УДК 159.9

Феномен «невроза отложенной жизни»: анализ сущности и психологических аспектов

Нефедова Ольга Эдуардовна – магистрант Тихоокеанского государственного университета

Аннотация: В публикации рассматривается концепция «невроза отложенной жизни» и связанные с ней жизненные сценарии. Автор анализирует сущность и проявления данного явления в контексте психологических особенностей индивида. Основываясь на работах различных исследователей, в том числе В.П. Серкина и Э. Берна, в статье рассматриваются три основные группы жизненных сценариев («победители», «побежденные» и «не-победители») и их связь с проявлением «невроза отложенной жизни». Подробно рассматривается влияние высоких стандартов и идеализации будущего на формирование данного невроза, а также описывается типичное поведение лиц, столкнувшихся с «отложенной жизнью». Публикация подчеркивает актуальность изучения данного явления в современном обществе и его связь с общепринятыми стандартами счастья и удовлетворенности жизнью.

Ключевые слова: «невроз отложенной жизни», жизненные сценарии, удовлетворенность жизнью, личность.

Практически каждого человека беспокоят вопросы, связанные с личным ощущением качества жизни. С развитием средств массовой информации люди сталкиваются с возможностью следить за жизнью других, что нередко приводит к сравнению собственного благосостояния и общего чувства удовлетворенности с жизнью с тем, что представлено в жизни окружающих. Уровень жизненного комфорта в значительной степени зависит от субъективного сравнения своей жизни с ожиданиями, определяемыми социальными идеалами и стандартами счастья. Размышления о том, насколько человек удовлетворен текущим состоянием своей жизни, о влиянии различных факторов на это ощущение и о возможности внести изменения в жизнь, занимают умы многих современных индивидов.

В свете вышеперечисленного, изучение факторов, влияющих на изменение уровня удовлетворенности жизнью, в настоящее время приобретает особую актуальность. Ряд исследователей ассоциирует удовлетворенность жизнью с различными сценариями жизни [3, 6, 9]. Одним из интересных с точки зрения психологической науки жизненным сценарием выступает «сценарий отложенной жизни». Наряду с изучением данного сценария рассматриваются синонимичные феномены «синдром отложенной жизни», «невроз отложенной жизни». Важно отметить, что в научной литературе «невроз отложенной жизни» выступает малоизученным феноменом, рассматриваемым в рамках изучения психологических особенностей жителей северных регионов, что представляет собой актуальную область теоретических и практических исследований.

«Невроз отложенной жизни» представляет собой психологическое состояние, при котором личность откладывает свои намерения, стратегии и цели на будущее, часто из-за страхов, неопределенности или отсутствия желания брать на себя ответственность [6].

Понятие «невроз отложенной жизни» впервые было представлено в исследовании В.П. Серкина [8]. В своей работе автор обнаружил, что большинство жителей северных регионов питают убеждение о том, что изменение места проживания приведет к началу их «настоящей жизни». Этот образ мышления, который В.П. Серкин охарактеризовал как «северный сценарий», проявляется еще с раннего детства и сложно поддается коррекции, так как воспринимается как неотъемлемая часть повседневности [8]. Согласно выводам исследователя, «невроз отложенной жизни» не ограничивается современным обществом, а был характерен и для людей предыдущих веков. Следовательно, возникновение «невроза отложенной жизни» не возникло в результате современного прогресса в экономике, культуре и образовании, а имеет свои корни в далеком прошлом [8].

Для тех, кто склонен к «неврозу отложенной жизни», характерно стремление к внесению изменений в будущем и в частой установке новых привычек [5]. В отличие от этого, у тех, у кого отсутствует «сценарий отложенной жизни», акцент смещается на прошлое как на определяющий фактор для трансформации в настоящем [10].

Проявление «невроза отложенной жизни» обусловлено высокими стандартами, установленными для того, чтобы начать «настоящую» жизнь. Сценарий «будущей» жизни становится чрезмерно важным, в то время как аспекты текущей жизни утрачивают свою значимость [9]. Ключевым моментом для индивида является «начало настоящей жизни», который может быть идеализирован в течение продолжительного времени [5].

Еще одним характерным признаком «синдрома отложенной жизни» является нетерпимость и раздражение по отношению к тем, кто достигает высоких целей. Человек остро переживает момент, когда «упущено время», и цель, связанная с «началом новой жизни», оказывается недостижимой.

Необходимо рассмотреть феномен «жизненного сценария», который неразрывно связан с концепцией «невроза отложенной жизни». Понятие «жизненные сценарии» охватывает различные аспекты, описывающие определенную последовательность событий и поступков в жизни индивида [2]. Формирование жизненного сценария зависит от разнообразных факторов, таких как влияние семьи и родителей, индивидуальное развитие личности, принятые решения в детстве, а также интерес к личным достижениям [7].

В психологической литературе выделяются различные типы жизненных сценариев, каждый из которых представляет собой уникальный подход к приданию смысла жизни. Представим некоторые их них.

  • «пока не» – установка определенного условия перед достижением желаемого;
  • «после»– разрешение на желаемое после достижения цели;
  • «никогда»– ограничение или запрет на определенные желания;
  • «всегда»– полное разрешение на получение желаемого или определенная жизненная установка;
  • «почти»– частичное разрешение или ограничение;
  • «открытый конец»– жизненный сценарий, развивающийся постепенно и не имеющий окончательной цели [4].

Таким образом, жизненные сценарии представляют собой разнообразные стратегии для придания смысла жизни, включая отложенное исполнение желаний, установки на будущее и ограничивающие убеждения. Эти аспекты играют ключевую роль в изучении «невроза отложенной жизни».

Рассматривая концепцию жизненных сценариев согласно Э. Берну, можно выделить три основные группы: «победители», «побежденные» и «не-победители» [2]. Группа «победителей» описывает людей, активно стремящихся к достижению своих целей, иногда за счет игнорирования текущих желаний. В группе «побежденных» включены те, кто живет, ориентируясь на чужие мечты, часто пренебрегая своими собственными. Группа «не-победителей» характеризуется тем, что они живут в ожидании, что удовлетворение и счастье придут к ним автоматически, без активных усилий.

Исходя из выделенных сценарных групп Э. Берна, можно предположить, что у людей с «неврозом отложенной жизни» наблюдаются особенности поведения, характерные для «побежденных» и «не-победителей». Группа «побежденных» часто проявляет тенденцию принимать цели и установки других людей, действуя в соответствии с принятыми от родителей нормами. Эти установки могут послужить отправной точкой для формирования «сценария отложенной жизни», где собственные желания откладываются на будущее, и человек стремится получить одобрение окружающих.

Похожие черты поведения также проявляются у «не-победителей», которые живут в ожидании благоприятных изменений, не предпринимая активных шагов для их достижения. Не ведя настоящую жизнь и не предпринимая целенаправленных действий, они могут столкнуться с трудностью в преобразовании своего «будущего Я» [1, 7].

Группа «не-победителей» представляет собой обыденный сценарий жизни, который характерен для многих людей [3]. В случае, если у человека наблюдаются признаки завышенной самооценки, проявляющейся в убеждении в своей непревзойденности и праве на достижение желаемого без активного участия, а также чрезмерного фантазирования в виде мечтаний о «принце на белом коне», «волшебной таблетке», «внезапном наследстве» и других, можно предположить возникновение паттерна поведения, соответствующего «синдрому отложенной жизни».

Индивид с такими особенностями может проявлять тенденцию откладывать активные шаги в реальной жизни, полагаясь на свою высокую самооценку и фантазии о возможных легких путях к желаемым результатам. Вместо того чтобы предпринимать конкретные действия, такой человек может искать утешение в иллюзиях о неожиданных поворотах судьбы или беззатратных способах достижения желаемого. Таким образом, указанный паттерн поведения может рассматриваться как проявление «синдрома отложенной жизни».

Таким образом, в заключении отметим, что «невроз отложенной жизни» может быть рассмотрен как личностные установки, определяющие жизненный сценарий, в основном ориентированный на будущее, с отклонением от акцента на настоящем. Изучение «невроза отложенной жизни» важно в контексте рассмотрения особенностей психологических механизмов, влияющих на принятие решений и реакции на стресс, а также повышения личностного благополучия. Дальнейшие исследования в указанной области позволят практикующим специалистам своевременно проводить профилактику состояния «отложенной жизни» у разных групп населения.

Список литературы

  1. Алехина Е.А., Капиренкова О.Н. Особенности конструктивных и деструктивных жизненных сценариев в юношеском возрасте // Проблемы и перспективы современной науки. 2017. № 17. С. 72-78.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Эксмо, 2023. 288 с.
  3. Волченкова Е.А., Молчанова О.Н. Потерянные возможные «Я»: содержание и связь с психологическим благополучием // Вестник СПбГУ. 2019. № 3. С. 295-310.
  4. Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности // Вестник СПбГУ. 2018. № 4. С. 341-358.
  5. Костылева Ю.А., Серкин В.П. Феноменология сценария и невроза отложенной жизни у линейных менеджеров // Организационная психология. 2022. № 1. С. 201-228.
  6. Найденова Е.В. Завышенные социальные ожидания как фактор формирования синдрома отложенной жизни // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2022. № 1. С. 40-53.
  7. Полюшкевич О.А. Жизненный сценарий поколений // Социология. 2020. №3. С.28-46.
  8. Серкин В.П. Жизненные сценарии северян и их влияние на принятие решений // Колыма. 1997. № 4. С. 20-23.
  9. Склейнис В.А. Специфика образа жизни испытуемых с различным типом жизненного сценария личности // Психология и психотехника. 2021. № 1. С.32-42.
  10. Сунцова Я.С., Шрейбер Т.В. Целевые ориентации студентов в связи с их жизненным сценарием // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8 (100). С.107-113.

Интересная статья? Поделись ей с другими: