество эмоциональных переживаний человека в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества [8].

Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction with Life Scale, SWLS), разработанная Э. Динером, Р.А. Эммонсом, Р.Дж. Ларсеном и С. Гриффином в 1985 году, и адаптированная Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным в 2003 году, предназначена для изучения когнитивной оценки соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида. Она позволяет определить уровень интегральной оценки удовлетворенности жизнью в целом [7].

Опросник качества жизни и удовлетворенности (Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire, Q-LES-Q), разработанный М. Ритснером и его коллегами в 2005 году, и адаптированный Е.И. Рассказовой в 2012 году, включает четыре субшкалы, которые служат для диагностики качества жизни и субъективного благополучия. Этот опросник позволяет оценить степень удовлетворенности субъектов различными сферами жизни.

Важно отметить, что на данный момент существует недостаточно валидных психодиагностических инструментов, которые могли бы точно измерять психологическое благополучие студентов [10].

Изучив вышеприведенные методики, мы остановим свой выбор на «Шкале психологического благополучия» К.Рифф и на «Шкале удовлетворенности жизнью», разработанная Э. Динером.

В совокупности данные методики достоверно позволяют определить на каком уровне находиться удовлетворенность жизнью, измерить выраженность основных составляющих психологического благополучия, также методики позволяют измерить когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида, отражают общую меру внутренней гармонии, психологической удовлетворенности и рефлексивно-оценочные.

Выбор данных методик обусловлен их признанием и широким использованием в измерении психологического благополучия и удовлетворенности жизнью, а также заслугами исследователей, разработавших эти методики.

Методика "Шкала психологического благополучия" К. Рифф является широко применяемым инструментом для измерения уровня психологического благополучия у индивида. Эта шкала основана на предположении, что психологическое благополучие включает в себя такие аспекты, как положительные эмоции, самооценка, социальные отношения и реализация личностного потенциала.

Преимущества методики К. Рифф:

  1. Надежность и результативность: данная методика имеет достаточно высокую надежность и хорошую показательную способность. Она прошла серьезное научное тестирование и доказала свою эффективность во многих исследованиях.
  2. Универсальность: шкала психологического благополучия является универсальным инструментом, применимым для различных возрастных групп и культур. Она может использоваться как для научных исследований, так и для оценки индивидуального благополучия в клинической и консультативной практике.
  3. Многомерность: методика К. Рифф включает несколько подшкал, оценивающих различные аспекты психологического благополучия. Это позволяет получить более полное представление о состоянии и качестве жизни индивида.

Методика "Шкала удовлетворенности жизнью", разработанная Э. Динером, является одним из наиболее распространенных методов измерения удовлетворенности жизнью. Она основана на предположении, что удовлетворенность жизнью является многомерным понятием, которое включает в себя оценку различных аспектов жизни.

Преимущества методики Э. Динера:

  1. Эмпирическая обоснованность: данная методика была разработана на основе множества научных исследований, которые показали ее надежность и валидность. Она широко использовалась в исследованиях разных групп населения и дала солидные результаты.
  2. Простота использования: шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера имеет простую форму, понятную и удобную для заполнения. Это позволяет проводить измерения как в научных исследованиях, так и в практике психологического консультирования или оценке качества жизни в разных сферах деятельности.
  3. Репрезентативность: методика Э. Динера охватывает разнообразные аспекты жизни, такие как работа, отношения, финансовая стабильность и т.д., что делает ее репрезентативной для оценки удовлетворенности жизнью в целом.

Выбор данных методик обусловлен их научной значимостью, эмпирической обоснованностью и широким применением в исследованиях и практике. Они предоставляют возможность объективно измерить и оценить психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью, что является важным для понимания и модификации психологических состояний и условий человека.

Таким образом, пользуясь вышеописанным психодиагностическим инструментарием, мы можем изучить уровень психологического благополучия. В следующем параграфе мы изучим методики диагностики эмоциональной устойчивости, чтобы в дальнейшем проследить взаимосвязь между двумя объектами и проанализировать полученные результаты.

Список литературы

  1. Salari N., Hosseinian-Far A., Jalali R. et al. Prevalence of stress, anxiety, depression among the general population during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. Globalization and Health, 2020, vol. 16, pp. 1-11.
  2. Schönfeld P., Brailovskaia J., Bieda A. et al. The effects of daily stress on positive and negative mental health: Mediation through self-efficacy. International Journal of Clinical and Health Psychology, 2016, vol. 16, pp. 1-10.
  3. Bradburn N.М. The Structure of Psychological WellBeing. Chicago: Aldine Publ. Co, 1969, 320 p.
  4. Diener E., Eunkook M., Richard L., Heidi L. Subjective Well-Being: Three Decades of Progress. Psychologacal Bulletin, 1999, vol. 125 (2), pp. 276–302.
  5. Ryff C.D. Psychological Well-Being. Encyclopedia of Gerontology, 1996, vol. 2, pp. 365–369.
  6. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: a Review of Research on Hedonic and Eudaimonic Well-Being. Annual Review of Psychology, 2001, vol. 52, pp. 141–166
  7. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24–37.
  8. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996. 11 с.
  9. Diener E.D., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 1985, No. 49 (1), pp. 71–75.
  10. Рассказова Е.И. Методы диагностики качества жизни в науках о человеке // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2012. № 3. С. 95–107.

Интересная статья? Поделись ей с другими: