УДК 336.1

Правовые основы обеспечения финансовой безопасности России в условиях внешнего санкционного давления

Озов Алан Асланович – магистрант Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением финансовой безопасности в условиях внешнего санкционного давления. Особое внимание уделяется правовым средствам обеспечения финансовой безопасности.

Ключевые слова: финансовая безопасность, санкции, право, финансовая система, экономическое состояние.

Для начала стоит отметить, что финансовая безопасность представляет собой комплекс мер, средств и методов, направленных на всестороннюю защиту экономических интересов государства. В условиях санкционной политики на финансовую безопасность РФ и финансовую систему в целом обращается особое внимание. Актуальным выступает вопрос, связанный с восстановлением и укреплением финансового состояния государства, в том числе с помощью правовых средств и методов.

Правовые основы финансовой безопасности России определяются, в первую очередь, Конституцией РФ [1]. Например, в Основном законе нашего государства можно найти перечень государственных органов, ответственных за обеспечение финансовой безопасности и финансового суверенитета, полномочия отдельных органов в рамках обеспечения финансовой безопасности и т.д.

Далее выделим уровень федеральных конституционных законов. Например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [2] в ст. 18 регламентирует полномочия данного государственного органа в области экономики, что напрямую оказывает влияние на уровень обеспечения финансовой безопасности. Статья 19, в свою очередь, устанавливает полномочия Правительства РФ в рамках бюджетной, финансовой и денежно-кредитной политики.

Правовую основу финансовой безопасности России составляет огромное количество федеральных законов. Практически все существующие законодательные акты на федеральном уровне затрагивают вопросы финансовой безопасности в том или ином аспекте и проявлении.

Подзаконные акты также составляют правовую основу финансовой безопасности РФ. Так, важное значение имеет Стратегия финансовой безопасности на период до 2030 года, утвержденная Президентом РФ [3]. В п. 2 документа прописано, что «в настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности».

В Стратегии раскрываются такие понятия, как «экономическая безопасность», «угрозы и вызовы экономической безопасности» и т. д.; определяются основные угрозы экономической безопасности в современном мире; указываются направления государственной политики в области экономической безопасности; осуществляется оценка состояния экономической безопасности и т. д. Данный документ имеет программное и ключевое значение в области осуществления государственной деятельности по обеспечению финансовой безопасности и финансового суверенитета.

Хотелось бы отметить, что принятие указанной Стратегии можно оценивать как значимый шаг на пути к решению проблем в сфере обеспечения экономической безопасности в российском государстве. Интерес представляет собой то обстоятельство, что в данном документе впервые обращается внимание на военные угрозы экономической безопасности, поскольку до недавнего времени значительного внимания им не уделялось. Преимуществом выступает и то, что в Стратегии указано, какой орган несет ответственность за реализацию тех или иных мероприятий в области обеспечения финансовой безопасности. Однако, вместе с этим, анализ Стратегии показал, что в ее положениях присутствуют отдельные недостатки. Так, Правительство РФ отвечает за выполнение Стратегии, при этом данный орган власти также контролирует ее реализацию, что приводит к так называемому самоконтролю.

Как уже было отмечено в начале исследования, в настоящее время с учетом геополитической обстановки, нестабильности в глобальной экономике и наличия ограничительных мер со стороны недружественных государств актуальным является вопрос обеспечения финансовой безопасности российского государства в условиях санкционного давления. Безусловно, имеющиеся санкции создают негативные последствия для финансовой системы, влияют на перераспределение ресурса, отрицательно сказываются на благосостоянии граждан. Тем самым, силы государства должны быть направлены на обеспечение финансовой безопасности, в том числе с помощью правовых методов. Как отмечает в своем исследовании У. С. Гаценко, анализ санкционных мер показал, что большинство из них направлены на банки, которые частично или полностью находятся под контролем государства [5, с. 55].

Итак, одна из основных задач российского государства на современном этапе – создать эффективные средства правового реагирования на имеющиеся санкционные меры для того, чтобы снизить негативный эффект от них. Представляется, что в современных реалиях актуальным выступает принятие отдельного системообразующего закона, в рамках которого будут определены принципы антисанкционной политики российского государства, конкретный перечень мер, будет урегулирован понятийный аппарат. Как отмечает в своем исследовании А. В. Габов, «формирование новых нормативных положений должно осуществляться в соответствии с теми новыми реалиями, с которыми Россия столкнулась в 2022 г., а именно с ограничительными мерами (санкциями) в отношении не только самого государства, но, прежде всего, связанных с ним лиц (это довольно широкая категория, включающая: граждан и юридических лиц, а также связанных с ними лиц, соотечественников)» [4, с. 98].

В настоящее время антисанкционные меры получили свое отражение в нормативных правовых актах разного уровня, сюда входят и федеральные законы, и подзаконные акты. Анализ законодательства показал, что акты, направленные на противодействие внешнему санкционному давлению, принимаются непрерывно. Нормативные правовые акты касаются льготного кредитования, расширения экономической поддержки регионов, выкупа площадей ушедших из России торговых компаний и т.д. Так, например, в конце декабря 2023 года Госдума РФ приняла в III окончательном чтении антисанкционный закон с учетом внесенных Правительством РФ поправок [6]. В рамках законодательных изменений были продлены контрсанкционные полномочия Банка России. В частности, он может приостанавливать или ограничивать сделки кредитных и некредитных организаций на срок до шести месяцев в том случае, если сделки имеют подозрительный или рискованный характер. Также были сохранены полномочия Национального финансового совета, связанные с формированием перечня счетов и операций Банка России, подлежащих проверке со стороны Счетной палаты РФ.

Таким образом, отметим, что правовые основы обеспечения финансовой безопасности России в условиях внешнего санкционного давления определяются законодательными нормами, касающимися финансовой безопасности и финансового суверенитета в целом, а также нормами законодательства, принятыми непосредственно ввиду введения санкций против РФ. Отметим, что органы государственной законодательной и исполнительной власти активно осуществляют действия, нацеленные на устойчивое экономическое развитие государства. Основу составляет принятия антикризисных и антисанкционных нормативных правовых актов.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
  2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 45. Ст. 7061.
  3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
  4. Габов, А. В. Антисанкционные меры в российском праве / А. В. Габов // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2023. – Т. 18, № 3. – С. 96-141.
  5. Гаценко У. С. Финансовая безопасность государства и ее урегулирование в условиях санкций / У. С. Гаценко, Д. Д. Тоторкулова // Территория науки. – 2022. – № 6. – С. 54-59.
  6. Госдума приняла в окончательном чтении дополненный поправками антисанкционный закон. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/gosduma_prinyala_v_okonchatelnom_chtenii_dopolnennyy_popravkami_antisankcionnyy_zakon.html (дата обращения: 05.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: