УДК 34:628.4.032

Правовые основы обращения с производственными отходами в Российской Федерации

Джиоев Георгий Владимирович – аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

Аннотация: В настоящем исследовании отмечается, что усовершенствование системы правового регулирования в сфере обращения с производственными отходами является неотъемлемой частью развития промышленно-транспортно-эксплуатационных технологий и вопросов потребления. Это связано с реализацией статьи 42 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Предполагается, что усовершенствование возможно посредством формирования концепций ведомственного подхода, разработки методических рекомендаций для паспортизации объектов, ведения реестров и проведения инвентаризации для выполнения законодательных требований. Эти меры позволят обеспечить выполнение обязательств в сфере экологической безопасности, а также регулярно контролировать и информировать граждан о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах для предотвращения ущерба и экологических правонарушений.

Ключевые слова: экология, безопасность, правонарушения, правовое регулирование, производственные отходы.

Экологическая безопасность – одна из главных проблем современности, актуальность которой с каждым годом только повышается. Ее важной составляющей является задача правильной утилизации бытовых и производственных отходов.

Общемировые проблемы экологии затрагивают каждое государство, в том числе и Российскую Федерацию, поскольку грозят серьезными экологическими, климатическими и техногенными катастрофами. Глобальные нарушения экологического баланса ведут к потере биоразнообразия, опасным изменениям климата, таянию ледников и увеличению неплодородных пустынных пространств, загрязнению атмосферы и водных ресурсов, к разного рода стихийным бедствиям, вызванным антропогенным воздействием на природу [1].

Рост количества производственных и бытовых отходов также отрицательно влияет на природную среду. Сортировка, переработка, утилизация, вторичный оборот отходов сегодня становятся не только исключительно прикладными, но и организационно-правовыми задачами, как для отдельного государства, так и для всего мирового сообщества.

Согласно статистическим данным Росприроднадзора, в 2021 году на территории Российской Федерации образовалось около 8448,6 миллионов тонн производственных и потребительских отходов, что превышает уровень 2020 года на 21,5%. Большую долю в общем объеме отходов составляют отходы V и IV классов опасности.

Проблемами защиты окружающей среды, более рационального природопользования и безопасной переработки отходов занимались такие известные ученые, как С. А. Боголюбов, В. Б. Агафонов, М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик, С. С. Трофимец, Н. Г. Жаворонкова, Н. Д. Вершило, В. В. Круглов, О. А. Ястребкова и многие другие.

Законодательство РФ в области охраны окружающей среды регулирует санитарные и экологические нормы, в том числе те, которые касаются действий по переработке и утилизации бытовых и производственных отходов. Согласно части 1 ст. 22 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должна поддерживаться безопасность конечных производственных отходов для окружающей природы и здоровья граждан. Ст. 8.2 КоАП РФ гласит, что по факту выявления нарушений в рассматриваемой сфере происходит наложение штрафа либо приостановление функционирования предприятия на период до девяноста суток.

Важно отметить, что в процессе переработки может возникнуть продукт, который не является отходом, а представляет собой результат переработки. В таком случае юридический субъект не подлежит административной ответственности за нарушение положений ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Автор полагает, что целесообразно регламентировать перечень законодательных норм (а именно ст. 8.2 КоАП РФ) в части несоблюдения санитарно-эпидемиологических и экологических предписаний.

В России на государственном и законодательном уровне установлены определенные стратегические задачи в сфере развития экологической безопасности вплоть до 2030 года. Среди них:

  • Совершенствование государственно-правового регулирования в сфере экологии и защиты природной среды;
  • Создание продуманной структуры управления в области поддержания промышленной и экологической безопасности, обеспечивающей скоординированность действий органов государственной власти;
  • Развитие технологий, гарантирующих безопасность процессов утилизации и переработки промышленных отходов;
  • Восстановление частично разрушенных природных биоценозов и систем.

Законодательная регламентация действий по обращению с промышленными и бытовыми отходами основывается на конституционных нормах. Ст. 42 Конституции РФ провозглашает право граждан страны на благоприятную среду обитания, получение правдивых сведений о ее реальном состоянии, права на компенсацию ущерба, который был причинен имуществу либо здоровью гражданина вследствие нарушений или преступлений в сфере экологической безопасности. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, каждый человек, в свою очередь, должен заботиться о сохранении окружающей природы, беречь и воссоздавать ее ресурсную базу.

Аналогичные принципы закреплены также в Федеральном законе №7-ФЗ от 10 января 2022 года «Об охране окружающей среды», который стал основой для наведения порядка в сфере защиты природной среды обитания и поддержания экологической безопасности.

Кроме того, Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года регулирует правила обращения с промышленными и бытовыми отходами, чтобы предотвратить их отрицательное воздействие на природную среду и здоровье населения.

К сегодняшнему дню полностью сложились приоритеты государственной политики в области операций с отходами:

  1. Стремление к уменьшению объема отходов и снижению класса их опасности.
  2. Предварительная сортировка и обезвреживание.
  3. Переработка и безопасная утилизация.

Вышеуказанные приоритетные векторы действий реализуются в согласовании с принципами сохранения качества жизни граждан, благоприятного состояния их среды обитания, ориентира на более полную выработку ресурсов, которая сократила бы долю отходов.

С каждым годом рассматриваемая проблема становится все более актуальной для нашей страны, поскольку реальный объем отходов постепенно растет, а условия их подземной утилизации, сжигания или наземного хранения во многом не соотносятся с законодательно установленными нормами и предписаниями соблюдения экологической безопасности. Ежегодно в рассматриваемой сфере правоохранительными органами обнаруживается от 20 до 30 процентов нарушений законодательства (от общего количества правонарушений), на каждое из которых выносится соответствующий акт реагирования.

Предупреждение нарушений и преступлений в сфере природопользования и защиты природной среды заняло на данный момент ведущее место в механизме правового регулирования экобезопасности, так как это направление встроено в общую структуру национальной безопасности РФ [2].

Начиная с 2019 года, в России реализуется нацпроект под названием «Экология», направленный на «оздоровление» региональной экологической обстановки. Деятельность данного проекта осуществляется в пяти направлениях, а именно: чистота воздуха, чистота воды, безопасная утилизация отходов, восстановление биоразнообразия, развитие наукоемких природоохранных технологий. В части действий с отходами предусмотрено создание комплексной инфраструктуры учета и контроля за их сортировкой, переработкой и утилизацией. В рамках проекта также ставится задача ликвидации незаконных мусорных свалок бытовых и промышленных отходов.

Одновременно, в соответствии с Государственной программой «Охрана окружающей среды», которая была утверждена постановлением Правительства РФ №326 от 15 апреля 2014 года, реализуется Федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО», ставящий целью предотвратить их опасное воздействие на биосферу и здоровье населения страны.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости применения комплексного подхода, объединяющего технологические, экономические, идеологические и правовые инструменты для эффективного разрешения проблемы бытовых и промышленных отходов. Важно проводить поиск инновационных технологий и внедрять их для снижения количества отходов производства, всячески продвигать применение безотходных или малоотходных технологических решений, перерабатывать отходы, получая вторичные энергетические либо материальные ресурсы и используя их в различных отраслях народного хозяйства.

Список литературы

  1. Грачкова Ю. Л. Экологическая безопасность и роль права в решении экологических проблем в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022. №5 (93).
  2. Антонова Т. Л., Евсикова Е. В. Основы правового регулирования обращения с производственными и бытовыми отходами и административная ответственность за их нарушение // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2020. №1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: