УДК 159.9

Трансгенерационная травма и коллективная виктимизация. Ключевая роль коллективной травмы в формировании групповой идентичности. Способы реабилитации (признание, память, солидарность, общинная терапия, сотрудничество)

Мосунова Ксения Александровна – выпускница Международного института информатики, управления, экономики и права, специальность: «Психолого-педагогическое образование», квалификация: «Психолог-педагог»; выпускница Института психотерапии и клинической психологии, программа: «Основы консультирования психологической диагностики», квалификация: «Клинический психолог»; психолог Института современной психологии и родологии

Аннотация:  В статье рассмотрены ключевая роль коллективной травмы в формировании групповой идентичности и способы реабилитации.  Раскрыты понятия «трансгенерационная травма» и «коллективная виктимизация», выявлена ключевая роль коллективной травмы в формировании групповой идентичности.  Отмечено, что трансгенерационная травма и коллективная виктимизация связаны с последствиями травматических событий, которые простираются на несколько поколений и воздействуют на целые группы людей. Реабилитация может оказать помощь в прерывании трансгенерационной травмы. Сознательное осознание и работа с собственными эмоциями и историей семьи могут помочь восстановить равновесие и преодолеть негативные последствия. Поддержка со стороны специалистов, таких как психологи или терапевты, также может быть полезной.

Ключевые слова: трансгенерационная травма, коллективная травма, коллективная виктимизация, групповая идентичность, реабилитация.

Введение

Тема трансгенерационной травмы и коллективной виктимизации, ключевой роли коллективной травмы в формировании групповой идентичности и способы реабилитации все большее внимание исследователей и практиков в области психологии и психотерапии. Оказание помощи людям, у которых выявлена трансгенерационная травма, что, например, может быть связано с последствиями травматических событий, которые простираются на несколько поколений и воздействуют на целые группы людей, стало актуальным в научном сообществе и в практике психотерапевтов.

Целью исследования является рассмотрение ключевой роли коллективной травмы в формировании групповой идентичности и способов реабилитации.

Задачи исследования:

  • раскрыть понятия «трансгенерационная травма» и «коллективная виктимизация»;
  • выявить ключевую роли коллективной травмы в формировании групповой идентичности;
  • предложить способы реабилитации.

Исследование этих вопросов позволит получить более полное представление об истории и современной практике трансгенерационной терапии. Результаты исследования могут иметь важное значение для понимания влияния межпоколенных динамик на психическое благополучие и эффективность психотерапевтической работы.

Методы

В процессе написания статьи проводился исторический анализ, анализ различной научной литературы, что позволило автору определить актуальность темы, выявить основные проблемы и направления исследований, а также вычленить ключевые источники для дальнейшего изучения. Применялись методы сравнения и сопоставления различных подходов, методов и результатов исследований по изучаемой теме. Для получения полного представления о предмете исследования, использовались методы синтеза и обобщения.

Результаты исследования

Рассматривая проблематику передачи трансгенерационной травмы, стоит отметить, что ее серьезным изучением, как в теории, так и на практике, стали заниматься ученые лишь в ХХ веке. Примеры трансгенерационной травмы включают травму, связанную с военными конфликтами, геноцидами, насилием в семье, злоупотреблением веществами или длительным экономическими трудностями. Эти травматические события оказывают эффект не только на прямых пострадавших, но и на их потомство вплоть до нескольких поколений.

В целом вопрос существования межпоколенческой травмы в настоящее время все еще остается дискуссионным. Ученые дают определения психической травме, которая является последствием события, свидетелем которого был непосредственно сам человек, в то время как трансгенерационная травма не подходит под общепризнанные психологические феномены. 

Несмотря на такое положение вещей, многие ученые, являющиеся представителями различных  психологических или психотерапевтических школ, признают научность феномена трансгенерационной передачи (передачи информации, опыта или характеристик между поколениями, то есть через несколько поколений подряд) и используют рассматриваемый термин в своих исследованиях и работах. 

Трансгенерационная травма (или трансгенерационное насилие) относится к понятию, которое описывает передачу эмоциональной боли, травмы или стресса через несколько поколений. Идея заключается в том, что травматические события, происходящие в жизни одного поколения, могут оказывать влияние на психическое и физическое здоровье следующих поколений.

Концепция трансгенерационной травмы подкрепляется исследованиями, которые показывают, что стресс, травма и неблагоприятные события могут вызывать изменения в генетической активности и передаваться по наследству. Эти изменения могут влиять на психологические и физические функции организма, повышая уязвимость к различным заболеваниям и психическим расстройствам.

От поколения к поколению передаются не только материальные ценности, но и особенности взаимоотношений в семье, семейные истории и традиции, часть из которых передается и невербально.  З. Фрейд [10] отмечал, что у человеческой психики имеется некая возможность считывать и распознавать эмоции другого человека или группы людей.  Полученная информация создает «психическое наследство», которое во многом может определять поведение человека в дальнейшей его жизни.

Психоаналитиками из Франции Николя Абрахамом и Марией Тёрёк [12, 13]. было раскрыто содержание трансгенерационной передачи.  В своих работах они описывали неосознанный психологический опыт всегда будет для человека травматичным.  Имеющиеся в семье тайны или секреты часто стыдные или основанные на чувстве вины.  А. В. Мизинова отмечает, что такими событиями, о которых не говорят или скрывают, могут быть психические заболевания членов семьи, усыновление детей, особенности материального состояния семьи или ее членов, факты совершения кем-то из семьи преступных деяний и проч. [9]  Получается, что и говорить о данном факте или событии в семье запрещено, и невозможно о нем забыть, так как запрет на проговаривание не дает такой возможности.  Об этом же пишет в своей книге и К. Эльячефф: «замалчивание на деле не только не спасает от травм, но приводит к различным патологическим проявлениям в нескольких поколениях» [11].  Таким образом, не высказанная, не осознанная информация переходит в бессознательное и уже оттуда проявляется в различных моментах жизни человека.  Этот объект из бессознательного Н Абрахам и М. Тёрёк назвали «семейным призраком», у которого есть «особенность …, что оно никогда не было осознанным» [12].  Людей не погибшие родственники преследуют, а те пробелы в психики человека, которые напрямую или опосредовано связаны со смертью этих родственников. 

Трансгенерационные травмы – это психологические последствия, передающиеся из поколения в поколение через негативные опыты, которые пережили родственники. Такие травмы могут проявляться в форме повторяющихся шаблонов поведения, эмоциональных реакций и отношений. Как отмечает А. И. Вертелицкая, с точки зрения психоанализа, такая травма может быть связана с концепцией «репрезентации» - набором внутренних представлений и образов, которые передаются по межпоколенческой цепочке. Репрезентации, связанные с травматическим опытом, вызывают эмоциональные и поведенческие реакции, которые могут быть переданы потомкам [2] (рисунок 1). 

image001 

Рисунок 1.  Проявления репрезентаций.

Важно отметить, что репрезентации травматического опыта могут быть различными у разных людей, и такие репрезентации могут иметь значительное влияние на психическое и физическое благополучие человека. Работа с квалифицированным специалистом, таким как психолог или психотерапевт, может помочь людям разобраться с этими репрезентациями и облегчить свои травматические переживания [4].

Реабилитация трансгенерационной травмы – это процесс восстановления и заживления психологических ран, связанных с передачей поколениями травмирующих опытов. Этот вид травмы возникает в результате передачи страданий, насилия, потерь и других неблагоприятных событий от одного поколения к другому.

Существует несколько способов реабилитации трансгенерационной травмы (рисунок 2).

image002

Рисунок 2.  Способы реабилитации трансгенерационной травмы.

Важно отметить, что реабилитация трансгенерационной травмы может быть сложным и индивидуальным процессом. Работа с опытными специалистами, такими как психотерапевты и консультанты по травмам, может быть особенно полезной в данном случае.

В современной психологии появился термин «коллективная виктимизация» или «коллективная жертва», который относится к процессу, при котором группа людей становится объектом насилия, дискриминации или угнетения. В отличие от индивидуальной жертвы, коллективная виктимизация адресуется всему сообществу или группе людей на основе их принадлежности к определенной категории.

Ученые [15, 5] изучают виктимизацию, которая была пережита непосредственно в течение жизни тем или иным человеком, а также коллективную виктимизацию, пережитую косвенно, через передачу из поколения в поколение и в обществе.

Коллективная виктимизация может проявляться в различных формах, включая систематическую дискриминацию, насильственные акты, угнетение и нарушение прав. Она может быть основана на таких факторах, как раса, этническая принадлежность, религия, пол, сексуальная ориентация, социальный статус или политические взгляды. Целью коллективной виктимизации является контроль, манипуляция и установление доминирования над определенными группами.

Массовая виктимизация подразделяется на видовую, когда жертвой становятся некоторые люди, имеющие сходные черты характера и поведение, и на групповую, где происходит превращение в жертву целых групп людей со схожими свойствами и качествами.

Если рассматривать примеры коллективной виктимизации, то ими могут служить геноцид, этническая чистка, насилие на политической почве, систематическая дискриминация в рамках законодательства или социальных норм, системный расизм и другие формы насилия над группами людей.

Стоит отметить, что простого переживания вредоносного события недостаточно для возникновения коллективной виктимизации. Люди должны воспринимать вредоносные действия несправедливыми, незаслуженными.  И такие события и их последствия жертва/жертвы не могли предотвратить. 

Ученые Роуленд-Кляйн и Данлоп [14] отмечают, что родители, которые пережили Холокост как травматическое событие в своей жизни, передают собственные тревоги своим детям.  И уже дети интроецируют эти тревоги и чувства, как собственные. «Мы не только смотрим на мир глазами предков, но и плачем их слезами», – пишет психолог из Голландии Даан ван Кампенхаут и приводит в качестве примера собственное столкновение с феноменом коллективной виктимизации и трансгенерационной передачи коллективной травмы. «Через некоторое время до меня дошло, что 60 лет назад для еврея транспортировка в Польшу означала практически неминуемую смерть и что поездка в Польшу включила у меня внутренние сигналы тревоги. Когда я осознал это, я нашел соответствующий контекст для своего страха, и он растворился» [6].

Итак, коллективная виктимизация имеет серьезные последствия для пострадавших групп: физическое и психическое насилие, ограничение прав, угнетение, социальная изоляция и потеря самоуважения. Она также препятствует развитию толерантного и справедливого общества [1].

Коллективная виктимизация относится к ситуации, когда группа людей чувствует себя жертвой общественной, политической или социальной дискриминации. Для реабилитации коллективной виктимизации необходимо учесть множество факторов и разработать комплексный подход (рисунок 3). 

image003

Рисунок 3.  Подходы к реабилитации коллективной виктимизации.

Важно помнить, что реабилитация коллективной виктимизации – это долгосрочный и сложный процесс, требующий совместных усилий общества, правительства, неправительственных организаций и представителей уязвимых групп.

Борьба с коллективной виктимизацией требует создания и поддержки инклюзивных и равноправных общественных структур, защиты прав и свобод каждого индивида и признания равной ценности всех людей вне зависимости от их принадлежности к определенным группам. Это также включает осведомленность, образование и активное участие каждого в конструктивной борьбе с коллективной виктимизацией.

Помочь в борьбе с коллективной виктимизацией может групповая идентичность, которая относится к осознанию и принятию человеком своей принадлежности к определенной группе или сообществу. Эта идентичность может быть связана с различными факторами, такими как раса, этническая принадлежность, религия, национальность, пол, возраст, социальный класс или профессиональная принадлежность [3].

Как отмечает А. Г. Костинская, важными общими особенностями групповой идентичности можно назвать гомогенность ценностей, установок, целей участников группы и осознание ими членства в ней [7]. 

Групповая идентичность может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, она может способствовать формированию взаимной поддержки, солидарности и сотрудничества внутри группы. С другой стороны, она также может привести к образованию предрассудков, дискриминации или конфликтов между различными группами.

Коллективная травма может играть ключевую роль в формировании групповой идентичности в различных контекстах. Когда группа или сообщество сталкиваются с серьезными коллективными травматическими событиями, такими как естественные катастрофы, террористические акты или военные конфликты, это может вызывать глубокий эмоциональный отклик и долгосрочные последствия для всех участников.

Коллективная травма может привести к формированию групповой идентичности через несколько механизмов (рисунок 4).

image004

 Рисунок 4.  Механизмы формирования групповой идентичности.

Однако следует отметить, что влияние коллективной травмы на формирование групповой идентичности может быть сложным и индивидуальным. Некоторые люди могут реагировать на травму, укрепляя свою принадлежность к группе, в то время как другие могут испытывать разрыв в своей идентичности или идентифицироваться с другими группами, несмотря на общую травму.

В целом, формирование групповой идентичности является сложным и многогранным процессом, который зависит от различных факторов и может различаться в разных культурных и социальных контекстах.

Заключение

Трансгенерационная травма и коллективная виктимизация являются темами, связанными с последствиями травматических событий, которые простираются на несколько поколений и воздействуют на целые группы людей. Коллективная травма может возникать из-за различных причин, таких как войны, геноциды, насилие, снос домов и т. д. Эти события оказывают значительное влияние на психическое и эмоциональное благополучие как индивидуумов, так и сообществ.

Трансгенерационная травма относится к передаче психологической и эмоциональной травмы от одного поколения к другому. Люди, которые не имели прямого опыта травматических событий, могут все равно переживать эмоциональные последствия через связанные с ними отношения и семейную динамику. Например, выжившие в Холокосте могут передать свои травмы своим детям и внукам через свои мысли, эмоции и поведение. Это называется «трансгенерационной травмой» или «наследуемой травмой».

Коллективная виктимизация описывает ситуацию, в которой члены сообщества становятся жертвами коллективных травматических событий. Это может включать в себя массовые нарушения прав человека, геноцид или террористические акты, которые воздействуют на большое количество людей. Коллективная виктимизация может привести к потере чувства безопасности, утрате смысла жизни и тревожным состояниям в сообществе.

Коллективная травма играет ключевую роль в формировании групповой идентичности. Травматический опыт может сплотить людей вокруг общих переживаний и личных историй. Члены сообщества могут развивать уникальные привязанности и способы справиться с действительностью, основываясь на этом опыте. Это может привести к формированию поддерживающих групп и созданию механизмов защиты от потенциальных угроз.

Относительно способов реабилитации, существуют различные подходы и методы, включая психологическую поддержку, социальную поддержку и мобилизацию.

Важно отметить, что каждый случай коллективной травмы и реабилитации индивидуален, и не существует универсального подхода. Профессиональный совет и поддержка имеют особое значение в этом процессе.

Список литературы

  1. Аптикиева Л. Р.  Последствия психологического насилия для разных возрастных категорий // Вестник ОГУ. - 2020. - №1 (224). - С. 5-13.
  2. Вертелицкая А. И. Трансгенерационная травма с точки зрения психоанализа // Молодой ученый. - 2023. - № 27 (474). - С. 251-253.
  3. Гайдар К. М. Феномен идентичности группового субъекта // Вестник ТГПУ. - 2009. - №11. – С. 148-154.
  4. Гусева О. Психотерапия травмы: работа с душевной болью // https://psychologyjournal.ru/public/psikhoterapiya-travmy-rabota-sdushevnoy-bolyu/ (дата обращения: 23.09.2023)
  5. Ефременко Д. В. Историческая память и наднациональная идентичность. // Методологические вопросы изучения политики памяти: сб. науч. тр.. - М.; СПб.: Нестор-История, 2018. - С. 110-126.
  6. Кампенхаут Д.В. Слезы предков: жертвы и преследователи в коллективной душе. М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2012. – 240 с.
  7. Костинская А. Г. Концепция социальной идентичности и групповые решения // Мир психологии. - 2003. - № 1. - С. 186-198.
  8. Малинова О.Ю.  Политика памяти как область символической политики // Метод. – 2019. - № 9. - С. 285-312.
  9. Мизинова А.В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом // https://changeonelife.ua/ru/news/simejnatayemnicya-vidobrazhennya-zmistu-sekretu-v (дата обращения: 23.09.2023)
  10. Фрейд З. О психоанализе: Пять лекций; Методика и техника психоанализа. - СПб.: Алетейя, 1997. – 222 с.
  11. Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. М.: Институт общегуманитарных исследований изд., 2013. – 208 с.
  12. Abraham N., Torok M. The lost objectme: Notes on identification within the crypt // Psychoanalytic Inquiry. - 1984. - Vol. 2(4). - P. 221–242.
  13. Abraham N., Torok M. Secrets and posterity: The theory of the transgenerational phantom. In: N. Rand (Ed.), The Shell and the Kernel. London: University of Chicago Press, 1994. - P. 165-171.
  14. Rowland-Klein D., Dunlop R. The transmission of trauma across generations: identification with parental trauma in children of Holocaust survivors // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 1998. Vol. 32(3). P. 358-369.
  15. Vollhardt        J.         R.        Collective       Victimization // https://theforgivenesstoolbox.com/wp-content/uploads/2013/08/Johanna-
  1. Ray-Vollhardt-Collective-Victimization.pdf (дата обращения: 23.09.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: