УДК 34

Субъекты производства по делам об административных правонарушениях в области оборота розничной продажи алкогольной продукции

Гаевая Елена Низамутдиновна – студент Тихоокеанского государственного университета.

Научный руководитель Таталина Анна Витальевна – кандидат юридических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье проанализированы проблемы административного производства по делам об административных правонарушениях в области оборота розничной продажи алкогольной продукции.

Новизна статьи видится в авторском подходе к изложению имеющегося материала, которого к настоящему времени недостаточно, что актуализирует интерес к данной теме.

Ключевые слова: алкогольная продукция, административные нарушения, административная ответственность, административное производство.

Одной из основных проблем юридической науки является обеспечение прав и свобод граждан. В России существует множество отраслей права, где каждая из них обеспечивает регулирование правового статуса личности в тех областях, для которых она и должна применяться, то есть для чего она и была образована. Сфера публичного управления регулируется широким кругом отношений в обществе, что опирается на нормы административного права в области правовой природы. Правоотношения, которые напрямую связаны с процессом осуществления принудительных мер административной ответственности, крайне своеобразны.

Субъектами производства по делам об административных правонарушениях (далее – АП) могут выступать физические, юридические и должностные лица, которые приобретают или наделяются соответствующими правами и рядом обязанностей, а помимо этого должным образом реализуют их, вступая в определенные административно-процессуальные отношения

Одной из особенностей процессуальных административно-правовых отношений выступает то, что в них могут принимать участие субъекты, не участвующие в материальных административно-правовых отношениях, например, прокурор, суд.[2] Субъекты в рамках исследуемого вопроса определены и закреплены в гл. 25 КоАП РФ.[1] Их отличительная особенность определяется посредством установления соответствующего процессуального статуса. Следует особо подчеркнуть, что в три основные группы, на которые и разделяются полномочия участников производства, в непосредственной зависимости от характера наделяемых ими полномочий, включаются органы исполнительной власти и судебные органы (они занимаются вопросом реализации производства по делам об АП), а помимо этого и сами участники производства по делам об АП (они осуществляют защиту своих собственных прав или же их интересы представляют лица, официально их замещающие, например, адвокат). К ним относятся: лицо, в отношении которого осуществляется производство по делам об АП (иными словами, правонарушитель); потерпевший; защитник; законный представитель стороны; иные участники процесса; секретарь судебного заседания; свидетель (в рамках процесса должен излагать реальные факты, известные ему по делу; однако, как показывает практика, свидетели в рамках заседания занимают одну из сторон (представляют одну из сторон)); эксперт; специалист в отдельной сфере деятельности; переводчик; понятой.

Помимо этого, исследуемые субъекты могут быть разделены на участников, интересы которых затрагиваются проводимым процессом; участников, реализующих процессуальные функции (иными словами, они принимают участие в заседании для обеспечения защиты прав иных лиц); участников, рассматривающих дела об АП; участников, реализующих защитную функцию в рамках заседания. Вместе с тем имеется возможность выделить ряд групп исследуемых субъектов: граждане, исполнительно-распорядительные органы и структурные части их аппарата, объединение граждан и их органы, а помимо этого органы самоорганизации населения, имеют административно-процессуальную правосубъектность, госслужащие, служащие органов местного самоуправления, должностные лица с соответствующими административными и процессуальными правами и обязанностями, другие госорганы и их должностные лица.[4]

Отмечается, что процессуальный статус абсолютно каждого субъекта включает в себя определенный набор прав и соответствующих обязанностей. За их нарушение субъекты производства по делам об АП могут быть привлечены к соответствующей ответственности административного характера.

В Конституции РФ определены и закреплены правовые основы государственности страны. Так, в нашем государстве верховенство закона обеспечивается на основе принципа разделения власти и соблюдении прав и свобод человека. Данное обстоятельство предполагает под собой особое внимание со стороны законодателей к вопросу обеспечения защиты прав и свобод граждан, как один из основополагающих обязанностей государства.

Потребность в обеспечении защиты прав и свобод личности в рамках административно-процессуальных отношений устанавливается особенным положением каждой из сторон. Так, например, государственные органы в рамках исследуемого процесса наделяются определенным законным правом воздействия, а именно применением административно-правовых санкций в отношении правонарушителей.

Понятие «правовой статус» довольно часто встречается в положениях российского законодательства. В большинстве своем, данный термин применяется для характеристики положения отдельного субъекта права. Отметим, что под административно-правовым статусом понимаются все базовые элементы правового статуса, но при этом он несколько ограничивается сферой АП.

В качестве основы упомянутого статуса выступают права и обязанности субъектов. Социальная роль субъектов устанавливает возникновение специальных административно-правовых статусов. К подобным статусам относятся, например: статус субъектов разрешительной системы; статус лиц, которые совершили АП и т.д.

Специфика статуса таких лиц, которые совершили АП, состоит в возможности применения в отношении них определенных мер принудительного воздействия. Следовательно, специальным статусом обладают такие лица, в отношении которых осуществляется производство по делам об АП.

Подчеркивается, что к юридическим средствам, которые обеспечивают реализацию прав и обязанностей относятся: определение границ прав и обязанностей; процессуальные формы реализации; меры поощрения и различные льготы, которые стимулируют соблюдение правомерного поведения.

Административно-процессуальное положение субъекта производства по делам об АП охватывает определенные стороны состояния лица, к которым относятся правосубъектность и гарантии. Следует отметить, что гарантии формируют все условия, которые требуются для должного обеспечения прав и обязанностей субъектов производства по делам об АП. Именно по этой причине оптимизация порядка закрепления и последующей реализации гарантий будет должным образом способствовать укреплению, а помимо этого и стабилизации статуса субъектов по делам об АП.

Административно-процессуальная правосубъектность участников производства по делам об АП зависит от их места, роли, интереса в указанном производстве.[5]

Необходимо отметить, что в рассматриваемом производстве по делам об АП в области оборота розничной продажи алкогольной продукции участвуют лица, без участия которых не может быть и самого производства, то есть либо имеющие личный интерес в деле либо содействующие осуществлению производства. Поэтому наиболее подходящей является классификация, основанием которой служит административно-процессуальное положение указанных лиц заинтересованные в исходе дела либо, содействующие организации и осуществлению производства по делам об АП.

Нужно четко понимать, что тому лицу, в отношении которого было возбуждено и ведется дело об АП в области оборота розничной продажи алкогольной продукции, предоставляется представитель или защитник, которые на любой стадии ведении дела имеют доступ к любым его материалам. Субъект, в отношении которого ведется дело, наделен также возможностью обжалования постановления суда по делу. Подобная жалоба подается в суд, который рассматривал дело, но рассматривается сама жалоба вышестоящим судом. [3]

Расследование по делам об АП в области оборота розничной продажи алкогольной продукции осуществляется в присутствии субъекта, то есть лица, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве. Такое положение способствует более детальному и полному изучению обстоятельств процесса, а также обеспечивает состязательность процесса и гласность. В связи с этим рассмотрение дела об АП в области оборота розничной продажи алкогольной продукции без присутствия лица, в отношении которого оно ведется, допускается только в том случае, когда он был надлежащим образом уведомлен o дате, времени и месте его рассмотрения, но не явился, а ходатайство от его имени об отложении рассмотрения отсутствует.

Когда отсутствуют сведения o надлежащем уведомлении лица, рассмотрение дела откладывается. В случае если дело ведется в отношении иностранного гражданина, то его присутствие при рассмотрении является обязательным.

Исходя из анализа ст. 28.2 КоАП РФ, признание лица потерпевшим возможно как на стадии возбуждения дела об АП, так и при рассмотрении данного дела.

Лицо становится потерпевшим в момент причинения ему физического, материального или иного ущерба, т. е. в момент совершения АП, потерпевший приобретает процессуальные права уже на стадии возбуждения дела об АП, в момент составления протокола об АП и может уже здесь воспользоваться юридической помощью представителя, заявить ходатайство. О существовании данного варианта свидетельствуют административная практика и ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающая, что в протоколе об АП должны быть указаны сведения о потерпевших.

На сегодняшний день в законодательстве отсутствует момент признания лица в качестве потерпевшего при проведении административного расследования. Единственное, подобное признание осуществляется судьей, которым проводится рассмотрение дело об АП в сфере оборота розничной продажи алкогольной продукции. Помимо этого в имеющейся сегодня судебной практике по делам об АП в сфере оборота розничной продажи алкогольной продукции возможны случаи отсутствия потерпевших.

Особо отметим, что на должностных лиц, наделенных определенными полномочиями рассматривать и вести дела об АП, закреплена обязанность в предоставлении и реализации прав потерпевших, закрепленных действующим законодательством.

Соблюдение данных норм - это одно из главных условий обеспечения правопорядка, охраны общественных интересов и соблюдения прав граждан и организаций. В ст. 25 КоАП РФ определены и закреплены субъекты производства по делам об АП. Но важно принимать во внимание тот аспект, что наличие некоторых участников не является обязательным при рассмотрении дел об АП (например, потерпевший может присутствовать не на каждом рассматриваемом административном деле).

Список литературы

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Рудь, Н. И. Проблема классификации участников производства по делам об административных правонарушениях и соблюдения их прав / Н. И. Рудь // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – № 1-3. – С. 214.
  3. Астафьев, Н. Об обжаловании судебных актов о привлечении к ответственности по административным делам / Н. Астафьев // Пчеловодство. – 2020. – № 10. – С. 44.
  4. Заболоцкая, В. Н. Определение круга участников производства по делам об административных правонарушениях / В. Н. Заболоцкая, А. Б. Баумштейн // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ. тенденции, перспективы : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Курск, 09 апреля 2021 года. – Курск: ООО "Планета", 2021. – С. 66.
  5. Спиридонов, П. Е. Субъекты административного процесса: понятие и виды / П. Е. Спиридонов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2022. – № 2(49). – С. 178