УДК 34

К вопросу о реализации административной ответственности в области охраны окружающей среды

Копанец Надежда Игоревна – студент Тихоокеанского государственного университета.

Научный руководитель Музыченко Павел Борисович – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В настоящей публикации рассматривается проблема реализации административной ответственности в области охраны окружающей среды в российской правовой системе. Дается определение административного экологического правонарушения как противоправного, виновного и вредоносного действия или бездействия управомоченного субъекта права, представляющего собой посягательство на общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, разумного использования природных ресурсов и экологической безопасности, за которое действующим административным законодательством федерального и регионального уровня предусматривается применение мер санкционного воздействия. Отмечается, что такие правовые категории, как «экологическая ответственность» и «экологическое правонарушение», имеют место в российской правовой системе и на сегодняшний день еще переживают процесс своего становления и развития. В заключительной части делается вывод о том, что правовое обеспечение является исходным моментом организации предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Также постулируется важность обеспечения системных мер по совершенствованию правовых основ профилактики экологических правонарушений, их соответствия стратегическим установкам в этой области с учетом сложившейся административно-деликатной ситуации

Ключевые слова: административная ответственность, природопользование, экология, административное законодательство, экологическое правонарушение.

Актуальность выбранной темы статьи объясняется тем, что экологическое направление как приоритетный вектор приложения сил государственного аппарата Российской Федерации заложено в недавно утверждённую Стратегию научно-технологического развития России [2]. Вопросы предупреждения экологических правонарушений являются особенно актуальными, в связи с чем эвристическое исследование точечных аспектов применения административных мер санкционного характера за деликатное поведение в области охраны окружающей среды и природопользования представляет значительный теоретический интерес. В целом, предупреждение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, т.е. экологических правонарушений, занимает ведущее место в механизме правового обеспечения экологической безопасности, которая является одним из элементов системы национальной безопасности РФ в целом.

Отметим, что Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [3] предусматривает, что развитие и качественное расширение нормативной правовой базы в области экологических правоотношений и укрепление институционально-инструментальной системы поддержания должной экологической безопасности является одним из приоритетных направлений в области экологии и разумного природопользования. Вместе с тем в механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и природопользования важную роль играют меры административного принуждения и, в частности, меры административной ответственности за совершение экологических правонарушений, выраженные в системе административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ [1] и законами субъектов РФ как средство борьбы с экологическими правонарушениями и их предупреждения.

В теории административно-деликатного права устанавливаются четкие критерии административного правонарушения вне зависимости от сферы деликатного поведения, которые, в общем и целом, являются устоявшимися для отечественного юридического дискурса: 1) противоправность (посягательство на охраняемые законом права и интересы управомоченных субъектов юридических отношений); 2) виновность (особое психическое отношение правонарушителя к совершаемому деянию, выражающееся в единстве интеллектуального (знание) и волевого (желание) компонентов); 3) манифестация факта правонарушения в действительную жизнь (действие или бездействие, совместно именуемые деянием); 4) наличие ответственности (иначе говоря – санкционированность) за то или иное деяние в административном законодательстве федерального или регионального уровней. Вместе с тем под административным экологическим правонарушением понимается противоправное, виновное и вредоносное действие или бездействие управомоченного субъекта права (физического или юридического лица), представляющее собой посягательство на общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, разумного использования природных ресурсов и экологической безопасности, за которое действующим административным законодательством федерального и регионального уровня предусматривается применение мер санкционного воздействия.

Следует отметить, что, по нашему мнению, административная ответственность – это сложное правовое явление и категория, выступающая, с одной стороны, видом юридической ответственности, с другой – мерой государственного принуждения, применяемой вследствие наличествующего деликатного поведения. При этом существо государственного принуждения в административно-правовой сфере раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах: во-первых, имеет место применение уполномоченными органами административной юрисдикции к субъектам административной ответственности мер принуждения, предусмотренных административно-деликатным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, во-вторых, существует закрепленная в праве обязанность субъектов административной ответственности претерпевать административные лишения личного, имущественного или организационного характера. В то же время ряд авторов выделяет такое понятие, как «экологическая ответственность», выделяя при этом такие ее признаки, как наличие специфических общественных отношений, подлежащих правовой охране, под которыми выступают общественные отношения в области охраны природы и природных ресурсов, субъектов экологической ответственности – лиц, причинивших вред окружающей среде, особый характер санкций за экологические правонарушения. Стало быть, в данном случае само наказание виновного приобретает второстепенное значение, а наиболее важным является восстановление природных качеств до того состояния, в котором они находились до причинения им ущерба. По нашему мнению, такие правовые категории, как «экологическая ответственность» и «экологическое правонарушение», имеют место в российской правовой системе и на сегодняшний день еще переживают процесс своего становления и развития, в силу чего говорить о них как об окончательно сформировавшихся правовых явлениях несколько преждевременно. Вместе с тем традиционно общая теория права выделяет уголовную, гражданскую, административную ответственности, а экологическую ответственность рассматривает как разновидность административной ответственности.

Однако следует согласиться с тем, что экологическая ответственность как составная часть механизма экологического права представляет собой один из видов юридической ответственности, вследствие чего имеет все отличительные признаки последней, а также некоторые специфические особенности: 1) представляет собой особый вид правоотношений между государством и правовыми субъектами, нарушившими экологические законы (при этом данные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в результате нарушения экологического законодательства); 2) экологическая ответственность реализуется в форме принуждения с использованием государственной системы с целью защиты экологических требований; 3) система экологической ответственности является комплексной правовой системой.

В заключение заметим, что составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, а также ответственность за их совершение закреплены в главе 8 КоАП РФ, а также в административно-деликатном законодательстве субъектов РФ. Правовое обеспечение является исходным моментом организации предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе в сфере охраны окружающей среды и природопользования. При этом важно обеспечение мер системного характера по совершенствованию правовых основ профилактики данной категории правонарушений, их соответствие стратегическим установкам и приоритетам в этой области, с учетом сложившейся административно-деликатной ситуации и тенденций ее развития.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
  2. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 49 ст. 6887.
  3. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 17, 24.04.2017, ст.2546.