УДК 159.9.072.432

Частота встречаемости повышенной тревожности среди студенток разных курсов педиатрического факультета ПГМУ

Дьякова Елена Анатольевна – студентка Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Богданова Наталья Викторовна – студентка Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Сединина Наталья Степановна – доктор медицинских наук, врач высшей категории, доцент, заведующая кафедрой Психиатрии, наркологии и медицинской психологии Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: Повышенная тревожность обусловлена индивидуальными психологическими чертами, которые проявляется в склонности человека часто беспокоиться по поводу относительно незначительных вещей. Уровень тревожности возрастает при влиянии эмоциональных, информационных нагрузок, а также в стрессовых ситуациях.

Помимо индивидуальных психологических черт, повышенная тревожность также может быть связана с наличием сильного внутреннего давления и требовательности к себе. Люди с таким уровнем тревожности могут подвергать себя постоянному анализу и самокритике даже в отношении мелочей. Это создает дополнительное напряжение и может усиливать тревожные переживания.

Влияние эмоциональных факторов, таких как переживания, страхи, и неопределенность, также оказывает весомое воздействие на уровень тревожности. Стрессовые ситуации могут дополнительно поднимать уровень тревожности, делая человека более уязвимым к негативным эмоциональным реакциям.

Данная статья посвящена исследованию частоты встречаемости и факторов повышенной тревожности среди студенток первого, четвертого и шестого курсов пермского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: повышенная тревожность, студенты, медицинский, частота встречаемости, тревожность личностная, тревожность реактивная.

Тревожность представляет собой индивидуальную психическую особенность человека, проявляющуюся в склонности к частым переживаниям по поводу незначительных причин. Это состояние может быть вызвано различными факторами, включая физиологические, психологические и социокультурные.

Среди физиологических факторов следует выделить заболевания нервной системы, гормональные нарушения, а также общепринятое мнение о том, что женщины более подвержены тревожности. Психологические аспекты включают в себя различные психотравмы, которые могут оказывать влияние на формирование тревоги.

Социокультурные факторы также играют роль в развитии тревожности, включая гиперопеку с детства, сидячий образ жизни, чрезмерное поступление негативной информации и неблагоприятное окружение. Взаимодействие всех указанных факторов создает ситуацию, в которой может проявиться увеличенный уровень тревожности у человека.

С психологической точки зрения существует ситуативная (реактивная) и личностная тревожность.

Возникновение личностной тревожности начинается с раннего детства, формируясь под воздействием индивидуальных черт личности, воздействия внешних факторов и методов воспитания. Люди с предрасположенностью к повышенной тревожности часто проявляют замкнутость и необщительность. Личная тревожность охватывает все сферы человеческой жизни, влияя на уровень самооценки, мотивацию и затрудняя межличностное взаимодействие.

Ситуационная тревожность отражает текущее состояние личности, обусловленное внешними факторами, создающими ощущение угрозы для жизни или социального положения. Этот вид тревожности возникает в ответ на изменения обстоятельств, которые субъект воспринимает как стрессовые.

В процессе учебы студенты непрерывно сталкиваются с эмоциональными, интеллектуальными и информационными нагрузками. Особенно сложен этот период для первокурсников и студентов последнего, выпускного, курса. Первокурсникам нужно приспосабливаться к новым условиям обучения, встраиваться в новый коллектив и научиться правильно управлять своим временем. На последнем курсе проявляются новые ценности, связанные с будущей трудовой деятельностью, материальным и семейным положением. Решение всех этих проблем часто сопровождается чувством беспокойства и тревоги. Высокий уровень тревожности может отражать неблагополучие студента, негативно влиять на его здоровье, успех в учебе и самореализацию.

Повышенный уровень тревожности может стать преградой для достижения поставленных целей. Люди, склонные к тревоге, могут испытывать интенсивное волнение, описываемое в психологии как "экзаменационная валидность" и "паралич деятельности". Экзаменационная валидность проявляется в избыточном беспокойстве в различных ситуациях, которые воспринимаются как чрезвычайно важные, что затрудняет успешное преодоление этих ситуаций. Паралич деятельности связан с опасениями совершения ошибок, и в таких случаях кажется, что бездействие является наилучшим решением проблемы. Студентам, сталкивающимся с высоким уровнем тревожности, рекомендуется переосмыслить свои действия и развивать уверенность в своей способности достигать успеха.

Цель: Наша работа направлена на анализ уровня тревожности у студенток медицинского университета, педиатрического факультета, среди первокурсниц, студенток четвертого и шестого курсов. В рамках нашего исследования приняли участие 147 девушек с педиатрического факультета, из них 52 человека с первого курса, 47 человек с четвертого курса и 48 человек с шестого курса.

Для оценки частоты проявления повышенной тревожности мы применили метод анкетирования с использованием Google формы. Основная часть анкеты включала Шкалу Спилбергера, состоящую из 40 вопросов. Эта шкала предоставляет информацию о текущем уровне тревожности человека (реактивная тревожность) и о тревожности как стабильной характеристике личности (личностная тревожность). Если сумма баллов превышает 45, это указывает на высокий уровень тревожности, в пределах 31-44 баллов – на умеренный уровень тревожности, а до 30 баллов – на низкий уровень тревожности.

Результаты исследования

В ходе исследования среди студенток первого курса педиатрического факультета было установлено, что 30,8% (16 человек) имеют низкий уровень личностной тревожности, 57,7% (30 человек) - умеренный уровень, а 11,5% (6 человек) - высокий уровень. На четвертом курсе соответственно 44,7% (21 человек) студенток обладают низким уровнем тревожности, 48,9% (23 человека) - умеренным, и 6,4% (3 человека) - высоким. Среди студентов шестого курса примерно 25% (12 человек) демонстрируют низкий уровень личностной тревожности, 43,8% (21 человек) - умеренный, а 31,2% (15 человек) - высокий.

1

Рисунок 1. Личностная тревожность.

По данным реактивной тревожности среди первокурсниц было выявлено следующее распределение: 25% (13 человек) демонстрируют низкий уровень тревожности, 46,2% (24 человека) - умеренный, и 28,8% (15 человек) - высокий уровень. На четвертом курсе соответствующие значения составляют 46,8% (22 человека) для низкого уровня, 38,3% (18 человек) для умеренного, и 14,9% (7 человек) для высокого. На шестом курсе 14,6% (7 человек) характеризуются низким уровнем тревожности, 47,9% (23 человека) - умеренным, а 37,5% (18 человек) - высоким уровнем реактивной тревожности.

2

Рисунок 2. Реактивная тревожность.

При сравнении данных по личностной и реактивной тревожности у студентов разных курсов видна их взаимосвязь. Студенты с повышенной личностной тревожностью также проявляют повышенный уровень реактивной тревожности.

При анализе уровня повышенной реактивной тревожности среди студентов разных курсов выявлено, что высокий уровень тревоги характерен для студентов 6 курса, в то время как низкий уровень тревожности преобладает на 4 курсе.

В опросе также включен вопрос о причинах повышения уровня тревожности. Среди студентов первого курса значительными факторами были указаны: новый коллектив, проживание в общежитии, разлука с семьей, высокая учебная нагрузка и предстоящая первая сессия. Студенты четвертого курса выделили следующие причины: предстоящая сессия и совмещение учебы с работой. В то время как для студентов шестого курса факторами, связанными с повышением тревожности, являлись: высокая учебная нагрузка, совмещение учебы с работой, сдача экзаменов и аккредитации, а также вопросы дальнейшего трудоустройства.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что студентки шестого курса педиатрического факультета Пермского государственного медицинского университета характеризуются более высоким уровнем ситуативной тревоги по сравнению со студентами первого и четвертого курса. Это может быть связано с интенсивной учебной нагрузкой, необходимостью совмещения учебы и работы, а также ожиданиями по сдаче экзаменов и аккредитации, неопределенностью в вопросах дальнейшего трудоустройства тоже влияет на уровень тревожности.

Также замечено, что количество студентов с наиболее низким уровнем реактивной тревожности на четвертом курсе превышает аналогичные показатели на первом и шестом курсах. Это можно объяснить уже установившейся адаптацией к новому коллективу и учебным нагрузкам у студентов четвертого курса.

Список литературы

  1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 270 с.
  2. Нефедова И.В., Кристаль Е.А. Психоэмоциональный статус студентов медицинского университета и методы его коррекции // Современные научные исследования и инновации.
  3. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 21-29.
  4. Утюж А.С., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-6. – С. 89-92
  5. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Ленинград: ЛНИИФК, 1976. – 18с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: