УДК 159.9

Психологические стратегии преодоления «невроза отложенной жизни» у курсантов военных учебных заведений

Нефедова Ольга Эдуардовна – магистрант Тихоокеанского государственного университета

Аннотация: В публикации рассматривается феномен «невроза отложенной жизни». Представлено описание психологического содержания и причин возникновения данного состояния у курсантов военных учебных заведений, в частности: прокрастинация, временная перспектива, жизненная удовлетворенность. На основе анализа научной литературы представлена модель психологической помощи, рассмотрены основные стратегии преодоления «невроза отложенной жизни» у курсантов военных учебных заведений.

Ключевые слова: курсанты, «невроз отложенной жизни», стратегии преодоления, модель психологической помощи.

В настоящее время в области психологического сопровождения курсантов военных учреждений широко освещен процесс адаптации, особенностей жизнестойкости, коммуникативной компетентности, что подтверждается наличием весомого пласта научной литературы. Однако, «невроз отложенной жизни» у данной категории лиц рассмотрен в меньшей степени, что говорит о теоретической и практической актуальности указанной области.

«Невроз отложенной жизни» представляет собой психологическое состояние, при котором индивид стремится избегать непосредственной реальности, уделяя основное внимание будущим перспективам [4]. Люди, подвергшиеся этому состоянию, могут испытывать давление, связанное с высокими ожиданиями в отношении своей будущей успешной карьеры, службы, образования и других аспектов жизни.

Студенты военных образовательных учреждений представляют собой уникальную социальную группу, формирующую идентичность в результате взаимодействия гражданского и военного образования. В военных образовательных учреждениях часто применяются жесткие правила, направленные на формирование дисциплинированности и ответственности как ключевых аспектов военной службы. Курсанты могут чувствовать, что они ограничены в своих стремлениях и потребностях, подчиняясь установленным нормам что может выступать предиктором развития «невроза отложенной жизни».Обучение в военных учебных заведениях связано с долгосрочными перспективами; курсанты могут ощущать необходимость откладывать мгновенные желания ради будущих достижений. Вышеперечисленное может говорить о том, что курсанты, как особая социальная группа подвержены возникновения «невроза отложенной жизни».

Важно отметить, что в методической литературе отсутствуют рекомендации, направленные на профилактику и психологическую поддержку курсантов, столкнувшихся с «неврозом отложенной жизни». Тем самым, разработка стратегий преодоления «невроза отложенной жизни» у курсантов военных учебных заведений выступает значимой областью в процессе психологического сопровождения служебной деятельности.

Разработка стратегий преодоления «невроза отложенной жизни» у курсантов требует понимания психологического содержания данного состояния. Анализируя научную литературу в данной области, отметим, что стремление к «будущей жизни»зачастую сопровождается прокрастинацией – тенденцией откладывать текущие обязанности на будущее [2]. Ряд исследователей связывают прокрастинацию с мотивацией, перфекционизмом и сценариями отложенной жизни [9, 10, 11].

В рамках исследования «невроза отложенной жизни» прокрастинация рассматривается как инерция личности, проявляющаяся в отсрочке текущих бытовых обязанностей, не связанных с достижением установленной цели. Этот аспект подчеркивает недостаток активного взаимодействия с текущими аспектами жизни в пользу возможного будущего, что может быть связано с особенностями сценариев отложенной жизни.

С точки зрения Н.В. Клюевой, «невроз отложенной жизни» оказывает значительное влияние на личное благополучие человека [3]. По словам автора, уровень удовлетворенности жизнью имеет значительное воздействие на настроение, устойчивость личности и поведенческие шаблоны, а также служит индикатором успешности индивида. Для тех, кто следует сценарию отложенной жизни и не достигает основной цели, ощущение успеха и, следовательно, удовлетворенности процессом собственной жизни, оказывается труднодоступным.

По мнению М. Аргайла, переживание удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью связано с разрывом между желаемым и достигнутым [1]. Глобальные желания, из-за своей сложности в достижении, могут представлять угрозу уровню удовлетворенности жизнью.

Н.И. Хохлова объясняет различный уровень удовлетворенности жизнью как результат сравнения реальной жизни с идеалом, присутствующим в сознании каждого человека [7]. У тех, кто испытывает «невроз отложенной жизни», этот идеал становится постоянным элементом жизненного сценария, и достижение этого идеала должно обозначать начало «настоящей» жизни. Однако повседневная реальность не только не соответствует желаемому, но также не удовлетворяет текущие потребности, что приводит к ухудшению субъективного благополучия.

Рассматривая явление «невроза отложенной жизни», которое выражается в фокусе индивида на будущем при игнорировании настоящего, следует обратить внимание на понятие «временной перспективы». Временная перспектива личности отражает способ, которым человек воспринимает и оценивает время, его влияние на жизнь, а также то, как он строит свои планы [6].

Этот психологический аспект включает в себя индивидуальный взгляд на прошлое, настоящее и будущее. В контексте военной службы, Ю.Ю. Неяская и В.Ф. Петрова проводят анализ временной перспективы личности военнослужащих [5]. По их мнению, профессия военного существенно влияет на восприятие личностью своего будущего и настоящего.

Исследователи подчеркивают, что оценка возможных будущих достижений и наград служит механизмом для осмысления жизни. Авторы отмечают, что «синдром отложенной жизни» связан с мотивационной составляющей, где «настоящая» жизнь подчинена четкому плану и структуре. В рамках этого синдрома настоящее становится жертвой в пользу будущих выигрышей.

М.С. Яницкий выделяет ряд факторов, оказывающих воздействие на временную перспективу курсантов [8]. В начале обучения происходит существенное изменение пространственно-временной реальности. Переход в закрытое пространство военного вуза объединяет обучение и проживание, подчиняя их строгому режиму и уставам. Этот период характеризуется интенсивным развитием, однако, присутствует ограничение жизненного пространства.

Во-вторых, меняются представления курсантов о прошлом. Гражданское прошлое воспринимается как далекая жизнь, выделенная от настоящего, что может нарушить единую временную перспективу и вызвать психологические проблемы. Наконец, меняется представление о психологическом будущем. Будущие офицеры осознают новые возможности военной карьеры после окончания обучения. Однако это будущее, внезапно раскрывшееся и часто не связанное с психологическим прошлым, может вызывать трудности в интеграции в общую временную перспективу.

Как отмечено ранее, «невроз отложенной жизни» представляет собой психологическое состояние, при котором человек стремится избегать текущей реальности, сфокусировавшись на будущем. Курсанты, сталкивающиеся с этим состоянием, могут подвергаться давлению, вызванному ожиданиями успеха в карьере, военной службе, образовании и других областях жизни.

Таким образом, опираясь на вышеуказанное, отметим, что основными стратегиями преодоления «невроза отложенной жизни» у курсантов военных учебных заведений выступают: снижение прокрастинации, повышение удовлетворенности жизнью и развитие временной перспективы (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Модель психологической поддержки курсантов, столкнувшихся с «неврозом отложенной жизни».

Целью психологической помощи, направленной на снижение прокрастинации, является улучшение навыков управления временем. Задачи работы с курсантами в этом направлении включают: оценку причин прокрастинации; развитие стратегий управления временем; преодоление психологических блоков.

Для оценки причин прокрастинации возможно проведение консультаций и бесед. Индивидуальные консультации позволяют выявить личные барьеры и стрессовые факторы, вызывающие прокрастинацию. Психологическая работа, направленная на развитие стратегий управления временем, а также по преодолению внутренних блоков может включать в себя проведения цикла тренингов.

Цель психологической поддержки для повышения жизненной удовлетворенности заключается в улучшении общего психологического благополучия и уровня удовлетворенности жизнью. Основные задачи в работе с курсантами могут включать: выявление и определение жизненных целей и ценностей; повышение уровня психологического здоровья; предоставление поддержки в процессе принятия решений. По данному направлению возможно применение занятий с элементами тренинга, а также методов арт-терапии, позволяющих курсантам обратиться «внутрь» своей личности с помощью творчества.

Психологическая помощь для развития временной перспективы курсантов должна быть направлена на содействие формированию значимости текущих действий. Основные задачи в данном направлении могут включать: формирование текущих планов действий; развитие саморегуляции; развитие навыков самоорганизации.

Таким образом, разработанная модель психологической поддержки курсантов, переживающих «невроз отложенной жизни», представляет собой ценный прикладной инструмент для профессиональных психологов. Она охватывает различные аспекты, начиная от анализа причин прокрастинации и развития стратегий управления временем, и заканчивая работой над психологическим благополучием, ценностями и временной перспективой.

Эта модель способствует не только выявлению основных факторов «невроза отложенной жизни» у курсантов, но и предоставляет стратегии преодоления. Работа с жизненными целями, психологическим здоровьем и развитием временной перспективы создает комплексный подход, направленный на поддержку личностного роста и достижения успеха в военной службе.

Эта модель может послужить ориентиром для создания индивидуальных программ поддержки, а также для обогащения методического арсенала практикующих психологов, способствуя более эффективному воздействию на проблемы, связанные с «неврозом отложенной жизни».

Список литературы

  1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.
  2. Горелова Г.Г. Актуальные направления в исследовании прокрастинации в современных социальных условиях // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 4. С. 479-486.
  3. Клюева Н.В. Влияние представлений о будущем на жизненную удовлетворенность пожилых людей // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 3 (29). С. 53-58.
  4. Найденова Е.В. Завышенные социальные ожидания как фактор формирования синдрома отложенной жизни // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2022. № 1. С. 40-53.
  5. Неяскина Ю.Ю. Петрова В.Ф. Временная перспектива в контексте изучения качества жизни военнослужащих-женщин // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (21). С. 41-53.
  6. Парфененкова К.В. Понятие временной перспективы в психологическом осмыслении // Теория и практика современной науки. 2018. № 5 (35). С. 653-657.
  7. Хохлова Н.И. Маркеры удовлетворенности жизнью в поздней зрелости // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 1 (49). С. 55-60.
  8. Яницкий М.С. Временная перспектива личности в контексте проблемы психологического здоровья курсантов военного вуза // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. № 2. С. 141-159.
  9. Deal J.J. Millenniais at Work: What We Know and What We Need to Do (If Anything) // Journal of Business and Psychology. 2010. № 25. P. 191-199.
  10. Hughes C. An Analysis of Self-Management // Journal of Behavioral Education. 2013. № 4. P. 405-425.
  11. Stierlin H. Family Dynamics and Psychosomatic Disorders in Adolescence // Psychotherapy and Psychosomatics. 1977. № 28. P. 243-251.

Интересная статья? Поделись ей с другими: