УДК 343.139.3

Особенности правового статуса председателя районного суда

Богданова Ирина Андреевна – студент специалитета Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Научный руководитель Гаджиев Вугар Эдвар оглы – кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Охарактеризовано правовое положение председателя районного суда, руководствуясь действующим законодательством. Рассмотрены обязанности, особенности и роль председателя в районном суде, планирование и организация работы председателя в районном суде.

Ключевые слова. аппарат суда, правосудие, председатель суда, статус, судебная система, судья. 

В текущих реалиях нашего времени стали больше уделять внимание качеству работы органов власти. Для этого выделяется большое количество ресурсов как финансовых и человеческих, так и технических, ведь нам необходимо провести аналитику, внести правки в полномочия и обозначить последствие их нарушений для каждого должностного лица. Все эти действия трактуются очень просто. Поставлена задача по расширению сферы регулирования. То есть основной посыл, заложенный в данную задачу, является простым. Мы должны более четко обозначать полномочия органов власти, последствие за превышение или же неисполнение этих обязанностей.

Аппарат суда является обширной темой. Любое государство уделяет большое значение формированию качественной судебной структуры. Ведь главной обязанностью является обеспечение полноценной защиты прав и свобод человека. Для этого необходимо обеспечить судебным организациям правовые и организационные гарантии.

Должное выполнение работы, относящийся к судебной системе, обеспечивает бесперебойная работа всех её структур. От корректности организации взаимодействий между ними зависит эффективность работы суда в целом. Для этого необходимо знать и понимать судебную деятельность со всех сторон.

Правосудие должно вершиться исключительно по средству обращения в правоохранительные органы для передачи дела в судебные инстанции. Порядок передачи регламентирован законом Российской Федерации. Также разновидностей судебных инстанций достаточно много. Но сегодня мы рассмотрим один.

Если говорить более детально, то приоритетным органом для рассмотрения сегодня для нас в этой статье является районный суд. В его структуре присутствует председатель. Обязанности которого четко регламентированы законодательством Российской Федерации. Главная его задача очень проста- обеспечить эффективность работы Районного суда. Для этого он может использовать различные государственные органы, в рамках своей компетенции, соответственно. Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 26.06.1992г. No3132-1 (ред. от 10.07.2023г.) «О статусе судей в Российской Федерации», все судьи в Российской Федерации обладают единым правовым статусом.

Важным термином в судебной системе является «статус». В свое время М.И. Клеандров объяснил его достаточно просто. Статус является правовой категорией, не смотря на то, что в обычной жизни мы употребляем это слово без смысловой нагрузки относительно «права». В обычной жизни статус определяет твое место и значимость в жизни, насколько весомым является твое мнение и слово.

Однако это не означает, что статус предполагает только правовой оттенок. Говоря о статусе судьи, ученый заключает, что «компонентами статуса судьи являются взаимодополняющие друг друга правовой (ядром которого служит конституционно-правовой статус), моральный, этический, психический, физиологический, социальный и иные компоненты, при этом некоторые из них не облечены в правовую форму» [3, с. 9].

А теперь объединим оба рассмотренных выше факта. Как определяется и регулируется правовой статус председателя суда? В этом нам помогают Федеральные конституционные законы «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации».

В них достаточно кратко и понятно все описано. Информация, которая там содержится, обозначает лишь небольшой набор должностных функций, каким образом происходит назначение и срок службы( на данный момент он составляет шесть лет). Да, именно срок службы. Так как любой представить государственной структуры является государственным служащим.

К сожалению, в этих документах упущено много необходимых характеристик. Они касаются как требований к самому кандидату, так и задач, которые он обязан выполнять на своем посту. Этот факт относится к одной из важнейших проблем действующей системы.

Стоит учитывать, что должности в различных структурах, подразделениях могут отличаться друг от друга в зависимости от потребностей, а также новых вводных.

У каждого судьи есть свои полномочия и компетенции, не смотря на то, что статус у них единый. Обязанности между ними распределяются самим председателем районного суда.

1) территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;

2) предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой – гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;

3) предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;

4) беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские – лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

В рамках данных полномочий также включен пункт о сроках назначения судебного процесса. Согласно практике процесс проходит следующим образом. Гражданин подает иск в суд, в течении 5 дней его обязаны рассмотреть и определить по какой статье будет возбуждено гражданское дело. Далее происходит стандартное распределение необходимых действий между сотрудниками для сбора необходимой доказательной базы. Когда все собрано, судья выносит решение о том, что дело подготовлено и назначает дату слушания, куда секретарь приглашает всех участников процесса. Обычно данный процесс занимает не более 20 дней. Но, которое есть всегда, есть случаи более долго срока. На это могут повлиять различные факторы. К примеру, судья заболел, ушел в отпуск и другое.

Теперь рассмотрим функции председателя районного суда:

  1. председательствует в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями;
  2. назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
  3. руководит работой аппарата суда;
  4. организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;
  5. руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
  6. организует работу по повышению квалификации работников суда;
  7. вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
  8. ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
  9. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В данной статье мы рассмотрели основные аспекты и законодательную сторону работы председателя районного суда. Далее я хотела бы обозначить ряд проблем, которые напрямую связаны с низкой эффективностью текущих основных показателей структур.

К сожалению, большая часть необходимых вещей, для эффективной работы данной структуры, в законодательстве опущена. Как пример, у нас нет четкого понимания кто должен находится на этой должности, отсутствуют четкие характеристики и требования к кандидату. Но в тоже время присутствует порядок назначения на данную должность. Для исправления необходимо внести правки в закон с регламентом, в котором будут прописаны требования к человеку, претендующему на должность председателя районного суда.

Второй вопрос, который должен быть принят для изменений, это принципы работы председателя районного суда. Ведь если они не будут регламентироваться, то и применение последствий становится более затруднительным. Решение также будет очень простым. При формировании нового пакета изменений в функциональные обязанности, необходимо сделать отдельный пункт о принципах работы председателя районного суда.

Третьей проблемой, которой сегодня хотелось бы обозначить, это обозначение последствий за невыполнение или не должное выполнение должностных обязанностей председателя районного суда. Данные мероприятия должны иметь более жесткий характер. Но это необходимо выполнять параллельно с решением пунктов, разобранных выше. То есть, при внесении правок в функциональные обязанности и добавлении принципов работы, необходимо четко обозначить последствия и меры наказания за несоблюдение данных обязанностей.

Исходя из проблемы с последствиями, следующим вопросом хотелось быобозначить – взятки. На текущий момент все еще остается актуальной и оченьраспространённой история о даче и получении взяток. Мы можем решить этупроблему при помощи введении усиленного контроля работы сотрудников,существенный пересмотр бюджета зарплатного проекта. Ведь, как известно,большая часть взяток у линейного персонала появилась из-за отсутствиязаработной платы, которая могла бы соответствовать среднему уровню жизни.Как пример, окладная часть зарплаты секретаря районного суда составляет12 966р, а у помощника председателя суда – 18 042р. На данный момент многиепродавцы в магазинах, где работают студенты, получают больше. Следовательно,как мы можем требовать от людей корректной работы, если их зарплата непозволяет им самостоятельно обеспечить себе и своей семьей достойную жизнь.

Проблемой в вопросе сроков назначения слушаний по судебным искам можно обозначить тот факт, что каждое дело ведет один судья, передача возможна только при уходе судьи в отставку или снятии с него судебных полномочий. Здесь необходимо производить пересмотр порядка назначения дел на судей. Необходимо учитывать график отпусков, он составляется в государственных учреждениях на год вперед, дать возможность использовать заместителей, на случай болезней. А для этого нужно обеспечить более оперативное введение в курс дела.

Еще одним пунктом данной статьи является проблема коммуникаций, которая находится как внутри системы, так и вне. Отсутствует полноценно налаженный процесс взаимодействия между отделами, структурами. Это связано с неполноценным пониманием и отсутствием четких инструкций «Кто за что отвечает». Такая ситуация увеличивает срок работы над делом, а также плавно переносит нас к проблеме коммуникаций с обществом. Людей бесконечно отправляют из одного окна, кабинета в другие. Из-за этого копится негатив, который буквально передается в перспективе по наследству. Отсюда отсутствие доверия и желания взаимодействовать, возможно помогать правоохранительным органам, так как существует мнение, что это все равно не даст никакого результата.

Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть порядок взаимодействия внутри структуры. Также стоит рассмотреть вариант публичной информации для граждан, расширить часы приемов, сделать более лояльный график посещений. Ведь многие работают по классическому административному расписанию, а это в свою очередь попадает по временным рамкам по работе структур, что может вызвать уйму неудобств. Очень важно, чтобы и общество понимало какое подразделение отвечает за тот или иной вопрос.

Если будут введены меры по развитию коммуникаций и лояльности граждан, они могут предоставить больше нужной информации, и, самое главное, своевременно. При таком раскладе правоохранительные органы, взаимодействующие с аппаратом судов, будут иметь полноценную базу вещественны доказательств для свершения правосудия.

Последний пункт, который необходимо обговорить, это реструктуризация должностных лиц. Пересмотр должностей и их обязанностей должен проводиться своевременно. Они должны соответствовать текущим реалиям развития технологий и не только. Мы должны понимать, что в обозримом будущем ряд должностей станут не актуальны. Она либо исчезнет из структур, либо подвергнется ряду модернизирующих изменений.

И это мы обозначили лишь небольшую часть актуальных проблем, связанных с работой данной структуры. Перечислять их можно достаточно долго и объемно, с некоторыми из них вы встречались лично или хорошо наслышаны. Также предположили какие мероприятия могут положительно повлиять на устранение этих проблем.

Все реформы, которые проводятся на протяжении многих лет, направлены на закрытие этих пробелов. Используются все доступные новые технологии. Проводятся реструктуризации отделов, вводятся и убираются обязанности, в соответствии с изменениями, которые преподносит нам прогресс времени.

В любом случае, для решения нам необходимо разрабатывать комплекс мер, для всестороннего воздействия на повышение эффективности работы. Единичные нововведения не дадут нам необходимого результата, ведь, как было оговорено выше, все проблематики взаимосвязаны и должны истребляться соответственно. Без этого мы не сможем повысить уровень раскрываемости преступлений, уровень доверия к устоявшейся системе, предотвратить некорректное поведение со стороны органов власти, снизить процент ложных обвинений.

Тезис, который мы можем с вами подвести, данной статьи достаточно краток. Особенности правового статуса председателя районного суда имеет большое значение и подлежит большому количеству реформ, как и аппарат суда соответственно. Все делается для усовершенствования и повышения эффективности работы судебных и правоохранительных органов.

Список литературы

  1. Д.Н. Лукоянов Функции председателя районного суда / Российская юстиция. – 2010 –№11. - с. 49-52.
  2. Д.Н. Лукоянов Особенности правового статуса председателя районного суда / Российское правосудие – 2011 - №1 – с. 86-96.
  3. Д.Н. Лукоянов Правовой статус председателя суда как организатора эффективного правосудия: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011г.
  4. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992г.
  5. Закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011г.
  6. Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. №5.
  7. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под. Ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 426.