УДК 159.9

Развитие осознанной саморегуляции в повышении стрессоустойчивости

Александрова Карина Юрьевна – магистрант Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета.

Научный руководитель Хотинец Вера Юрьевна – профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей психологии Удмуртского государственного университета.

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования развития осознанной саморегуляции при росте стрессоустойчивости. Исследование направлено на установление связей компонентов осознанной саморегуляции с компонентами стрессоустойчивости, стратегиями преодоления стрессовых ситуаций и способами когнитивной регуляции эмоций при сопоставлении группы с растущей стрессоустойчивостью и контрольной группы. Осознанная саморегуляция рассматривается как интегративный когнитивно-личностный конструкт, включающий систему когнитивных процессов переработки информации и инструментальных личностно-регуляторных свойств.

Ключевые слова. Осознанная саморегуляция, актуалгенез саморегуляции, повышение стрессоустойчивости, преодоление стрессовых ситуаций, тренинг ДПТ.

На сегодняшний день проблема актуалгенеза осознанной саморегуляции приобретает все большую значимость для психологической науки. Отмечается повышение стрессогенности современного общества (по данным на 2022 г., 57% россиян столкнулись со стрессовыми обстоятельствами, а каждый четвертый из них переживали их несколько раз в месяц) [6.], высокая частота возникновения психосоматических заболеваний, депрессивные и тревожные расстройства, распространенность зависимого и антисоциального поведения среди представителей разных возрастных и социальных категорий населения.

Несмотря на широту исследований феномена осознанной саморегуляции, взгляды на процесс ее развития при росте стрессоустойчивости расплывчаты, в том числе из-за несогласованности применяемых методов. Хотя представлено множество предложений по развитию осознанной саморегуляции и стрессоустойчивости [1., 2., 3., 4., 5., 7.], эти методы скорее направлены на купирование или проработку конкретных симптомов стресса и не выступают цельной системой воздействия на психику как систему, опирающейся на общий методологический фундамент [8.]. Это также не способствовало актуалгенезу осознанной саморегуляции в динамике стрессоустойчивости, и в сочетании с данными выше составляет актуальность исследования.

Цель исследования: установить связь между осознанной саморегуляцией и стрессоустойчивостью личности.

В работе были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические методы (анализ научной проблемы);
  • организационные методы (сравнительный анализ исследуемых групп);
  • эмпирические методы (психодиагностический метод: тестирование);
  • методы обработки данных (количественные методы).

В качестве методик применялись: Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) (Моросанова В.И.), 2004; Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопин (2009); Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS; S. Hobfoll, адаптация Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова (2009)); Когнитивная регуляция эмоций, CERQ (N. Garnefski, V. Kraaij (2007), адаптация: О. Писарева, А. Гриценко (2010)).

В исследовании на разных его этапах на добровольной основе приняли участие 60 человек, по 30 мужчин и 30 женщин от 25 до 45 лет с проблемами эмоциональной регуляции и низкой стрессоустойчивостью. Выборка разделена на экспериментальную группу, прошедшую тренинг ДПТ, и контрольную, на которую аналогичное воздействие не оказано.

При проведении обработки результатов исследования использовалась статистическая программа Statistica 12 for Windows. До проведения тренинга ДПТ с помощью применения непараметрической корреляции Спирмена в контрольной и экспериментальной группы установлены значимые связи, отображенные на рисунках 1, 2 и 3. Значимая прямая связь отображена сплошной линией, обратная – прерывистой; корреляции контрольной группы отображены зеленым цветом, корреляции экспериментальной группы – красным (на рисунках с 1 по 6). Первый рисунок отображает связи данных по методикам Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) В.И. Моросановой и Опроснику психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина.

f1d27fbd07a5639d

Рис. 1. Значимые корреляции осознанной саморегуляции и стрессоустойчивости до проведения тренинга

Рассмотрим значимые корреляции осознанной саморегуляции со стратегиями преодоления стрессовых ситуаций на рисунке 2 (на основе данных по методикам Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) В.И. Моросановой и Стратегии преодоления стрессовых ситуаций в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой).

Рис. 2. Значимые корреляции осознанной саморегуляции и стратегий преодоления стрессовых ситуаций до проведения тренинга

Рассмотрим на рисунке 3 значимые связи осознанной саморегуляции со способами когнитивной регуляции эмоций на основе данных по методикам Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) В. И. Моросановой и Когнитивная регуляция эмоций в адаптации О. Писаревой и А. Гриценко).

Рис. 3. Значимые корреляции осознанной саморегуляции и способов когнитивной регуляции эмоций до проведения тренинга

Связи между показателями осознанной саморегуляции и стрессоустойчивостью до проведения тренинга хотя и присутствуют в обеих группах, но достаточно разрозненны. Значимую роль играют обратные связи показателей осознанной саморегуляции и стрессоустойчивости. При единообразии выборок по уровням показателей и условиям проведения исследования значимые связи не идентичны, напротив, разнородны и могут изменяться от условий жизнедеятельности и динамики ресурсов испытуемых.

Результаты применения критерия Вилкоксона показали значимые различия до и после проведения тренинга в экспериментальной группе по показателям осознанной саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность, общий уровень саморегуляции), стрессоустойчивости (устойчивость перед негативной социальной оценкой, негативной самооценкой, изоляцией, ситуацией конкретной угрозы, неожиданностью стрессора, длительностью стрессора, стрессоустойчивостью) с повышением к концу тренинга. Обнаружены также значимые различия и среди стратегий преодоления стрессовых ситуаций (поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные действия, индекс конструктивности). При этом конструктивные стратегии стали более выраженными, а деструктивные – менее выраженными.

В контрольной группе было обнаружено одно значимое различие, что можно считать признаком динамики ресурсного состояния.

Значимые корреляции осознанной саморегуляции и показателей стрессоустойчивости после проведения тренинга ДПТ визуально отображены на рисунке 4. Рис. 4 отображает связи данных по методикам Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) В.И. Моросановой и Опроснику психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина.

Рис. 4. Значимые корреляции осознанной саморегуляции и стрессоустойчивости после проведения тренинга

Рассмотрим значимые корреляции осознанной саморегуляции со стратегиями преодоления стрессовых ситуаций после проведения тренинга ДПТ, отображенные на рисунке 5, на основе данных по методикам Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) В. И. Моросановой и Когнитивная регуляция эмоций в адаптации О. Писаревой и А. Гриценко).

Рис. 5. Значимые корреляции осознанной саморегуляции и стратегий преодоления стрессовых ситуаций после проведения тренинга

Рассмотрим отображенные наглядно на рисунке 6 значимые связи осознанной саморегуляции со способами когнитивной регуляции эмоций на основе данных по методикам Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) В. И. Моросановой и Когнитивная регуляция эмоций в адаптации О. Писаревой и А. Гриценко).

Рис. 6. Значимые корреляции осознанной саморегуляции и способов когнитивной регуляции эмоций после проведения тренинга

По результатам применения корреляции Спирмена после проведения тренинга ДПТ у членов экспериментальной группы сформировались структурированные связи показателей осознанной саморегуляции с устойчивостью к конкретным стрессорам и стрессоустойчивостью в целом. Наибольшее число связей обнаружено у моделирования, гибкости и самостоятельности. Число обратных связей значительно сократилось. Это наблюдается также у связей осознанной саморегуляции со стратегиями совладания со стрессом у экспериментальной группы. Обратные связи сформировались между программированием, гибкостью и низкоэффективными стратегиями (осторожными и манипулятивными действиями). Связи осознанной саморегуляции с конструктивными стратегиями стали более согласованными. Наибольшее число корреляций наблюдается у моделирования и оценивания результатов.

В контексте способов когнитивной регуляции эмоций число прямых связей увеличилось у испытуемых экспериментальной группы, причем теперь корреляции характерны для продуктивных способов (принятия, перефокусировки на планирование, позитивного пересмотра). С непродуктивными стратегиями связи отсутствуют (обвинение, самообвинение), а в ряде случаев являются обратными (сосредоточение, катастрофизация).

В контрольной группе изменения также произошли, однако они носят хаотичный характер и зависят от динамики ресурсов личности.

Заключение: результаты применения методик в согласовании с данными критерия Вилкоксона и корреляции Спирмена позволили проследить актуалгенез осознанной саморегуляции при росте стрессоустойчивости, а также доказать эффективность тренинга ДПТ при работе с лицами с проблемами эмоциональной регуляции и низкой стрессоустойчивостью, в чем заключается практическая значимость исследования.

Список литературы

  1. Алиев У. С. Психологическая технология повышения стрессоустойчивости у представителей экстремальных профессий // Психология человека в образовании. 2021. №4. С. 372-384.
  2. Анисимова В. В., Баркалов С. А., Коваль Л. В. Технологии формирования стрессоустойчивости руководителя организации в современном обществе // Проблемы современного пед. образования. 2019. №65-4. С. 293-296.
  3. Быстрай Е. Б., Лещенко С. Н. Роль тренинга в формировании стрессоустойчивости будущих учителей // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. 2022. №3 (55). С. 23-28.
  4. Вылегжанина А. Н. Тренинг как средство формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза // Актуальные проблемы образования в период детства : материалы Всероссийской студенческой науч.-методич. конф. с междунар. участием, 28 апреля 2022 г. Уральский гос. пед. ун-т. Нижний Тагил, 2023. С. 24-28.
  5. Левшина А. А. Развитие стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования методами арт-терапии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы всероссийской науч.-практич. конф. с дистанционным и междунар. участием, 21–22 декабря 2022 г. Изд-во «Зебра». Ульяновск, 2022. С. 65-67.
  6. Стресс – и как с ним бороться? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/stress-i-kak-s-nim-borotsja (дата обращения: 05.10.2023).
  7. Христидис Т. В. Стратегии преодоления профессионального стресса педагога: от теории к практике // Вестник МГУКИ. 2021. №5 (103). С. 137-143.
  8. Яковлев Е. В. Психология стресса: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Ун-та при МПА ЕврАзЭС. 2020. 94 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: