УДК 159.9
Особенности эмоциональной сферы личности, переживающей панические атаки
Мотькина Лариса Игоревна – магистрант специальности «Психология», специализации «Психологическое консультирование» Высшей школы психологии Тихоокеанского государственного университета
Научный руководитель Невструева Таифе Хасьямовна – доктор психологических наук, доцент Высшей школы психологии Тихоокеанского государственного университета
Аннотация: В статье представлена научно-исследовательская работа на тему «Особенности эмоциональной сферы личности, переживающей панические атаки». Причины возникновения и особенности протекания данных недугов и физиологическое обоснование симптоматики. А так же, актуальность и состояние изученности проблемы в современном мире.
Ключевые слова: паническая атака, тревожные расстройства, диагностика, респонденты, симптомы, эмоции, депрессия, страх.
Введение
Множество работ по исследованию панических атак указывают на их связь с различными заболеваниями. В современном обществе панические атаки встречаются довольно часто. По данным исследований, распространённость панических атак как систематически проявляющейся проблемы составляет в разных странах от 2,4 до 5% населения [4]. По последним данным, в течение всей жизни около 10 – 20 % населения переносит один или более панических приступов. Это значит, что каждый пятый человек хоть раз в жизни подвергается приступу паники. Данный факт послужил поводом для того, чтобы отнести паническую атаку не к патологии, а к особому виду поведения людей. Даже если учитывать специфику социологических опросов, то можно предполагать, что минимум 20-25% людей хотя бы раз сталкивались с панической атакой, максимум 50%. Распространённость этого явления в России велика, что само по себе указывает на актуальность исследования особенностей личности, подверженной паническим атакам.
Несмотря на относительную разработанность проблемы панических атак, в психологии исследований эмоциональных особенностей личностей, переживающих панические атаки мало, а эмоциональных особенностей практически нет как в России, так и за рубежом. Дефицит исследований, систематизации информации в данной области обуславливает актуальность диссертации.
Цель исследования: выявить эмоциональные особенности личности, переживающие панические атаки.
Анализ и результаты исследования
Всего в исследовании приняло участие 40 человек, когда-либо переживающие панические атаки.
В процессе изучения личностных особенностей использовалась следующая батарея стандартизированных тестов: Шкала самооценки Д. Шихана; опросник «Когнитивная регуляция эмоций» LESS II; Интегративный тест тревожности (далее по тексту ИТТ); опросник «Когнитивная регуляция эмоций в адаптации» Рассказовой Е.А. (далее по тексту КРЭ).
Шкала самооценки тревоги Д. Шихана
Таблица 1. Результаты теста Шихана.
Выраженность тревожности |
Количество респондентов |
Нет (29 и менее баллов) |
9 |
Есть (30-37 баллов) |
5 |
Паническое расстройство, агорафобия (37-77 баллов) |
20 |
Тяжёлое тревожное расстройство, панич расстройство (80 и больше) |
6 |
Результаты теста Шахана показывают, что у большинства респондентов клинически выражена тревога (62,5%), а у 15% выражено тяжёлое тревожное/паническое расстройство. В целом, тревожным расстройствам подвержены 77,5% респондентов.
Таким образом, у людей с паническими атаками, наиболее вероятно, выражен страх открытых пространств, постоянное психоэмоциональное напряжение, состояние тревоги, не связанными с объективными жизненными обстоятельствами.
Таблица 2. Результаты теста LESS II.
Шкала |
Выраженность |
Валидация/Инвалидация |
51,25 |
Понятность/Непонятность |
54,38 |
Вина/Стыд |
50,21 |
Упрощенный взгляд на эмоцию |
74,17 |
Ценности/Обесценивание |
46,25 |
Контролируемость |
55,42 |
Бесчувственность |
51,04 |
Рациональность |
60,63 |
Длительность |
47,50 |
Консенсус |
52,29 |
Принятие/Непринятие чувств |
48,75 |
Руминации |
56,04 |
Выражение чувств |
40,63 |
Обвинение других |
58,33 |
По результатам теста LESS II, у респондентов наиболее выражена шкал упрощённый взгляд на эмоцию (74,17%). Им свойственна интолерантность к неоднозначности эмоции. Им скорее необходимо однозначно понимать, что они чувствуют как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Также это может говорить о чёрно-белой картине мире у них.
Склонность к контролю над собой, контролю над эмоциональными проявлениями, и желание выражать эмоции, интолерантность к смешанным чувствам иногда указывают на повышенную тревожность.
Таблица 3. Результаты теста ИТТ.
Шкала |
Общий показатель |
ЭД |
АСТ |
ФОБ |
ОП |
СЗ |
Средний балл |
7,15 |
8,05 |
7,925 |
7,8 |
7,425 |
7,075 |
Оценка личностного показателя тревожности показала, что каждая из шкал теста сильно завышена. Так, общий показатель тревожности указывает на явное наличие высокой тревожности (7,15).
Высокие показатели субшкалы «Эмоциональный дискомфорт» (ЭД) свидетельствуют о сниженном эмоциональном фоне, неудовлетворенности жизненной ситуацией, эмоциональной напряженности, отсутствии эмоционального равновесия.
Высокие показатели субшкалы «Астенический компонент тревожности» (АСТ) свидетельствуют в пользу астении, слабости, вялости, повышенной психической истощаемости, усталости. 93 Высокие показатели субшкалы
«Фобический компонент» (ФОБ) говорят о том, что в структуре тревожности доминируют фобии (беспокойство и страхи, обусловленные текущей жизненной ситуацией).
Высокие показатели субшкалы «Тревожная оценка перспективы» (ОП) говорят о том, что в структуре тревожности доминируют страхи, распространяющиеся не столько на текущее положение дел, сколько ориентированные в будущее, в перспективу, по принципу «как бы чего не случилось».
«Социальные реакции защиты» (СЗ) связана с основными проявлениями тревожности в сфере социальных контактов, с попытками испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник тревожных напряжений и неуверенности в себе.
Таким образом, у респондентов в среднем, выражено тревожное расстройство, психосоматические симптомы, неудовлетворённость жизненной ситуацией, эмоциональная лабильность, различные фобии, прогностические страхи, социальная тревожность.
Эти результаты согласуются с тестом Шихана. Даже несмотря на то, что по тесту Шихана у некоторых респондентов не выражена тревожность, можно говорить, что компоненты, вызывающие тревожность, выражены у каждого из респондентов, так как они страдают от панических атак.
Таблица 4. Результаты теста КРЭ.
Шкала |
Выраженность в процентах |
|
|
1. Самообвинение |
71,63 |
|
|
2. Принятие |
76,20 |
|
|
3. Руминация |
66,20 |
|
|
4. Положительная перефокусировка |
68,15 |
|
|
5. Фокусирование на планировании |
75,43 |
|
|
6. Позитивная переоценка |
78,48 |
|
|
7. Рассмотрение в перспективе |
68,48 |
|
|
8. Катастрофизация |
50,65 |
|
|
9. Обвинение других |
47,83 |
|
|
Применение «эффективных» стратегий |
60,40 |
|
|
|
|||
Применение «деструктивных» стратегий |
52,56 |
|
По результатам теста КРЭ у респондентов наиболее выражены эффективные когнитивные стратегии (73,35%), а деструктивные меньше (59,08%). Можно говорить, что когнитивные стратегии, применяемые респондентами, скорее способствуют успешной адаптации. Выраженность эффективных стратегий может указывать на оптимизм респондентов, на чувство собственного достоинства, и пониженную тревожность.
Из шкал, способствующих адаптации, и целом из всех шкал, наиболее выражена позитивная переоценка (78,48%). В первую очередь, респонденты удерживают контроль над эмоциями с помощью обращения к мыслям, направленным на создание позитивного для личностного роста значения, события.
Заключение
Проведённое исследование показало следующее особенности личности с паническими атаками:
- высокая тревожность по всем сферам жизни
- высокий уровень самоконтроля и интоллерантность к неопределённым ситуациям
- сосредоточенность на себе, и своих переживаниях, при этом, сложность в понимании себя;
- выражены адаптивные когнитивные стратегии регуляции эмоций что не соответствует теории теста, так как предполагается, что они связаны с низкой тревожностью.
Можно сказать, что в структуре личности, подверженной паническим атакам тревожность провоцирует в целом неадаптивные стратегии когнитивной адаптации к стрессовой ситуации, преувеличение проблемности произошедшего и размышлениях о негативном событии. Также, тревожность связана с выбором деструктивных когнитивных стратегий, с прибеганием к катострофизации и со средоточием, самообвинением, принятием, прогнозируемой длительностью сильных эмоций, подавлением эмоций, эмоциональным оцепенением, со страхом потери контроля при сильных эмоциях, обвинением других.
Список литературы
- Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005
- Бумке О., Шилдер П. Современное учение о неврозах [электронный источник: http//rudocs.exdat.com/docs/index-312233.html].
- Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. (науч. ред.) Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности // Коллективная монография. СПб.: СПбГУ, 2014
- Писарева О., Гриценко А. Когнитивная регуляция эмоций // Философия и социальные науки: Научный журнал, 2011. №2
- Рассказова Е. И., Леонова А. Б., Плужников И. В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 161-179.
- Шихана Д. Шкала самооценки тревоги. Sheehan Patient-Rated Anxiety Scale - (SPRAS), (David V. Sheehan, 1983). Sheehan D.V., Sheehan Kr.//Int. J. Psycriat. Med, - 1983. - N 12. - P. 243 - 266.