УДК 34

Правовой режим санкционного комплаенса

Калугин Михаил Григорьевич – студент Уральского государственного экономического университета.

Научный руководитель Мансуров Гафур Закирович – заведующий кафедрой гражданского права, доктор юридических наук, доцент Уральского государственного экономического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается потенциал санкционного комплаенса для того, чтобы в дальнейшем минимизировать или полностью предотвратить риски при ведении бизнеса на территории России, с учетом того, что коллективный Запад наложил различные санкции. Анализ доктринальных и нормативных источников показал, что существуют некоторые проблемы при работе с данным видом комплаенса, так в его основе лежат официальные документы, но при этом есть необходимость в создании уникальной системы мер с учетом географической, отраслевой, иной специфики работы той или иной коммерческой организации.

Ключевые слова: санкции, санкционный комплаенс, коммерческие организации, бизнес, предпринимательский риск, юридическая ответственность.

Такие категории как бизнес и риск связаны между собой неразрывно. Предпринимательская деятельность уже подразумевает рискованный характер, который отражен в ст. 2 ГК РФ. Предпринимательский риск - это вероятность такого стечения обстоятельств, при котором может наступить прекращение данной деятельности в рамках обстоятельств непреодолимой силы. Для характеристики предпринимательского риска следует понимать, что он может быть как объективным, так и субъективным[5]. Объективно - это возможность, что вредные последствия могут наступить; субъективно - это осознание того факта, что при выборе того или иного варианта развития событий вредные последствия могут наступить.

Всего с 2014 году было введено свыше 18772 различных ограничений против России, 11374 из которых ввели после вступления РФ в СВО (специальной военной операции) на Украине. То есть ключевой риск для бизнеса в настоящее время, это введение санкций.

Правовые решения государства для противодействия санкциям.

В процессе разработки санкционной комплаенс-стратегии опираться следует на то, какие правовые решения принимает государство, для их классификации можно использовать несколько оснований, а именно: 

— по юридическому оформлению: закреплены ли они в нормативно - правовых документах.

— по сроку принятия: безвременные или с ограничением по времени;

—по содержанию: могут касаться регламентирования разных сфер: налоги, валютные операции, реализация государственного контроля и т.д.;

— по масштабу действия: касается некоторых отраслей или экономики в общем;

— по характеру воздействия: стандартные и чрезвычайные;

— по этапу принятия: уже выполняются на практике или находятся в фазе разработки.

На современном этапе у правового регулирования есть несколько характерных черт, например оперативность внесения изменений в законодательство[3]. Так Указом Президента РФ от 09.06.2022 № 3606 уже не нужно было придерживаться требования, предъявляемого ранее к эспортёрам, согласно которому следовало отдавать 50% валютной выручки. 10 июня 2022 года Банк России снизил ключевую процентную ставку с 11 до 9,5 % годовых, так как инфляция замедлилась и в меньшем масштабе произошло снижение экономической активности, чем было прогнозировано. А во из-за турбулентности на рынке финансов в феврале ставка выросла до 20%.

Следующий момент, это преобладание подзаконных нормативных правовых актов. Объяснить этот факт не сложно, так как принять ФЗ сложно, эта процедура имеет несколько ступеней реализации, а вот для того, чтобы регулировать вопросы экономики максимально эффективно, следует принимать не только взвешенные, но и быстрые решения. Решения РФ на правовом поле продиктованы необходимостью принятия ответных мер в связи с очередных пакетом санкций.

Меры, которые вводит государство, комбинированные.

Государство придерживается политики поддержания бизнеса, поэтому подходы для помощи ему различны, в частности используется разработка локальных нормативно - правовых актов или документов, которые делают проще разрешительные процедуры[1]. Весной 2020 года был всплеск в сфере нормотворчества и из этого примера можно выявить общие черты, свойственные для правового регулирования данного направления. Итак, в 2022 году следующая специфика правовых решений:

1) Формирование уникальных решений в области права, без стандартизации мер, индивидуальный подход;

2) Решения в отрасли права это ответные меры на санкции, а не превентивные;

3) Все принятые нормативные документы можно трактовать двояко. С одной стороны это контрсанкции для предприятий с недружественных государств, с другой стороны это государственная поддержка отечественных предпринимателей.

4) Разработка нормативно - правовых актов подзаконного типа идет вместе с пакетами ФЗ, чтобы обеспечить переформатирование экономики. 

Все меры, которые принимаются сегодня в России в том, что касается изменения законодательства, направлены на поддержание собственного товарного рынка, чтобы экономика России стала как можно менее зависима от зарубежной экономики.

«Санкционное право», как отдельное направление развития санкционно - правового режима как в экономической, так и в коммерческой деятельности[6]. Этот режим совершенно особый и с течением времени будет трансформироваться в ординарный. Санкционный комплаенс представляет собой часть такой системы, как комплаенс контроль, где комплаенс - это соответствовать. Так как закона о комплаенсе н существует, то легального определения этого понятия так же нет.

Есть несколько авторских понятий комплаенса, комплаенс - контроль меняется в зависимости от места его применения, он может быть этическим и юридическим, операционным и репутационным и не только.

К комплаенсу есть два подхода с точки зрения организации построения, а именно:

а) соблюдение норм;

б) анализ рисков.

Санкционный комплаенс предназначен для того, чтобы коммерческие организации получили возможность управлять санкционными рисками[4]. Трактовать комплаенс можно как «независимую систему бизнес-процессов организации, направленную на выявление и минимизацию рисков, связанных с введенными санкционными ограничениями в отношении организации, дочерних структур организации, клиентов, контрагентов, партнеров, вендоров, корреспондентов организации»; «систему следования введенным запретам и ограничениям».

Данный вид комплаенса отличается экстерриториальным характером ограничительных мер, параллельным действием разных санкционных режимов и быстроменяющимся законодательством.

По словам С. Б. Станкевича, инструменты и процессы санкционного комплаенса направлены на то, чтобы:

предотвратить и выявить нарушения комплаенса;

расширить возможности взаимодействия с подсанкционными лицами;

минимизировать риски включения организации в санкционные списки;

защитить компанию от нарушений, которые могут нанести значительный ущерб репутации и повлечь колоссальные финансовые потери.

Говоря о том, что существуют такие категории, как меры ограничений, санкционные меры или санкционный комплаенс, важно понимать как они закреплены в международных санкциях. Определения для этих понятий можно встретить в праве разного рода, то есть это как право, действующее на территории Российской Федерации, так и международное право, например в международном праве эти определения встречаются в положениях главы 7 Устава ООН, где указана необходимость введения таких мер, которая обоснована фактами и примерами [2].

Определение санкций может быть различным не только в отечественных и международных источниках права, но и доктрине современного права международного масштаба, для примера рассмотрим несколько мнений и определений. Так, И. С. Пятибратов говорил о том, что меры ограничения и санкции это примерно одно и тоже, их могут вводить разные субъект международного права и для практической реализации санкций используют конкретные действия тех или иных государств. А. А Бородаенко согласна с данной точкой зрения и уточняет, что понятие санкции может быть спокойно заменено на меры, так как они аналогичны друг другу. Тем не менее у данного мнения есть и оппозиция, которая относится больше к понимаю международных санкций, наложенных в настоящее время на Россию.

Неоднозначность мнений связано с тем, что международные санкции вводятся не столько как мнение всего мира или мирового сообщества, а как мнение конкретного государства, которое использует международную организацию, как возможности легализации своих претензий. Например в том, что касается международных санкций относительно РФ, большая часть их них была инициирована США, администрируема Управлением по контролю за иностранными активами США как подразделением Министерства финансов США.

Несмотря на то, что санкции подаются с точки зрения мировых, они подвергаются критике в прессе, как в отечественной, так и в зарубежной, даже высшие лица других стран открыто обвиняют США в том, что они злоупотребляют властью и навязывают свою точку зрения другим странам используя такой принцип, как экстерриториальность, формальное закрепление которого также отсутствует в современном законодательстве и может быть рассмотрено как распространение юридической силы нормативных актов и актов правоприменения за пределы территории государства, их принявшего, а также иных территориальных образований, обладающих нормоустановительной компетенцией.

Что входит в санкционный комплаенс, можно узнать, в частности, из детального руководства по его основным элементам, которое в 2019 году выпустило OFAC (Управление по контролю над иностранными активами США).

К ним относятся, помимо прочего, внедрение системы оценки рисков и внутреннего контроля, тестирование и аудит работы системы в условиях санкций, обучение персонала. «Еще на практике применяется система так называемого быстрого ответа[5]. Она предполагает постоянный мониторинг изменений санкционного регулирования и выработку вариантов оперативной реакции на них», — отмечает Марат Самарский, адвокат, старший юрист практики санкционного права BGP Litigation

Без этого организация рискует неправильно выстроить рабочие процессы и столкнуться с невозможностью реализовать свои цели или же со штрафами и блокировками, полагает эксперт.

Как автоматизировать санкционный комплаенс.

Для автоматизации этого процесса нужно использовать специализированные базы данных (СБД). Такие базы необходимы:

Если у бизнеса десятки, сотни и даже тысячи клиентов, которых он не может проверять вручную.

Если в компании мало сотрудников и нужно автоматизировать процесс проверки контрагента. СБД позволяют проводить мониторинг клиентов на автоматической основе: как только информация обновляется в профиле контрагента, вы сразу же получаете соответствующее уведомление.

В чем заключается санкционный комплаенс? В расширенной проверке потенциальных контрагентов и предполагаемых сделок (англ. comprehensive due diligence). Ключевое условие эффективности такой проверки — ее проведение до, а не после вступления в отношения с контрагентами или совершения сделки[3]. С учетом серьезных последствий от несоблюдения американских предписаний проверять на предмет наличия имен в санкционных перечнях нужно не только лиц, уполномоченных принимать решение по сделке, но и делающих это коллегиально (на совете директоров и в дочерних структурах).

Также в связи с угрозой вторичных санкций проверке должны подвергаться неамериканские контрагенты и третьи лица, взаимодействующие с субъектами, которые находятся под американскими санкциями.

Санкции – внешнеполитические меры, которые представляют собой определенные ограничения для другой страны и ее граждан. Инициировать санкции могут как международные организации и объединения (ООН, ЕС), так и отдельные государства. Видов санкций довольно много, но чаще всего их разделяют на блокирующие и секторальные.

Блокирующие санкции запрещают любые операции с физическими или юридическими лицами из санкционного списка. Если лица состоят в санкционном списке Европейского союза, то ЕС запрещает другим организациям работать с деньгами или другими экономическими ресурсами, совершать сделки для предоставления преимуществ. Если лица состоят в списке OFAC, США запрещает другим компаниям предоставлять товары или услуги и действовать в экономических интересах.

Секторальные санкции связаны с ограничением финансирования и распространяются в основном на банки, предприятия нефтяной отрасли и оборонной промышленности. Экономические санкции Обратим отдельное внимание на этот вид санкций, поскольку они оказали большее влияние на российский бизнес.

Экономические санкции предназначены для изоляции страны от внешнеэкономической деятельности. К таким мерам можно отнести: Эмбарго на ввоз в страну или вывоз из нее ряда товаров, услуг, валюты; Заморозка активов государства и его компаний на территории других стран; Отключение от международных систем, например, SWIFT; Финансовые ограничения и прочее.

Порядок действий в случае попадания организации в санкционные списки В первую очередь, необходимо минимизировать риск привлечения к ответственности лиц, на которых распространяются требования санкционного законодательства. Далее нужно оценить ситуацию относительно уже заключенных контрактов и сформировать минимальные условия неисполнения обязательств по договорам.

Для этого стоит оценить общую картину всех ограничений как блокирующих, так и секторальных, которые прямо или косвенно коснулись вашей компании. Тщательно проанализируйте и закрепите возможность расторжения договорных отношений без негативных последствий для организации. Действуйте превентивно и не допускайте риск распространения на компанию вторичных санкций.

Для формирования более эффективных механизмов обхода санкций лучше обращаться за помощью к специалистам. Поиск новых возможностей и ниш для бизнеса Российский рынок покинули многие зарубежные компании из разных секторов экономики. Временное прекращение деятельности иностранных компаний открывает новые возможности для открытия бизнеса в освободившихся нишах. Для этого государство разрабатывает и внедряет меры поддержки малого и среднего бизнеса. Так, необходимость удовлетворять запросы потребителей формирует сферы, в которых присутствует высокий спрос.

Истории российских компаний «Гудзон», «Инстар-Лоджистикс», «Дайвтехносервис» и кейсы российских IT-стартапов показывают важность наличия санкционной комплаенс-программы. Если у компании есть хоть минимальная вовлеченность в международный бизнес или мировую финансовую систему, то данные риски не стоит недооценивать.

Еврокомиссия предлагает считать уголовными преступлениями следующие нарушения санкций:

- предоставление средств или экономических ресурсов подсанкционному лицу, компании или организации;

- неспособность заморозить эти средства;

- обеспечение въезда подсанкционных лиц на территорию любой из стран ЕС или их транзита через Евросоюз;

- заключение с третьими странами сделок, которые запрещены или ограничены мерами ЕС;

- торговля товарами или услугами;

- осуществление запрещенной финансовой деятельности;

- предоставление других услуг, которые запрещены или ограничены.

За эти преступления физические лица могут быть лишены свободы на срок от пяти лет. Юридическим лицам грозит штраф в размере не менее 5% от общего мирового оборота за финансовый год, предшествующий наложению штрафа.

В настоящий момент даже владельцы компаний не застрахованы от последствий взаимодействия с контрагентами, попавшими в те или иные санкционные списки. Кроме того, все большее количество юрисдикций начинает соблюдать американские санкционные предписания; и об этом не стоит забывать.

В конце концов санкционный комплаенс — это форма безопасности не только от финансовых и репутационных потерь, но также безопасность от потенциального уголовного преследования, как компании, так и ее руководства.

Список литературы

  1. Гландин С., Примаков Д. Санкционный комплаенс в 2019 г.: тенденции и новые веяния // Legal Insight. 2019. № 04 (80). С. 36.
  2. Дарадонов К. В. Санкционный комплаенс: вопросы достаточности нормативного обеспечения // Бизнес. Образование. Право. — 2021. — № 2 (55). — С. 263–268.
  3. Добрынина Л. Ю., Губарева А. В. Правовое обоснование ответных мер Российской Федерации на экономические санкции США, ЕС и их союзников // Национальная безопасность. 2020. № 1. С. 32.
  4. Ершова И. В., Санкционный комплаенс, или Внутрифирменное управление рисками от рестрикций // — 2022. — Т. 17. — № 8. — С. 93–103. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.093-103.
  5. Копытин Д. Что такое compliance, или Играем по правилам // 2020. № 2. URL: http://www. kadrovik.org/chtotakoe-compliance-iliigraem-popravilam (дата обращения: 22.12.2023).
  6. Тимофеев И., Хоменко М. Управление риском санкций: семь стереотипов и пять элементов // URL: https:// pravo.ru/story/221854/ (дата обращения: 22.12.2023).