УДК 159.9

Развитие навыков саморегуляции в подростковом возрасте

Токарь Елена Геннадьевна – магистрант Института образования Кемеровского государственного университета.

Научный руководитель Медовикова Евгения Александровна – кандидат психологических наук, доцент Кемеровского государственного университета.

Аннотация: В статье представлено теоретическое обоснование проблемы развития навыков саморегуляции в подростковом возрасте. Раскрыта проблема развития навыков саморегуляции. Описаны средства, используемые в работе психолога по развитию навыков саморегуляции в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростковый возраст, саморегуляция, навыки, проблема, законы, статья.

В качестве ключевого условия психического развития человека, начиная с периода раннего детства, выступает его целенаправленная активность, представленная той или иной деятельностью. Процесс, во многом направленный на овладение произвольными видами деятельности, разворачивается преимущественно в качестве осознания человеком позиции как субъекта определенной деятельности [4]. Стоит отметить, что одной из основных характеристик человека, являющегося субъектом жизнедеятельности, является способность данного индивида к саморегуляции.

Особую актуальность проблема развития навыков в области саморегуляции приобретает в подростковом возрасте. Данный вывод также подтверждается содержанием совокупности нормативно-правовых актов. В частности, в ФЗ «Об образовании» (ст. 14) сказано о том, что содержание образования выступает в качестве фактора социального и экономического прогресса и общества и во многом должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для того, чтобы личность могла самореализоваться [1]. В свою очередь, в ст. 2 этого закона также акцентируется внимание на том, что образование в обязательном порядке должно иметь гуманистическую направленность, а приоритет должен быть отдан жизни и здоровью, общечеловеческим ценностям, равно как свободному развитию личности [1].

В новых ФГОС сегодня содержатся требования, которые предъявляются к личностным результатам освоения учениками основной общеобразовательной программы. Системный анализ данных требований показывает, что освоивший программу ученик должен обладать способностями к личностному самоопределению и саморазвитию, иметь мотивацию к обучению и познавательной деятельности в целом. Более того, такой ученик должен обладать необходимым уровнем правосознания, иметь выстроенную систему межличностных и социальных установок, обладать и некоторыми иными качествами [10].

На основе этого можно прийти к промежуточному выводу о том, что роль и место психической саморегуляции в жизни человека достаточно высоки и значимы, в том числе, на фоне того, что вся жизнь человека априори представляет собой различные формы деятельности, акты общения и разнообразные формы активности. Полагаем, что именно целенаправленная произвольная активность индивида, которая на практике реализует различные действенные отношения с реальным миром, выступает в качестве ключевого модуля субъектного бытия человека. В прямой зависимости от того, какова степень совершенства процессов, которые направлены на саморегуляцию, находится продуктивность, надежность или, например, успех того или иного акта произвольной активности человека. В этом аспекте также стоит указать на то, что основные индивидуальные особенности деятельности и поведения во многом предопределены функциональной сформированностью, а также содержательными и динамическими характеристиками процессов саморегуляции, которые осуществляет субъект данной активности. Это позволяет сформулировать вывод о том, что саморегуляция целенаправленной активности является сущностной и более общей функцией целостной психики человека и во всех процессах саморегуляции на практике реализовано единство психики во всех ее уровнях, процессах и сторонах [9].

Продуктивное использование умений и знаний, а также эффективная деятельность, требуют от человека того, чтобы у него в полной мере были сформированы психические механизмы по самоуправлению и саморегуляции. 

Известно, что человека начинают подготавливать к самостоятельной жизни уже в школе, так как именно в ней он, кроме прочего, начинает понимать необходимость обучения и совершенствования своих навыков, знаний и умений. В школе ребенок постепенно приобретает те навыки, которые позволяют обеспечить нравственное, целенаправленное, равно как в полной мере осознанное поведение. В свою очередь, целенаправленная и осознаваемая деятельность может быть обеспечена исключительно полной и достаточно сформированной системой произвольной регуляции, которая во многом должна быть направлена на управление поведением, знаниями или эмоциями. Очевидно, что в данном случае речь идет о системе навыков в сфере саморегуляции, а также навыков координации широкой совокупности психических средств, которые стоит использовать для осуществления той или иной деятельности.

В опыте, которые ученики приобретают в рамках обучения в школе, на фоне совершенствования и развития навыков саморегуляции, в полной мере формируется система, представляющая собой систему навыков в области постановки задач и целей для будущих действий, навыков по анализу значимых условий, выбора способов действий и оценки полученного в итоге результата. Представляется, что анализ развития навыков саморегуляции у детей школьного возраста образует определенный исследовательский интерес, в том числе, для реализации задач, которые стоят перед школьным образованием сегодня. Это во многом обусловлено тем, что именно саморегуляция во многом предопределяет поведение учеников, равно как успеваемость таковых.

Известно, что в течение подросткового возраста у человека формируется личностная произвольная саморегуляция. Именно она позволяет в полной мере управлять своим поведением и собой, на самостоятельной основе достигать целей, которые ранее были поставлены, соблюдать установленные правила и нормы, формировать свои способы для регулирования поведения, пути для постановки целей, для их достижения и оценки результатов соответственно. Как отмечается в научной литературе, стадия развития личностного уровня произвольной регуляции в полной мере охватывает не только подростковый, но и старший школьный возраст. Для указанной стадии характерно наличие достаточно высокой зрелости, а также наличие в ее развитии различного рода интегративных тенденций и различных способов достижения целей. Стоит отметить, что структурные элементы волевой регуляции в указанном случае становятся более осознаваемыми, что существенно поднимает саморегулирование поведения и деятельности на более высокий уровень [4].

На фоне того, что у подростков начинает формироваться осознанная саморегуляция, начинает представляться возможным и самовоспитание, но в подростковом возрасте оно преисполнено различными противоречиями. Так, те цели, которые в данный период ставит перед собой подросток, его фактическими возможностями не проверены, в связи с чем, жизненное планирование не обладает должной эффективностью. Недостаточная готовность и самостоятельность в том, чтобы реализовать свои цели на практике, порождает неадекватную оценку своих возможностей, кроме того, подросток может не учитывать свои слабые стороны и преувеличивать стороны сильные. В связи с этим, особую значимость приобретает то, чтобы как можно более эффективно оказать подростку содействие в том, чтобы у него в полной мере развились навыки в области саморегуляции. Полагаем, что к числу таких способов вполне можно отнести специальные упражнения, позволяющие развить и закрепить данные навыки. Применение упражнений предопределено тем, что они учитывают детский опыт и активность их познавательной деятельности, никоим образом не противоречат требованиям в сфере системного усвоения знаний. Отсюда следует, что упражнения имеют не только положительный эффект, но двойственную природу – учебно-познавательный и игровой результат.

Педагогом может быть выбрано несколько упражнений и при их выборе стоит руководствоваться поведением подростка, его интересами и своими возможностями, учитывать время, цель и длительность того или же иного упражнения. В практической деятельности выделяют несколько программ в области обучения, которые применимы к детям подросткового возраста. Говорить об эффективности можно в том случае, если соблюдены следующие условия:

Во-первых, виды деятельности должны быть последовательными и располагаться в максимально четком порядке: от простого к сложному. Во-вторых, такие программы должны быть максимально активными, при которых ученики не только слушают информацию, но и получают знания о том, как применить указанные знания в практической деятельности. В-третьих, они должны быть в полной мере сфокусированы на эмоциональном и на социальном обучении, особую актуальность это приобретает в случаях, когда данные программы интегрированы в учебный план. Более того, такие программы должны характеризоваться ясностью, что означает, что они должны быть нацелены на приобретение определенных навыков и на развитие таковых. В связи с этим, актуальность разработки и последующей апробации развития навыков в области саморегуляции предопределена тем, что сегодня меняются запросы общества, а также требования, предъявляемые к педагогам [11]. В связи с этим, программы подобного рода позволят в полной мере обеспечить развитие у подростков навыков саморегуляции, а также изменить их отношение к учебной деятельности.

Педагогическое обеспечение эффективности обучающего процесса во многом основано на психологическом механизме новообразования, которое предстоит развить у подростка. Так как в данном случае речь идет о саморегуляции, то разработка соответствующей программы включает в себя:

  • повышение эмпатии и саморефлексии;
  • развитие способностей к тому, чтобы проводить самоанализ;
  • повышение самоценности и ценности членов общества;
  • развитие умений в сфере достижения поставленных целей;
  • воспитание адекватной реакции и анализа своего состояния.

При разработке программы были применены субъектный и деятельностный подходы. Полагаем, что именно с помощью данных подходов можно внести изменения в формирование условий, необходимых для выбора своего индивидуального маршрута познания с учетом своих личностных и иных особенностей. Все это позволит ученикам впоследствии регулировать свою учебную деятельность на самостоятельной основе.

Поэтапно развить анализируемые навыки можно в условиях планомерной работы на учебных занятиях [7]. Объективной необходимостью в данном случае является целенаправленная работа педагога, в том числе, на дополнительных занятиях. В зависимости от множества внешних факторов, педагог при построении данной работы может самостоятельно планировать последовательность применения тех или иных техник, приемов и методов. Достаточно активно стоит применять мотивационные техники, сущность которых состоит в том, что научить детей правильно создавать цель, шаги для ее достижения, учитывая при этом препятствия и возможные пути развития событий. Подросткам предлагается визуализировать эффект от достижения данной цели, что также существенно повышает их мотивацию.

Как показывают исследования, дети, которые осваивают технику данного рода, показывают лучшие учебные результаты, а также меняют свое поведение и посещаемость в лучшую сторону. Это отличает их от подростков, которые просто позитивно мыслят, так как этого явно недостаточно. 

В завершении стоит отметить, что указанные программы имеют весьма широкое положительное влияние, но основной упор сделан на развитие у них навыков саморегуляции, наличие которых является объективной необходимостью.

Список литературы

  1. Закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ.Статья 2, статья 4.
  2. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Москва. «Академ А» 1998 .
  3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеренбург «АРД ЛТД» 1997.
  4. Конопкин, О. А. Психология саморегуляции произвольной активности человека: [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии . – 1995. – № 1. – С. 5-12.
  5. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. №5.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М. Владос, 1996 г.
  7. Савинова Т.В., Милкина Р.В. Особенности эмоциональной саморегуляции подростков в учебной деятельности [Текст] / Т.В.
  8. Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. М., 1993
  9. Утина, Л. А. Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков в условиях СОШ / Л. А. Утина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 80-81. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73186/ (дата обращения: 03.01.2024)
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Текст: электронный // fgos.ru: [сайт].(Дата обращения 12. 2023)
  11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Москва «Педагогическое общество России» 2008.

Интересная статья? Поделись ей с другими: