УДК 34

Юридическая ответственность в исполнительном производстве

Трубина Алина Денисовна – студентка магистратуры по направлению прикладной юриспруденции Петрозаводского государственного университета. 

Аннотация: Настоящее исследование посвящено вопросам наступления юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере исполнительного производства. Также в статье рассматриваются вопросы внесения ключевых изменений в законодательство об исполнительном производстве, с отсылкой на влияние изменения правового статуса судебных приставов-исполнителей на наступление юридической ответственности в отношении последних, как уполномоченных лиц и особых субъектов исполнительного производства.

Ключевые слова: юридическая ответственность, исполнительное производство, юридический факт, государственные гражданские служащие.

В этой исследовательской работе рассмотрен вопрос определения сущности юридической ответственности в рамках исполнительного производства. Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации, это понятие обладает уникальными признаками, а также к нему предъявляются особые правила классификации. Юридическая ответственность представляет собой процесс применения мер государственного регулирования при совершении субъектов конкретного правоотношения. К наиболее важным признакам отнесены действия в категории принуждения и наличие законодательных предписаний по выбору оптимального метода воздействия на лицо, нарушившее нормы общественного поведения (совершившее преступное деяние). При написании этого исследования автор использовал общие и специальные способы анализа данных, в том числе сопоставление, сравнение, сбор информации из научных источников.

Актуальность оценки понятия юридической ответственности в контексте исполнительного производства подтверждается тем фактом, что сейчас этот институт переживает кризисные времена, являясь проблемным аспектом правовой системы Российской Федерации. Исполнительное производство в течение долгого промежутка времени выступало, как сложная подсистема со специфическими характеристиками правонарушений, с уникальной классификацией видов юридической ответственности. Служба судебных приставов в стране часто сталкивается с ситуациями, когда реализация положений законодательных и нормативно-правовых актов весьма проблематично, или связана с большим количеством противоречий букве закона. Требуется принять меры, способствующие повышению эффективности работы судебных приставов, улучшению показателей взысканий по исполнительным документам. Эта задача не только очень актуальна для правовой системы страны, но и имеет практическое значение, ценность для развития общественных отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

По своей сути юридическая ответственность в исполнительном производстве представляет собой обеспечительную меру государственного принуждения, которая влечет за нарушением законодательства в сфере исполнительного производства установленные законом неблагоприятные последствия [3]. За последнее время юридическая ответственность в исполнительном производстве претерпела значительные изменения. В первую очередь это связано с отнесением судебных приставов-исполнителей к числу государственных гражданских служащих в связи с реформой от 1 января 2020 года, когда были внесены изменения в содержание ФЗ РФ №328 от 01.10.2019 года [4].

Получение нового статуса судебными приставами-исполнителями не только способствовало получению определенных прав, гарантий, но и возложило обязанности с новой степенью юридической ответственности. Данный вывод основывается на то, что не только должник и взыскатель являются субъектами исполнительного производства, но и лица, которые непосредственно оказывают содействие исполнительному производству, к которым, в том числе, относятся судебные приставы-исполнители. Так, в соответствии с положениями ст.19 ФЗ РФ №118 от 21.07.1997 года [2], ответственность судебного пристава-исполнителя наступает за неисполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Отметим также, что законодательство в кругу субъектов анализируемой ответственности называет переводчиков, специалистов, хранителей, которые также подлежат ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей действующим законодательством в исполнительном производстве, как таковом. Среди признаков наступления ответственности следует назвать:

1) основанием для наступления данного вида ответственности является виновное нарушение норм законодательства в области исполнительного производства;

2) выражается данная ответственность в установлении в отношении виновного лица определенных лишений;

3) обеспечивается ответственность в исполнительном производстве посредством мер государственного принуждения. Обеспечивают применение мер принудительного характера должностные лица судебных органов и Федеральной службы судебных приставов;

4) к числу субъектов ответственности исполнительного в исполнительном производстве, как нами отмечалось ранее, относятся: взыскатель, должник, а также лица, которые содействуют исполнительному производству.

Следует отметить, что юридическая ответственность в исполнительном производстве может быть наложена по различным основаниям: к примеру, согласно положениям статьи 114 ФЗ «Об исполнительном производстве» банк или иная организация, осуществляющая финансовые операции, привлекается к ответственности за неисполнение в установленный срок исполнительного документа, который предписывает списание денежных средств со счета при условии, что денежные средства были на счете должника. Наступление юридической ответственности в исполнительном производстве следует за отказ должника от содержащихся в исполнительном документе требований по совершению определенных требований, или за воздержание от осуществления данных требований (в соответствии с общими положениями ФЗ «Об исполнительном производстве»). Также наступление ответственности обусловлено нарушениями положений законодательство в сфере исполнительного производства в целом, при этом, данные нормы касаются не только должника, но и лиц, не являющихся должниками [1].

Согласно положениям действующего законодательства в сфере исполнительного производства, на субъекта данной ответственности могут быть возложены как меры административной ответственности, так и уголовной, о чем говорят положения ст. 113 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве». В то же время, теоретики юридической науки говорят, в том числе, о применении в отношении нарушителей законодательства об исполнительном производстве норм гражданско-правовой ответственности, дисциплинарной и штрафной [6, с. 501]. При этом, дисциплинарная и штрафная ответственность в большей мере свойственна именно лицам, замещающим должности государственной гражданской службы. Вместе с тем, в современной юридической науке предлагается разделить ответственность за нарушение норм в сфере исполнительного производства на меры материально-правовой и материально-правовой ответственности. По мнению теоретиков юридической науки, к материально-правовой ответственности следует отнести административную, гражданско-правовую ответственность, уголовную, и дисциплинарную [4, с. 28].

Подводя итог проведенного исследования, следует отметить, что институт исполнительного производства, как и многие другие институты, не лишен проблемных сторон и на данном этапе можно говорить о развитии данного института, нежели о его эффективности. Определенные изменения в положение и ответственность непосредственно судебных приставов-исполнителей внесли изменения от 2020 года. Вместе с тем, современная теория права говорит о том, что позиция о необходимости становления исполнительной ответственности, в качестве самостоятельного вида юридической ответственности, является несостоятельна, поскольку на данном этапе достаточно затруднительно качественно решить вопросы, которые возникают в результате принудительного исполнения определенных исполнительных документов. В то же время исполнительное производство выступает в качестве комплексного явления, а процесс принудительного исполнения имеет неразрывную связь с применением и мер ответственности.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1; СЗ РФ. 2024. № 1 (часть I). ст. 30.
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. ст. 3590; СЗ РФ. 2021. № 52 (часть I). ст. 8976.
  3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. ст. 4849; СЗ РФ. 2024. № 1 (часть I). ст. 20.
  4. Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 40. ст. 5488; СЗ РФ. 2023. № 51. ст. 9138.
  5. Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство: Учебник (4-е издание, исправленное и дополненное). – М.: Статут, 2014. С. 28.
  6. Савенков Д.И. Юридическая ответственность в исполнительном производстве // В сборнике: Инновационные подходы в современной науке. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 501.