УДК 159.9

Психологические механизмы возникновения «невроза отложенной жизни» у курсантов

Нефедова Ольга Эдуардовна – магистрант Тихоокеанского государственного университета

Аннотация: Исследование феномена «невроза отложенной жизни» в отечественной литературе остается весьма ограниченным. Психологические аспекты возникновения данного состояния анализируются через призму невротических и эмоционально-личностных расстройств. Тем не менее наличие этого синдрома не всегда связано с конкретным психоэмоциональным расстройством или неврозом. В рамках данного исследования предпринимается попытка выявить психологические детерминанты возникновения «невроза отложенной жизни» у студентов военных учебных заведений.

Ключевые слова: «невроз отложенной жизни», курсанты, психологические детерминанты.

В современных Вооруженных силах проявляется заметное внимание к вопросам совершенствования военной службы, особенно с учетом человеческого фактора. В отечественной научной литературе широко освещены различные психологические особенности курсантов, такие как адаптация, жизнестойкость, коммуникативная компетентность. Однако вопрос о «неврозе отложенной жизни» остается недостаточно исследованным.

«Невроз отложенной жизни» характеризуется слишком сильным фокусированием на достижении профессиональных или деловых целей, зачастую за счет откладывания или даже жертвования личной жизнью, отдыхом, семейными отношениями и другими аспектами личного благополучия[4]. В стремлении к успеху в военной карьере, курсанты могут откладывать «настоящую» жизнь, что может привести к возникновению «синдрома отложенной жизни». Этот синдром, накапливаясь годами, может привести к трудоголизму или впадению в зависимости. Таким образом, тема «невроза отложенной жизни» является актуальной как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Обращаясь к сущности феномена «невроза отложенной жизни»,отметим, что это психологическое состояние в котором индивид отодвигает свои планы, стратегии и цели на будущее, часто из-за страхов, неопределенности или нежелания взять на себя ответственность [2]. Люди, подверженные этому явлению, стремятся к внесению изменений в будущем и установке новых привычек. «Будущая» жизнь становится чрезмерно важной, при этом аспекты текущей жизни теряют свою значимость [5]. Ключевым моментом для индивида является «начало настоящей жизни», которое может идеализироваться в течение длительного времени [2].

Курсанты, находясь в особых условиях военной среды, подвержены воздействию ряда факторов, оказывающих существенное влияние на их личность. По словам Т.В. Маркеловой, условия военной обстановки оказывают воздействие на биологическом и психологическом уровнях [3]. Так, на биологическом уровне курсанты сталкиваются с ограничением времени для сна и высокими физическими нагрузками. С психологической точки зрения, военная среда сопряжена с ограничением свободы личных активностей, а также ограничениями в реализации своих потребностей и интересов. Внутри коллектива курсантов взаимодействие подвергается воздействию, а также существует строгая регламентация норм поведения и ограничения в общении с родственниками.

Следовательно, «невроз отложенной жизни» может возникнуть в результате постоянных стрессовых ситуаций, связанных с упомянутыми выше биологическими и психологическими аспектами. Под воздействием ограничений и постоянного напряжения военной среды, курсанты могут прийти к решению откладывать достижение своих личных и жизненных целей на будущее. Отсутствие фокуса на текущих обстоятельствах может привести к формированию «синдрома отложенной жизни» [2]. В данном случае, основное внимание уделяется «будущей» (гражданской) жизни.

При рассмотрении психологических факторов, влияющих на возникновение «невроза отложенной жизни» у курсантов, важно обратить внимание на аспекты возрастной психологии, учитывая, что данная группа чаще всего представлена молодыми людьми в периоде юношества. Период юношества считается критическим для формирования будущего, выбора жизненного пути и создания собственной биографии [6]. В данном возрасте различие между ближайшими и отдаленными перспективами выступает важным аспектом развития личности, отражая ее способность к принятию решений относительно ключевых аспектов жизненного пути [1].

Анализ временной перспективы личности курсантов военного вуза представляет интерес в контексте сохранения психологического здоровья и общего благосостояния в военной образовательной среде. М.С. Яницкий выделяет несколько существенных факторов, оказывающих влияние на особенности временной перспективы курсантов [7]. В первую очередь, начало обучения существенно изменяет пространственно-временную реальность курсантов. Вступая в закрытое пространство военного вуза, где обучение и проживание сливаются в единое целое, молодые люди сталкиваются с тщательной регулировкой своей жизни уставами и приказами. Этот период характеризуется интенсивным личностным и профессиональным развитием, однако ограничивает пространственную свободу.

Во-вторых, наблюдается изменение представлений курсантов о прошлом. Гражданское прошлое может восприниматься как отдельная, отдаленная от настоящего жизнь. Это нарушение единой временной перспективы «прошлое-настоящее-будущее» может привести к проблемам в психологическом состоянии.

Наконец, восприятие будущего также подвергается существенным изменениям. Курсанты осознают новые возможности профессионального роста в военной сфере после окончания обучения. Однако это будущее, раскрывшееся внезапно и часто не связанное с психологическим прошлым, может вызывать трудности в интеграции в общую временную перспективу. Тем самым, особенности временной перспективы курсантов могут стать детерминантами возникновения «невроза отложенной жизни». В условиях военного образования эти аспекты могут создавать особые условия для формирования паттернов поведения, характерных для данного синдрома.

Таким образом, психологические детерминанты «невроза отложенной жизни» у курсантов связаны с уникальными условиями их жизненного окружения, требованиями военной службы и процесса обучения, а также с индивидуальными особенностями личности. Изменения в восприятии прошлого и будущего, а также особенности временной перспективы играют важную роль в формировании «невроза отложенной жизни». Учитывая вышеописанные факторы, психологический аспект «невроза отложенной жизни» требует дополнительного внимания и исследований в контексте военного образования. Понимание этих механизмов может способствовать разработке эффективных методов профилактики и коррекции данного состояния среди курсантов.

Список литературы

  1. Карина О.В. Специфика смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте: педагогический аспект // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № XXV. С. 188-192.
  2. Костылева Ю.А., Серкин В.П. Феноменология сценария и невроза отложенной жизни у линейных менеджеров // Организационная психология. 2022. № 1. С. 201-228.
  3. Маркелова Т.В. Изучение адаптационных способностей военнослужащих по призыву // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-1. С. 335-339.
  4. Найденова Е.В. Завышенные социальные ожидания как фактор формирования синдрома отложенной жизни // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2022. № 1. С. 40-53.
  5. Склейнис В.А. Специфика образа жизни испытуемых с различным типом жизненного сценария личности // Психология и психотехника. 2021. № 1. С. 32-42.
  6. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2023. 201 с.
  7. Яницкий М.С. Временная перспектива личности в контексте проблемы психологического здоровья курсантов военного вуза // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. № 2. С. 141-159.

Интересная статья? Поделись ей с другими: