УДК 159.9

Танцтерапия как способ актуализации социальной активности пожилых людей

Николаева Эльвира Фёдоровна – кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Педагогика и психология» Тольяттинского государственного университета.

Кравченко Ольга Владимировна – магистрант Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета.

Аннотация. В статье рассмотрена сущность танцевальной терапии как средства актуализации социальной активности пожилых людей. Проанализированы особенности данного психологического возраста, лежащие в основе локализации жизненного пространства, проблем социальной депривации и одиночества. Выявлены особенности танцтерапии, ее основные функции и задачи в работе с пожилыми людьми. Приведены рекомендации применения танцевальной терапии с пожилыми людьми: организация, содержание и структура занятий. Описаны результаты включения танцтерапии в комплексную психокоррекционную деятельность по достижению успешной социализации пожилых людей.

Ключевые слова: танцтерапия, пожилые люди, социальная активность, актуализация, танец, адаптация.

В настоящее время в обществе существует проблема актуализации социальной активности пожилых людей, а также поиска наиболее эффективных способов и средств социализации данной возрастной категории к новым условиям жизни и социальным ролям. В пожилом возрасте происходит постепенное угасание психических и физических возможностей человека, снижение его адаптационного потенциала в постоянно изменяющемся мире с быстрым темпом жизни и ускоряющимся научно-техническим прогрессом [4,с.161]. По мнению экспертов, танцтерапия является одним из востребованных средств «рекреации и реабилитации, поддержания ЗОЖ и полноценной адаптации пожилых людей в обществе» [7,с.133].

В исследованиях А.В. Васильевой указано, что «танцтерапия – это один из экспрессивных методов, в котором танец используется как способ самовыражения в терапевтических целях» [2,с.19], в том числе психологической коррекции возрастных кризисных проявлений, актуализации новых психических ресурсов, освоения более эффективных поведенческих стратегий и т.д. По мнению И.А. Прилепского, особо ценны цели танцтерапии, касающиеся системы отношений личности, в том числе «развитие участниками группы системы отношений, коррекция межличностного взаимодействия посредством танца и новых коммуникативных способностей» [7,с.133].

Особую роль танцтерапия приобретает в контексте реабилитационной и рекреационной деятельности с пожилыми людьми. Это обусловлено рядом причин. Так, в научных разработках З.А. Бутуевой показано, что кризис пожилого возраста проявляется, в том числе, через «неопределенность социального статуса» [1,с.73]. Речь идет об изменении социальных ролей, включение пожилых людей в новый тип социальных отношений. К этому следует добавить универсальную тревогу, стресс, связанный с достижением особого жизненного рубежа - пенсионного возраста (60 лет у женщин и 65 лет у мужчин), появление неопределенности ожиданий в отношении содержания будущей жизни. При этом в данном психологическом возрасте у человека происходит «локализация жизненного пространства» [1,с.75]: депривация социальных контактов, уменьшение круга общения, возможностей передвижения, одиночество. Пожилые люди часто становятся неуверенными в себе, мнительными, у них преобладает негативный настрой и пессимизм, снижаются коммуникативные навыки и интерес к жизни в целом. Поэтому так важно включать в комплекс реабилитационных, психопрофилактических мероприятий те формы социальной активности, которые будут нацелены на активизацию творческого потенциала, поддержание психоэмоциональной стабильности, развитие интереса к разным сторонам жизни и общение в кругу единомышленников. В настоящее время значительно расширяется спектр социальных услуг пожилым людям, к основным направлениям реализации которых относят: «медицинскую, оздоровительную, реабилитационную, психологическую помощь» [3,с.146]. 

На наш взгляд, танцтерапия является одним из таких направлений работы с пожилыми людьми на базе геронтологических центров, нацеленным на сохранение психологического здоровья и активизацию ресурсов человека.

Анализ исследований, посвященных описанию сущности танцтерапии, позволил нам выделить ее основные функции как средства актуализации социальной активности пожилых людей. К основым из них мы отнесли:

  • Определение танца как средства, содействующего биопсихосоциальной интеграции человека.
  • Обеспечение развития функциональных возможностей личности в физической, эмоциональной и интеллектуальной сферах, благодаря комплексу танцевальных движений, форм взаимодействия в группе, познанию новых форм самовыражения и т.д.
  • Рассмотрение танца как формы свободного творческого движения и возможности для замедления процесса старения [4,с.161]. 
  • Актуализация в танцтерапии чувства принадлежности группе, социальной и личностной идентификации в рамках групповой танцедвигательной активности;
  • Преодоление страхов самопроявления у пожилых людей, осознание собственной ценности, расширение системы представлений о себе. В рамках занятий танцевальной терапией пожилой человек выходит из «кокона» сложившихся ограничивающих установок, которые не способствуют реализации потенциала в данном возрасте.
  • Развитие умений быть в контакте с телом, с эмоциями и переживаниями.

В плане социализации благодаря танцевальной терапии пожилые люди развивают навыки общения, в том числе, умения устанавливать социально-положительный контакт, поддерживать связь с аудиторией не только вербальными средствами, но и через язык тела.

Эксперты рекомендуют использовать для пожилых людей групповые психокоррекционные занятия танцевальной терапией, которые реализуют ряд задач:

  • способствовать становлению осознанных отношения к опыту телесных переживаний (развитие умений регулировать напряжение, снимать телесные зажимы, использовать релаксационные техники и т.д.) [6,с.67];
  • развитие навыков эффективной коммуникации в группе;
  • психокоррекция неадаптивных стратегий поведения;
  • «снижение уровня личностной тревожности и улучшение психического самочувствия во время социального взаимодействия» [3,с.148]. 
  • «адекватная социальная адаптация, развитие самооценки и общения в группе единомышленников [4,с.161]. 

Каждое занятие танцтерапии имеет четкую структуру, включающую элемент общеукрепляющей гимнастики, освоение элементов танца (например, фольклорного, исторически-бытового и т.д.), игры-импровизации, упражнение на релаксацию и шеринг в конце занятия (обратная связь от руководителя и участников группы), закрепление нового опыта и позитивного мышления в отношении себя и окружающего мира [6,с.67];

Важно отметить, что танцтерапия, реализуясь как одно из направлений групповой терапии, представляет собой некую «социальную лабораторию», площадку, где созданы психологически безопасные условия для экспериментов самовыражения в танце, самопознания в группе и через группу. Однако, в отличие от большинства групп, взаимодействие построено не столько на вербальной коммуникации, сколько на исследовании телесных проявлений, анализе динамики движений и характера самовыражения. Участники, осваивая элементы танца, либо используя свободные танцевальные движения – спонтанный танец могут максимально раскрыть бессознательные устремления, невысказанные установки, прожить этот опыт и интегрировать его под руководством терапевта- ведущего группы.

В научных разработках О.С. Королевой [5] даны рекомендации по использованию «образной релаксации», которую возможно использовать и в рамках танцтерапии с пожилыми людьми. Автор подчеркивает важность адекватного музыкального сопровождения, актуализирующего соответствующее эмоциональное состояние. Вот пример используемых образов и музыкального фона для них: «Дерево» — Ludovico Einaudi, «Fly»; • «Волны» — Rene Aubry, «Memories de futur»;Облако» — Ludovico Einaudi, «Reverie» [5,с.166-167]. Через применение техник релаксации становится возможным достижение гармонизации психического состояния, достижение релаксационного эффекта от сочетания музыкальной и танцевальной терапии.

В исследовании Дуюновой Д.Р. приводятся рекомендации по организации танцтерапии с пожилыми людьми. В частности к ведущим психотехникам и танцевальным приемам, нацеленным на развитие коммуникативных качеств и социальной адаптации людей, автор относит упражнения - танцевальные импровизации с предметом (лентой, ярким платком, веером, мячом и т.д.), самовыражение в танце, ритмопластику и круговой танец [4,с.163]. Так, круговой танец, по примеру славянского хоровода, запускает активность каждого участника, желание взаимодействовать в группе при выполнении танца. Это некое сотворчество в танцедвигательной деятельности, в контексте которого происходит перераспределение энергии и каждый участник «заряжается» энергией группы, чувствует психоэмоциональный подъем, радость от участия в действе.

Мы согласны с мнением Р.В. Трофимова, согласно которому, ценность фольклорного танца связана с его ключевой функцией: «способствовать психологической адаптации и интеграции в общество, укреплять коммуникативные связи» [8,с.166]. В ткань такого танца часто включаются и игровые элементы, что способствует развитию у пожилых людей гибкости, координационных способностей и т.д.

Подводя итоги, отметим, что танцтерапия с пожилыми людьми, несомненно, стимулирует их социальную активность, влияет на замедление старения и способствует стабилизации жизненных функций. Занимаясь в группе сверстников, с универсальными психосоциальными проблемами, пожилые люди осваивают новые социальные роли и проявляют свою творческую субличность посредством самовыражения в танце, взаимодействия с другими участниками. Расширяется представление о себе через систему обратной связи от руководителя и членов группы, возрастает степень уверенности и интерес к жизни в целом.

Список литературы

  1. Бутуева З.А. Социальная геронтология : учебное пособие для вузов / З.А. Бутуева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 174 с. 
  2. Васильева А. В. Танцтерапия - терапевтические возможности и варианты проведения / А. В. Васильева // Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04–05 февраля 2019 года / Под ред. Э.Г Эйдемиллера, Н.Ю. Оганесян. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – С. 19-22.
  3. Вахина Н. Ю. Исследование влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации / Н. Ю. Вахина // Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04–05 февраля 2019 года / Под ред. Э.Г Эйдемиллера, Н.Ю. Оганесян. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – С. 146-150.
  4. Дуюнова И. Р. Опыт применения танцевально-двигательной терапии с пожилыми клиентами в условиях социального центра / И. Р. Дуюнова, Е. Н. Лукина // Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04–05 февраля 2019 года / Под ред. Э.Г Эйдемиллера, Н.Ю. Оганесян. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – С. 160-163.
  5. Королева О. С. Особенности образной релаксации в танце в формате групповой танцевально-двигательной терапии со взрослыми / О. С. Королева // Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04–05 февраля 2019 года / Под ред. Э.Г Эйдемиллера, Н.Ю. Оганесян. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – С. 163-169.
  6. Малинина Н. С. Танцевально-двигательная терапия при неврозах / Н. С. Малинина // Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04–05 февраля 2019 года / Под ред. Э.Г Эйдемиллера, Н.Ю. Оганесян. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – С. 67-69.
  7. Прилепский И. А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии // Вестник МГУКИ. 2012. №5 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-ispolzovaniya-tantsevalno-dvigatelnoy-terapii (дата обращения: 08.01.2024).
  8. Трофимов Р. В., Климова И. А., Каськова Л. С. Особенности использования танцевального фольклора в танцевально-двигательной терапии // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-tantsevalnogo-folklora-v-tantsevalno-dvigatelnoy-terapii (дата обращения: 08.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: