УДК 65-05

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: проблемы регулирования и квалификации

Заяшникова Ирина Алексеевна – студент Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Научный руководитель Качурова Елизавета Сергеевна – кандидат юридических наук, доцент Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам в области регулирования и квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автором обосновывается идея о том, что проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств могут быть установлены в результате анализа судебной практики по данной категории уголовных дел в части уяснения причин вынесения судами оправдательных приговоров. Автором проанализированы имеющиеся точки зрения в литературе, а также материалы судебной практики; выявлены правоприменительные проблемы, возникающие при квалификации, и по каждой выявленной проблеме были выработаны предложения правоприменителю.

Ключевые слова: правила дорожного движения, транспортное средство, квалификация, правовое регулирование, санкции, эксплуатация транспортных средств, дорожно-транспортное происшествие, участники дорожного движения.

На сегодняшний день, обеспечение безопасности дорожного движения – одна из актуальнейших социальных и экономических проблем любого государства. Несмотря на некоторое снижение в Российской Федерации в последние годы уровня аварийности и её основных показателей, проблема не утратила своей остроты. Ежедневно на дорогах погибает около 70 человек и примерно 670 получают ранения различной степени тяжести. [12] При этом почти 60% пострадавших составляет активная и трудоспособная часть населения – люди в возрасте от 17 до 40 лет. Из общего числа пострадавших каждый десятый погибший и каждый восьмой раненый – подросток. По оценкам экспертам, экономические потери от дорожно-транспортных происшествий ежегодно составляют в стране более 15 трлн. руб. [10, С. 122]

За нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств предусматривается два вида ответственности. Если совершенное общественно-опасное деяние повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, то лицо подлежит административной ответственности. [11, С. 116] В случае причинения тяжкого вреда здоровью или причинения смерти потерпевшего наступает уголовная ответственность.

Систематическое нарушение правил дорожного движения является широко распространенной проблемой, которая затрагивает не только отдельных лиц, но и общество в целом.

Правила дорожного движения вводятся в действие для обеспечения безопасного и упорядоченного движения транспортных средств и пешеходов по дороге, однако, когда эти правила неоднократно игнорируются, это приводит к множеству проблем, которые охватывают широкий спектр социальных, экономических и других аспектов. Одной из наиболее серьезных проблем, возникающих в результате систематического нарушения правил дорожного движения, является нарушение безопасности всех участников дорожного движения. Правила дорожного движения разработаны с учетом соображений безопасности, и когда они игнорируются, риск несчастных случаев и травм резко возрастает. В ситуациях, когда все остальные факторы остаются равными, такое систематическое поведение, хотя и указывает на повышенный общественный риск, тем не менее, не приводит к более суровому наказанию, чем простое повторение правонарушения.

Вопросы квалификации всегда являются достаточно актуальными для правоприменителя, поскольку именно она указывает на результаты работы по расследованному уголовному делу: а) были ли установлены все фактические обстоятельства совершенного общественно-опасного деяния; б) насколько правильно была определена норма уголовного закона, которая, по мнению правоприменителя, и должна быть применена в данном конкретном случае. [8, С. 56] В отношении расследования дорожно-транспортных преступлений ситуация осложняется тем, что статья 264 УК РФ имеет бланкетный характер, поэтому для правильной квалификации необходимо вначале определить и оценить общественно-опасное деяние с точки зрения несоответствия требований, содержащихся в Правилах дорожного движения Российской Федерации, [2] а также определить какой вред здоровью был причинен в соответствии с Медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. [9, С. 47]

По результатам проведенного правового анализа нормативных актов и материалов судебной практики в исследуемой области, следует отметить следующее:

  1. Безопасность дорожного движения – это процесс, отражающий степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
  2. По оценкам некоторых экспертов, в настоящее время в России действует более 1700 законов и постановлений, касающихся безопасности дорожного движения. Если во многих экономически развитых странах преобладают инженерно-технические средства решения проблем безопасности дорожного движения, то в России, к сожалению, наблюдается обратная картина. По-прежнему ведущее место занимают нормативно-правовые аспекты решения проблемы, которые пытаются максимально «регламентировать» все стороны процесса дорожного движения. В этом контексте практически невозможно добиться ситуации, при которой каждый участник дорожного движения и сотрудник ГИБДД всегда действуют в полном соответствии со всеми правилами и нормами, установленными в этой области. [9, С. 47] В этой связи, как у сотрудников ГИБДД и водителей, так и у лиц, оказывающих юридическую помощь в качестве адвокатов при производстве по делам об административных правонарушениях, а также улиц, рассматривающих такие дела, зачастую отсутствует единое понимание многочисленных правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере дорожного движения. Представляется, что именно эту ситуацию необходимо кардинально изменить в сторону правового единообразия. [5, С. 43]
  3. Не на все нормативные положения Правил дорожного движения РФ распространяются соответствующие охранительные нормы главы 12 КоАП РФ.
  4. Существует необходимость сделать санкции соответствующих положений КоАП РФ безальтернативными, что может максимально повысить так называемый «объективный субъективизм» правоприменителей и упростить процедуру в отношении фиксированных размеров административных штрафов. Это связано с тем, что смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые должны быть выявлены в ходе производства в упрощенном порядке по делам об административных правонарушениях, должны рассматриваться как отдельные вопросы, применимые к административным правонарушениям. Поэтому в таких случаях выбор правоприменителем степени тяжести из предусмотренных законом альтернатив для административных правонарушений может быть сделан только на субъективной основе, что недопустимо.
  5. Для решения указанных выше проблем следует более сурово наказывать повторные нарушения правил ПДД и нарушения, повлекшие ДТП со смертельным исходом, а именно применять санкции в виде пожизненного лишения прав. [4, С. 138] Также, следует установить большее количество камер фото-видеофиксации на трассах, т.е. на более опасных участках, где превышение скорости распространено больше всего. Как говорилось ранее, не вызывает сомнений, что административная ответственность за нарушение правил дорожного движения требует более эффективного обеспечения безопасности дорожного движения посредством административной ответственности. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения является одним из основных направлений деятельности Российской Федерации. [6, С. 577]

Ответственность и наказуемость преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств целесообразно дифференцировать в зависимости от того, было или нет нарушение правил грубым (злостным), поскольку в этих случаях степень опасности лица, совершающего неосторожное преступление, значительно выше. [4, С. 39] Необходимо отредактировать текст статьи 264 УК РФ, предусматривающий ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Предлагается текст статьи 264 УК РФ в следующей редакции:

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

  1. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права управлять транспортным средством до двух лет или без такового.
  2. Грубое нарушение лицом, указанным в части первой настоящей статьи, 106 правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, а также смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством до трех лет.
  4. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, а также смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы от четырех до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. В случае принятия данной редакции текста статьи ответственность за автотранспортные преступления станет более справедливой и юридически выверенной.

Список литературы

  1. О безопасности дорожного движения : федер. закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4873.
  2. О Правилах дорожного движения: постановл. Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020 г.) (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Российские вести. – 1993. – № 227.
  3. Приговор Каякентского районного суда (Республика Дагестан) от 24.10.2018 № 1-3/2018 1-55/2017 по делу № 1-3/2018. URL: https://sudact.ru/regular/doc/YNer7OGqoSYq/ (дата обращения: 29.01.2024).
  4. Атанова Т.О. Лишение права управления транспортным средством как мера наказания за систематическое совершение административных правонарушений // Алтайский юридический вестник. – 2021. – № 1 (33). – С. 38-41.
  5. Ахтанина Н.А. К вопросу об административной ответственности за систематические нарушения в области дорожного движения / Н.А. Ахтанина // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. – 2020. – № 1(3). – С. 40-46.
  6. Боровинских А.Е. Проблемы административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожногодвижения / А.Е. Боровинских. // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 3(42). – С. 575-580.
  7. Булгаков Д.Б. Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения / Д. Б. Булгаков. – Текст: непосредственный. // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 286-288.
  8. Дядькин Д. С., Дядькина С. Б. Квалификация нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенных несколькими водителями // Вестник Сургутского государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 54–59.
  9. Евсикова Е.В. / Актуальные проблемы охраны и защиты прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях в условиях цифровизации // Сборник статей по результатам II международной научно-практической конференции «Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве». // под ред. Е.В. Евсиковой, И.В. Хмиль - г.Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023. – Т.1. – С. 45-52.
  10. Копин Д.С. Проблемы и перспективы применения мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. // Международный журнал гуманитарных и массовых наук. – 2023. – №2-2 (77). – С. 122-128.
  11. Серебряков В.В. Актуальные вопросы перехода к балльной системе ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения в Российской Федерации // Криминологический журнал. – 2023. – №1. – С. 115-119.
  12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК. URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 30.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: