УДК 343.955

Актуальные проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе

Канева Виктория Федоровна – студент Вятского государственного университета.

Тарасова Татьяна Андреевна – студент Вятского государственного университета.

Устинов Михаил Федорович – студент Вятского государственного университета.

Научный руководитель Мартьянова Светлана Аркадьевна – старший преподаватель Кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности Вятского государственного университета.

Аннотация: В статье отражаются проблемные вопросы участия педагога и психолога в уголовном процессе. Авторами анализируются мнения ученных на этот счет, даются понятия педагога и психолога, рассматриваются несовершенства регулирования правового статуса в уголовно-процессуальном праве указанных лиц. Помимо указного авторы выдвигают собственную позицию по указанным вопросам, предлагают внесение конкретных изменений в законодательство.

Ключевые слова: понятие психолога в уголовном процессе, понятие педагога в уголовном процессе, права и обязанности психолога и педагога, требования к статусу педагога и психолога в уголовном процессе.

Актуальность тематики статьи подтверждается статистикой последних лет - информационное агентство ТАСС приводит следующие цифры за 2022 год: суды в Российской Федерации рассмотрели более 19 тысяч дел с участием несовершеннолетних, более 14 тысяч несовершеннолетних были признаны виновными. Те же данные подтверждает сайт Генеральной Прокуратуры РФ. Мы видим внушительное количество уголовных дел, где обвиняемыми лицами являются в основном дети подросткового возраста, причем эти сведения не включают в себя те уголовные дела, в которых лица, не достигшие совершеннолетия, участвовали как потерпевшие либо свидетели.

Очевидно, что подобные ситуации оказывают огромное влияние на нестойкую подростковую психику, тогда как несовершеннолетние в нашей стране признаются слабозащищенным слоем населения.

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ признает желательность участия в таких судебных уголовных процессах психолога или педагога, но, несмотря на это, многие аспекты, касающиеся данного вопроса, практически не регламентируются. То есть в данной области явно наблюдаются законодательные пробелы, порождающие немалые проблемы в правоприменительной практике. 

Наиболее ярко выражены затруднения при определении статуса и места психолога или педагога в уголовном судебном процессе, а также условий их участия. 

Исторически еще в царской России, а точнее с середины 19 века появилась возможность привлечения к уголовному процессу воспитателя или педагога. В УПК РСФСР 1960 года тоже указывается на такую возможность. Советское уголовное законодательство рассматривало статус педагога как специалиста в определенной сфере. 

В ныне действующем УПК РФ наряду с педагогом фигурирует специалист по психологии личности. Например, ст. 425 УПК РФ гласит: «В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно».

В такой формулировке статья фактически уравнивает правовой статус педагога и психолога, однако УПК не содержит каких-либо пояснений, в каких случаях к участию в процессе нужно привлекать педагога, а в каких - психолога. Данный факт доказывает, что законодатель не различает эти категории, в УПК они обладают одинаковым объемом обязанностей и прав.

Подобный подход мы не можем считать правильным с юридической точки зрения. В соответствии с пунктом 62 ст. 5 УПК РФ «педагог – это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся». Тогда как психолог занимается исследованием способов и форм психических и поведенческих личностных проявлений в ходе участия человека в осознанной деятельности, с целью реализации научно-практических задач и своевременного оказания психологической поддержки и помощи.

Исходя из профессиональных компетенций психолога и педагога, можно заметить, что это два абсолютно разных специалиста. Основная роль педагога заключается в ведении учебно-воспитательной работы, для него важно уметь грамотно и структурировано преподносить знания. Психолог же профессионально разбирается в психо-эмоциональных состояниях личности и умеет находить подход к человеку при самых разных обстоятельствах.

В силу объективных различий между двумя рассматриваемыми специальностями, ученые-юристы склоняются к тому, что участие педагога в уголовном процессе, на которое указывают статьи 191 и 425 УПК РФ, сохраняется исторически, поскольку в прошлом психологическая специализация не была широко признана и распространена. По их мнению, сегодня более правильным будет привлечение к процессу именно специалиста по психологии, так как он сможет наиболее эффективно подобрать подход к подростку и лучше защитить его от пагубного воздействия стрессовой ситуации. 

Другой острой проблемой является то, что функции психолога и педагога в ходе судебного процесса практически не регламентируются, как и требования, предъявляемые к ним, приводя к формализации участия этих специалистов в уголовном разбирательстве.

Проблема осложняется тем, что понятия «психолог» и «педагог» трактуются очень широко. Однако, исходя из принципов логики и разумности, для участия в уголовном процессе подойдет далеко не любой представитель данных профессий, а только тот, кто специализируется на возрастной категории лиц, не достигших совершеннолетия, чаще всего подростков, которые выступают фигурантами дела, будучи подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими либо обвиняемыми. Необходимо наличие практического опыта взаимодействия с трудными подростками и владение соответствующими профессиональными навыками. 

Учитывая важность и ответственность роли данного лица в ходе уголовного расследования, законодателю следовало бы установить критерии, по которым правоприменитель должен выбирать подходящего педагога или психолога. Так, например, обосновано предъявление следующих требований к вышеперечисленным лицам: 

  1. Привлекаемое лицо специализируется на работе именно с той возрастной категорией, представители которой являются фигурантами дела.
  2. Привлекаемое лицо имеет практический опыт профессионального взаимодействия с данной возрастной категорией не менее одного года.

Рассматриваемый вопрос можно решить, добавив дополнительную статью в главу 8 УПК РФ «Иные участники уголовного судопроизводства», которая касается участия в процессе психолога или педагога, где было бы четко по пунктам прописано, какие требования предъявляются к этим специалистам и в какой ситуации должен привлекаться каждый из них, а также круг их обязанностей, прав и ответственности. Подобная статья могла бы точнее определять их функции как участников уголовного разбирательства, в котором задействованы лица, не достигшие совершеннолетия. 

К примеру, «педагог или психолог должен выполнять особые функции: содействование лицу, производящему следственное действие, в формулировании вопросов, которые будут понятны несовершеннолетнему (в зависимости от возраста); установления психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым; защиты несовершеннолетнего от необоснованного и незаконного психического воздействия допрашивающего его лица; предоставления помощи органам предварительного расследования и суду в выявлении причин и условий совершения преступления; прогнозирования дальнейшего поведения несовершеннолетнего в процессе расследования преступления; возможной консультативной помощи должностным лицам, решающим вопрос о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера».

Согласно действующему законодательству РФ, ответственность за определенные виды уголовных преступлений наступает с четырнадцати лет. Устанавливая минимальный возрастной порог, законодатель исходил из того, что большинство подростков в четырнадцать лет уже в достаточной степени способны осознавать свое поведение в ситуациях, вызывающих конфликт с правовыми, социальными, морально-нравственными ценностями, принятыми в обществе. Однако не все подростки одного возраста находятся на одном уровне психически-эмоционального развития.

Миньковский Г. М. стал одним из первых юристов, которые говорили о необходимости проводить судебно-психиатрическую экспертизу лиц, не достигших совершеннолетия, перед началом уголовного судебного процесса.

К тому же УПК РФ устанавливает обязательность присутствия психолога или педагога при допросе подозреваемого или обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, или уже достигшего, но имеющего диагностированное расстройство психики либо отставание психического развития. Такое участие специалистов психолого-педагогического направления в допросе происходит или по инициативе следователя, или когда об этом ходатайствует защитник. Кроме того, на допросе лица, не достигшего совершеннолетия, имеет право находиться его законный представитель [1].

Существует мнение юристов-правоведов о том, что если у несовершеннолетних лиц, участвующих в уголовном разбирательстве, диагностировано отставание в развитии или расстройство психики, то обязательно присутствие на процессе не просто психолога, а психотерапевта. Несовершеннолетние с такими отклонениями отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, склонностью к частым сменам настроения, неумением адекватно реагировать на неожиданно меняющуюся ситуацию, что негативно сказывается на показаниях. Как показывает практика, если есть необходимость допросить несовершеннолетнего, но еще нет результатов судебно-психиатрической экспертизы или другого комплексного психолого-психиатрического заключения, то несовершеннолетнего допрашивают, не дожидаясь результатов экспертизы. Юрист, преподаватель юриспруденции Балаева М. С. считает, что в этой ситуации участие психотерапевта особенно необходимо [2].

Психолог – это не врач, а специалист-гуманитарий, и основная область его деятельности: консультирование здоровых людей по различным психологическим вопросам и проблемам, как личным, так и лежащим в сфере межличностных коммуникаций. Соответственно, возникает вопрос об эффективности участия психолога в уголовном деле, где фигурируют несовершеннолетние с отставанием в развитии или расстройствами психики. Тогда как психотерапевт имеет высшее медицинское образование, что позволяет ему проводить медицинские обследования и диагностировать заболевания, поэтому именно его участие требуется в подобных случаях.

Основываясь на вышесказанном, предлагается редактировать главу 8 УПК РФ и добавить в нее статью 58.1 «Психолог», которая должна звучать следующим образом:

«Психолог - лицо, обладающее специальными медицинскими знаниями в области детской психологии, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в защите психики несовершеннолетнего лица при проведении соответствующих процессуальных действий, консультативной помощи лицу, осуществляющему следствие или дознание по уголовному делу, в котором принимает участие несовершеннолетний.

Лицо, участвующее в уголовном процессе в качестве психолога должно соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь высшее педагогическое образование по специальности «Психология» или высшее медицинское образование по специальности «Психотерапия»; 
  • При участии в процессуальных действиях, в которых участвует несовершеннолетний с выявленным отставанием в развитии, возможно участие только психолога с наличием высшего медицинского образования по специальности «Психотерапия»;
  • Иметь непрерывный трудовой стаж по указанной специальности в медицинской или иной организации не менее двух лет;
  • Иметь подтвержденный опыт работы с возрастной категорией лиц, для работы с которыми он привлекается в рамках уголовного процесса не менее шести месяцев.

Психолог вправе:

  • Отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;
  • Знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;
  • Приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;
  • Прекращать участие несовершеннолетнего при допросе или проведении иных процессуальных действий с участием указанного лица при наличии признаков, которые он сочтет отклонениями от нормального психологического состояния;
  • По собственной инициативе давать должностному лицу рекомендации по обращению с несовершеннолетним согласно психологическому состоянию последнего.
  1. Психолог не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве психолога, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования психолог несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Также предлагается представить пункт 62 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «педагог - педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся, имеющий опыт работы с несовершеннолетними не менее двух лет. Права и обязанности педагога совпадают с правами и обязанностями психолога, указанными в ст. 58.1».

В заключение хотелось бы указать, что данный вопрос исследовался многими учеными, ввиду его сложности и неоднозначности. Указанные предложения действительно могут способствовать повышению эффективности судопроизводства с участием несовершеннолетних. Их использование может повлечь за собой возникновение новых проблем, однако психологическое здоровье детей – это в будущем здоровье всего общества и, следовательно, государство посредством своих институтов обязано сохранять и оберегать свое возможное будущее.

Список литературы

  1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. От 28.04.2023) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
  2. Балаева, М. С. Участие психотерапевта на следственных действиях c участием несовершеннолетних (дискуссионные вопросы) / М. С. Балаева. // Молодой ученый. — 2014. — № 17.1 (76.1). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13028/.
  3. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учебное пособие. СПб., 2002. С. 40.
  4. Жданова Я.В. Правовой статус педагога (психолога) по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц / Вестник Удмуртского университета: Серия «Экономика и право». Т. 25, вып. 4. 2015 г.
  5. Марковичева Е.В., Татьянина Л.Г. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе. Вестник Удмуртского университета: Серия «Экономика и право». Т. 27, вып. 2. 2017 г.
  6. Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2007. 227 с.
  7. Анализ сведений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними 2022 г., // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_pvfo/mass-media/news/news-regional?item=73051248 

Интересная статья? Поделись ей с другими: