УДК 159.9

Особенности эмоциональной сферы личности, переживающей панические атаки

Мотькина Лариса Игоревна – магистрант специальности «Психология», специализации «Психологическое консультирование» Высшей школы психологии Тихоокеанского государственного университета

Научный руководитель Невструева Таифе Хасьямовна – доктор психологических наук, доцент Высшей школы психологии Тихоокеанского государственного университета

Аннотация: В статье представлена научно-исследовательская работа на тему «Особенности эмоциональной сферы личности, переживающей панические атаки». Причины возникновения и особенности протекания данных недугов и физиологическое обоснование симптоматики. А так же, актуальность и состояние изученности проблемы в современном мире. 

Ключевые слова: паническая атака, тревожные расстройства, диагностика, респонденты, симптомы, эмоции, депрессия, страх.

Введение

Множество работ по исследованию панических атак указывают на их связь с различными заболеваниями. В современном обществе панические атаки встречаются довольно часто. По данным исследований, распространённость панических атак как систематически проявляющейся проблемы составляет в разных странах от 2,4 до 5% населения [4]. По последним данным, в течение всей жизни около 10 – 20 % населения переносит один или более панических приступов. Это значит, что каждый пятый человек хоть раз в жизни подвергается приступу паники. Данный факт послужил поводом для того, чтобы отнести паническую атаку не к патологии, а к особому виду поведения людей. Даже если учитывать специфику социологических опросов, то можно предполагать, что минимум 20-25% людей хотя бы раз сталкивались с панической атакой, максимум 50%. Распространённость этого явления в России велика, что само по себе указывает на актуальность исследования особенностей личности, подверженной паническим атакам.

Несмотря на относительную разработанность проблемы панических атак, в психологии исследований эмоциональных особенностей личностей, переживающих панические  атаки мало, а эмоциональных особенностей практически нет как в России, так и за рубежом. Дефицит исследований, систематизации информации в данной области обуславливает актуальность диссертации.

Цель исследования: выявить эмоциональные особенности личности, переживающие  панические атаки.

Анализ и результаты исследования

Всего в исследовании приняло участие 40 человек, когда-либо переживающие панические атаки.

В процессе изучения личностных особенностей использовалась следующая батарея стандартизированных тестов: Шкала самооценки Д. Шихана; опросник «Когнитивная регуляция эмоций» LESS II; Интегративный тест тревожности (далее по тексту ИТТ); опросник «Когнитивная регуляция эмоций в адаптации» Рассказовой Е.А. (далее по тексту КРЭ).

Шкала самооценки тревоги Д. Шихана

Таблица 1. Результаты теста Шихана.

Выраженность тревожности

Количество респондентов

Нет (29 и менее баллов)

9

Есть (30-37 баллов)

5

Паническое расстройство, агорафобия (37-77 баллов)

20

Тяжёлое тревожное расстройство, панич расстройство (80 и больше)

6

Результаты теста Шахана показывают, что у большинства респондентов клинически выражена тревога (62,5%), а у 15% выражено тяжёлое тревожное/паническое расстройство. В целом, тревожным расстройствам подвержены 77,5% респондентов.

Таким образом, у людей с паническими атаками, наиболее вероятно, выражен страх открытых пространств, постоянное психоэмоциональное напряжение, состояние тревоги, не связанными с объективными жизненными обстоятельствами.

Таблица 2. Результаты теста LESS II.

Шкала

Выраженность

Валидация/Инвалидация

51,25

Понятность/Непонятность

54,38

Вина/Стыд

50,21

Упрощенный взгляд на эмоцию

74,17

Ценности/Обесценивание

46,25

Контролируемость

55,42

Бесчувственность

51,04

Рациональность

60,63

Длительность

47,50

Консенсус

52,29

Принятие/Непринятие чувств

48,75

Руминации

56,04

Выражение чувств

40,63

Обвинение других

58,33

По результатам теста LESS II, у респондентов наиболее выражена шкал упрощённый взгляд на эмоцию (74,17%). Им свойственна интолерантность к неоднозначности эмоции. Им скорее необходимо однозначно понимать, что они чувствуют как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Также это может говорить о чёрно-белой картине мире у них.

Склонность к контролю над собой, контролю над эмоциональными проявлениями, и желание выражать эмоции, интолерантность к смешанным чувствам иногда указывают на повышенную тревожность.

Таблица 3. Результаты теста ИТТ.

Шкала

Общий показатель

ЭД

АСТ

ФОБ

ОП

СЗ

Средний балл

7,15

8,05

7,925

7,8

7,425

7,075

Оценка личностного показателя тревожности показала, что каждая из шкал теста сильно завышена. Так, общий показатель тревожности указывает на явное наличие высокой тревожности (7,15).

Высокие показатели субшкалы «Эмоциональный дискомфорт» (ЭД) свидетельствуют о сниженном эмоциональном фоне, неудовлетворенности жизненной ситуацией, эмоциональной напряженности, отсутствии эмоционального равновесия.

Высокие показатели субшкалы «Астенический компонент тревожности» (АСТ) свидетельствуют в пользу астении, слабости, вялости, повышенной психической истощаемости, усталости. 93 Высокие показатели субшкалы

«Фобический компонент» (ФОБ) говорят о том, что в структуре тревожности доминируют фобии (беспокойство и страхи, обусловленные текущей жизненной ситуацией).

Высокие показатели субшкалы «Тревожная оценка перспективы» (ОП) говорят о том, что в структуре тревожности доминируют страхи, распространяющиеся не столько на текущее положение дел, сколько ориентированные в будущее, в перспективу, по принципу «как бы чего не случилось».

«Социальные реакции защиты» (СЗ) связана с основными проявлениями тревожности в сфере социальных контактов, с попытками испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник тревожных напряжений и неуверенности в себе.

Таким образом, у респондентов в среднем, выражено тревожное расстройство, психосоматические симптомы, неудовлетворённость жизненной ситуацией, эмоциональная лабильность, различные фобии, прогностические страхи, социальная тревожность.

Эти результаты согласуются с тестом Шихана. Даже несмотря на то, что по тесту Шихана у некоторых респондентов не выражена тревожность, можно говорить, что компоненты, вызывающие тревожность, выражены у каждого из респондентов, так как они страдают от панических атак.

Таблица 4. Результаты теста КРЭ.

Шкала

Выраженность в процентах

 

 

1. Самообвинение

71,63

 

 

2. Принятие

76,20

 

 

3. Руминация

66,20

 

 

4. Положительная перефокусировка

68,15

 

 

5. Фокусирование на планировании

75,43

 

 

6. Позитивная переоценка

78,48

 

 

7. Рассмотрение в перспективе

68,48

 

 

8. Катастрофизация

50,65

 

 

9. Обвинение других

47,83

 

 

Применение «эффективных» стратегий

60,40

 

 

 

 

Применение «деструктивных» стратегий

52,56

 

 

По результатам теста КРЭ у респондентов наиболее выражены эффективные когнитивные стратегии (73,35%), а деструктивные меньше (59,08%). Можно говорить, что когнитивные стратегии, применяемые респондентами, скорее способствуют успешной адаптации. Выраженность эффективных стратегий может указывать на оптимизм респондентов, на чувство собственного достоинства, и пониженную тревожность.

Из шкал, способствующих адаптации, и целом из всех шкал, наиболее выражена позитивная переоценка (78,48%). В первую очередь, респонденты удерживают контроль над эмоциями с помощью обращения к мыслям, направленным на создание позитивного для личностного роста значения, события.

Заключение

Проведённое исследование показало следующее особенности личности с паническими атаками:

  • высокая тревожность по всем сферам жизни
  • высокий уровень самоконтроля и интоллерантность к неопределённым ситуациям
  • сосредоточенность на себе, и своих переживаниях, при этом, сложность в понимании себя;
  • выражены адаптивные когнитивные стратегии регуляции эмоций что не соответствует теории теста, так как предполагается, что они связаны с низкой тревожностью.

Можно сказать, что в структуре личности, подверженной паническим атакам тревожность провоцирует в целом неадаптивные стратегии когнитивной адаптации к стрессовой ситуации, преувеличение проблемности произошедшего и размышлениях о негативном событии. Также, тревожность связана с выбором деструктивных когнитивных стратегий, с прибеганием к катострофизации и со средоточием, самообвинением, принятием, прогнозируемой длительностью сильных эмоций, подавлением эмоций, эмоциональным оцепенением, со страхом потери контроля при сильных эмоциях, обвинением других.

Список литературы

  1. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005
  2. Бумке О., Шилдер П. Современное учение о неврозах [электронный источник: http//rudocs.exdat.com/docs/index-312233.html].
  3. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. (науч. ред.) Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности // Коллективная монография. СПб.: СПбГУ, 2014
  4. Писарева О., Гриценко А. Когнитивная регуляция эмоций // Философия и социальные науки: Научный журнал, 2011. №2
  5. Рассказова Е. И., Леонова А. Б., Плужников И. В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 161-179.
  6. Шихана Д. Шкала самооценки тревоги. Sheehan Patient-Rated Anxiety Scale - (SPRAS), (David V. Sheehan, 1983). Sheehan D.V., Sheehan Kr.//Int. J. Psycriat. Med, - 1983. - N 12. - P. 243 - 266.

Интересная статья? Поделись ей с другими: