УДК 343

Некоторые проблемы законодательной регламентации объекта и объективной стороны хулиганства

Долгих Алена Олеговна – студентка Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Хулиганство, как и ряд иных запрещенных уголовным законом деяний, совершаемых из хулиганских побуждений – преступление распространённое, дерзкое, выступающее по меткому выражению отечественных криминологов, в качестве «начальной школы» преступности, а потому – нуждающееся в пристальном внимании и дальнейшем научном анализе. В отечественном и зарубежном законодательстве хулиганские действия с давних пор признаются преступными и уголовно наказуемыми. Ввиду изменения и усложнения общественных отношений нормы о хулиганстве периодически подвергаются законодательной правке. Из-за этого научные исследования, посвященные анализу хулиганских преступлений в той или иной редакции, теряют свою актуальность, появляется необходимость в изучении новых форм и видов хулиганства, доселе невозможных.

Ключевые слова: Уголовный Кодекс Российской Федерации, хулиганство, объект хулиганства, порядок, мелкое , объективная сторона хулиганства, общественная опасность.

В этой исследовательской работе изучены ключевые аспекты правовой регламентации объекта, объективной стороны хулиганства, как нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Стоит отметить, что признаками этого преступного деяния сейчас являются риски общественному порядку, применение оружие или предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда здоровью и жизни человека. Законодательная регламентация или правовое регулирование представляет собой процесс конкретизации информации о совершенном правонарушении, указание возможной юридической ответственности и обязательную оценку объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон преступления. Также важным компонентом состава уголовного правонарушения является вина участника, то есть признанием им активного влияния на произошедшее, понимание неправильности своих действий.

В этой части исследовательской работы мы рассмотрим уникальные особенности, принципы и признаки развития современного уголовного законодательства. Так, например, в УК РФ сочетаются положения традиционного характера и жесткие санкции, меры смягчения ответственности и условия для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Для понимания дальнейших способов улучшения показателей этой системы необходимо провести всесторонний анализ нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих аспекты уголовных правонарушений. Гуманизация уголовного законодательства является как никогда актуальной.

Законодательная регламентация имеет множество уникальных черт, которые проистекают из актуальных трендов уголовного права в Российской Федерации [1, с. 577]. Однако в реальных условиях правовой контроль, надзор и регулирование можно определить, как процессы, направленные на подчинение субъектов каким-либо установленным правилам [2]. Происходит упорядочивание правонарушений, регулирование общественных связей для уточнения границ правовой сферы в контексте отдельной группы преступлений, в том числе хулиганства (побоев, массовых беспорядков, причинения вреда здоровью третьих лиц). [3, с. 5]. Проблемы законодательной регламентации признаков хулиганства заключаются в том, чтобы отразить в законах признаки хулиганства так, чтобы они не «выходили за рамки» уже существующего законодательства, а также не создавали коллизии в законах и подзаконных актов, конкуренции норм. Определить, какие сейчас перед законодателем проблемы регламентации признаков хулиганства, можно только разобрав сами признаки хулиганства и погрузившись в вопросы квалификации данного преступления.

Законодатель в статье 8 Уголовного кодекса Российской Федерации указывает, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом [4]. Состав преступления «хулиганство» в Уголовном кодексе РФ нашел свое место в статье 213, которая входит в главу 24, а она, в свою очередь, содержит в себе составы преступлений против общественной безопасности. И хотя, как мы далее убедимся, хулиганство преступление скорее против общественного порядка, посягать на общественную безопасность оно не перестает. Хулиганство – это преступление, так как находится в Особенной части Уголовного кодекса РФ, а значит, должно иметь свой состав преступления [5, с. 35]. Логичным представляется начать с признаков объекта преступления, ведь объект – это, как указывает Харабара И. В., общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым в результате совершения преступления причиняется вред (или же создается угроза причинения такого вреда) [6, с. 1]. Если объект совершенного деяния не соответствует тому, который указан у того или иного состава преступления, то встает вопрос о правильности квалификации деяния. Интересно то, что хулиганство, как и все другие составы преступлений из Особенной части Уголовного кодекса РФ, имеет помимо четырех обязательных видов объектов: общего, родового, видового и непосредственного – также и дополнительный, в науке называемый «факультативный» объект. Некоторые авторы различают понятия факультативного и дополнительного объекта преступления.

Например, Кругликов Л. Л. определил, что «под дополнительным объектом преступления понимается то общественное отношение, которое неизбежно ставится в опасность причинения вреда при посягательстве на основной объект, но охраняемое соответствующей нормой уголовного права попутно, тогда как при других обстоятельствах оно заслуживает самостоятельной уголовно-правовой охраны». [7, с. 48]. И одной из проблем законодательной регламентации по хулиганству – дополнительный объекта преступления. Например, в части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации указывается, что хулиганство обязательно должно быть совершено либо с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.

Дополнительным объектом у хулиганства является либо здоровье человека, либо собственность. В случае с мотивами объектами могут выступить основы конституционного строя и безопасность государства, так как данные мотивы и действия могут образовать состав такого преступления как возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, указанного в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации [4]. Признак общественной опасности содержится в определении преступлении, которое, в свою очередь, содержится в статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации: «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» [4]. И здесь, с признаком общественной опасности хулиганства, у законодателя также есть проблемы. Дело в том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях тоже содержит в себе статью, связанную с хулиганством. Законодатель поместил данное правонарушение в статью 20.1, назвав его «мелким хулиганством» при сохранении объектов: общественного порядок и общественной безопасности [8]. Очевидно, что общественная опасность деяний, перечисленных в КоАП РФ, меньше, чем в УК РФ.

Однако причины, по которым возможно разграничение на мелкое и условно «большое» хулиганство», конечно, очевидны: общественно-правовые последствия носят куда более глубокий и длительный характер, восстановление чего-либо или кого-либо дольше. Неверным является то, что законодатель решил разграничить хулиганство на административную и уголовную сферу лишь добавлением слова «мелкое» перед «хулиганством» в вышеупомянутой статье 201. КоАП РФ. Данное действие в качестве законодательной регламентации только создало проблемы. Например, непрофессиональным юристам тяжело разграничить мелкое хулиганство и хулиганство. Обыватель не сможет обратиться за защитой своих нарушенных прав в силу непонимания формулировки закона. Да, хулиганство в соответствии со статьей 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не входит в перечень статей частного или частно-публичного обвинения, однако это не исключает возможности обращения граждан в правоохранительные органы [9]. На самом деле, решение данной проблемы простое: необходимо переосмыслить содержание состава правонарушения «мелкое хулиганство» и заменить его иным словом.

Как говорил знаменитый психолог Зигмунд Фрейд, «признание проблемы – половина успеха в её разрешении». Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что проблемы законодательной регламентации объекта и объективной стороны хулиганства существуют, но при этом они решаемы. Объект у хулиганства как преступления определенно есть, однако вопрос об официальном толковании дополнительного или даже факультативного объекта, по нашему мнению, должен однажды решиться, например, Верховным судом Российской Федерации, Постановлением Пленума. А вот вопрос с признанием «тяжелого» понимания должен решиться более сложным путем. Необходимо проанализировать весь Кодекс об административным правонарушениях и понять, каким понятием лучше заменить «мелкое хулиганство».

Список литературы

  1. Большой русско-английский словарь = Comprehensive russian - english dictionary : Более 160000 слов и словосочетаний : С прил. крат. сведений по англ. грамматике и орфоэпии, сост. А. И. Смирницким / [О. С. Ахманова и др.] ; Под общ. рук. А. И. Смирницкого ; Под ред. О. С. Ахмановой. - 27-е изд., стер. - Москва : Русский язык - Медиа, 2004. – 758 с.; ISBN 5-9576-0093-8 (в пер.)
  2. Толковый словарь русского языка в 4 томах. – Т. 3. – РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. [Электронный ресурс] – URL: http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/17/us3d1406.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения 19.10.2023).
  3. Грозина Е. В. Правовой режим и правовое регулирование // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2017. – №4 (83). – 6 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-i-pravovoe-regulirovanie (дата обращения: 19.10.2023).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 19.10.2023).
  5. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. – М. – 2002. – 164 с.
  6. Харабара Иван Витальевич ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ // Образование и право. – №6. – 6 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obekt-prestupleniya-i-ego-vidy (дата обращения: 19.10.2023).
  7. Отв. ред. Кругликов Л.Л.. Уголовное право России. Часть общая. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер. – 2005. – 592 с.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 20.10.2023).
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 1 апр. 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 20.10.2023).